18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

ВИЧ в России: новое исследование и обновление рейтинга «Если быть точным»

Авторы нового исследования «Если быть точным» о том, какова ситуация с ВИЧ в разных регионах России сегодня и как на нее повлияли два года пандемии. 

2020 был последним годом выполнения российской стратегии по борьбе с ВИЧ, принятой в 2016 году. Но, несмотря на амбициозность поставленных в этой стратегии целей, в России продолжает развиваться эпидемия ВИЧ. На конец 2021 года в стране проживает уже 1,1 млн человек с ВИЧ. И по темпам распространения вируса страна занимает первое место в Европе — в 2020 году на Россию приходилось 57% новых случаев на всем континенте. 

Диагностика и лечение 

ООН в борьбе с ВИЧ ориентируется на стратегию «90-90-90»: 90% людей с ВИЧ должны знать свой статус, 90% знающих статус — получать терапию, 90% получающих терапию — иметь неопределяемую вирусную нагрузку, когда вирус нельзя передать другому человеку. Недавно организация и вовсе обновила цели на 95-95-95. Но России пока далека от подобных показателей.

Сейчас пациенты с ВИЧ-инфекцией в РФ не обязаны вставать на учет, и российское законодательство запрещает принуждать их к этой процедуре. К концу 2020 года планировалось, что 90% от всех людей, живущих с ВИЧ, как и полагается по стратегии ООН, будут стоять на учете. Но, по данным Роспотребнадзора, фактический охват составил 70%, а по расчетам «Если быть точным» — только 57%. 

Ближе всего к цели несколько регионов, где эта доля находится на уровне 75-80%. Это Сахалинская, Брянская, Кировская, Орловская, Тамбовская, Рязанская области, Чувашия, Татарстан, Тыва, Бурятия, Забайкальский край и Севастополь. Наименьшее значение — в Москве, Чечне, Ленинградской области, Республике Крым, Ростовской области. Доля людей с ВИЧ на учете от всех людей с ВИЧ в регионе здесь ниже 50%.

Юлия Верещагина
Юлия Верещагина
координатор общественного движения «Пациентский контроль»

Важно, насколько в регионе доступны центры СПИД и врачи-инфекционисты. Зачастую, чтобы попасть к врачу, людям нужно проехать много километров на рейсовом автобусе, а то и на поезде. Из-за нехватки медперсонала нередко пациенты вынуждены по несколько часов ждать своей очереди, чтобы сдать анализы или попасть на прием. Все это необходимо делать в будние дни в рабочее время, то есть нужно отпроситься с работы, не объясняя причину, потому что человек же не скажет, что это в связи с ВИЧ-инфекцией.

По планам стратегии, также к 2020 году при увеличении финансирования 100% пациентов на учете должны были получать терапию. Однако, по данным Роспотребнадзора, в 2020 году ее получали 76,7%, а по расчетам исследователей «Если быть точным» — 84%. Дело в том, что препараты для лечения ВИЧ закупаются централизованно Минздравом и распределяются по субъектам РФ, и регионы могут самостоятельно докупить лекарства за счет своих бюджетов. Но далеко не все из них пользуются этим правом. 

Читайте также Как жили и живут люди с ВИЧ в России

Доля тех, кто получает терапию (от числа состоящих на учете) 90% и выше только в 12 регионах: Астраханская, Воронежская, Костромская, Сахалинская области, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Москва, Башкортостан, Якутия, Северная Осетия, Ямало-Ненецкий АО. В двух регионах эта доля 70% и ниже: Санкт-Петербург и Тверская область. Всего по стране больше 500 тысяч инфицированных остаются без лечения.

Всего антиретровирусную терапию, в 2020 году получали 53,2% людей, живущих с ВИЧ. По расчетам «Если быть точным» — 47,8%. Целевым же показателем стратегии по борьбе с ВИЧ был охват терапией 90% при увеличении финансирования. По данным Коалиции по готовности к лечению, бюджет на закупку антиретровирусной терапии ежегодно увеличивался (+40% в 2020 году по сравнению с 2016 годом), как и количество закупленных годовых курсов лечения (в 2 раза больше, чем в 2016 году). Однако для достижения целей стратегии бюджета не хватило.

Доля людей с неопределяемой вирусной нагрузкой от числа получающих терапию 90% и выше лишь в восьми регионах: Калмыкия, Ростовская, Волгоградская, Самарская, Липецкая, Тюменская области, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий АО. Ниже 60% — в Пермском крае, Чукотском АО, Амурской и Томской областях.

Заболеваемость и смертность

Больше всего новых случаев ВИЧ в 2020 году выявлено в Кемеровской области (68 на 10 тысяч обследованных), Пермском крае (61 на 10 тысяч), Красноярском крае (56 на 10 тысяч), Камчатском крае (53 на 10 тысяч) и Свердловской области (51 на 10 тысяч). В среднем по России — 15 на 10 тысяч.

Юлия Верещагина
Юлия Верещагина
координатор общественного движения «Пациентский контроль»

Во время развития эпидемии в этих регионах был высок процент тех, кто заразился, употребляя инъекционные наркотики. Процент людей, употребляющих наркотики, если верить статистике, там до сих пор высок. Эти люди сталкиваются с дискриминацией и стигматизацией, и даже после того, как перестали употреблять наркотики, все еще с недоверием относятся к медицинским учреждениям и неохотно обращаются за помощью.

В 14 регионах РФ можно говорить о генерализованной эпидемии ВИЧ — это значит, что ВИЧ вышел за пределы уязвимых групп, а распространенность инфекции среди беременных женщин устойчиво выше одного процента. Так обстоят дела в Кемеровской, Томской, Новосибирской, Самарской, Иркутской, Тюменской, Тверской, Свердловской, Оренбургской, Челябинской, Ленинградской областях, Алтайском крае, Пермском крае, Красноярском крае. 

Важно особенно отметить Кемеровскую область: в этом регионе годами самые высокие показатели по числу новых случаев и смертности от ВИЧ. Если в среднем по России от ВИЧ умирает 12,6 человек на 100 тысяч населения, то в этом регионе — 56. Ниже среднероссийского здесь и охват диспансерным наблюдением людей с ВИЧ, и доля тех, кто получает терапию. 

Регионы с наименьшей выраженностью проблемы ВИЧ в 2020 году (рейтинг А) — Брянская, Сахалинская, Тамбовская, Белгородская, Кировская области, Тыва, Ингушетия и Калмыкия. Меньше всего выявлено в Чечне (3 на 10 тысяч), Ингушетии (4 на 10 тысяч), Дагестане (4 на 10 тысяч), Тыве (5 на 10 тысяч) и Москве (6 на 10 тысяч). 

Мария Годлевская
Мария Годлевская
специалист по мониторингу ассоциации «Е.В.А.»

Причины такой статистики могут быть разными. Например, низкая выявляемость в кавказских республиках может быть связана с высоким уровнем стигматизации ВИЧ-инфицированных. Люди там просто боятся проходить обследование и обращаться за помощью.

В 2021 году в России умерло 34 093 человека с ВИЧ. Лидеры по смертности от ВИЧ — Кемеровская область (56 на 100 тысяч), Иркутская область (39 на 100 тысяч), Пермский край (36 на 100 тысяч), Новосибирская область (34 на 100 тысяч), Свердловская область (31 на 100 тысяч), Самарская и Тюменская область (по 30 на 100 тысяч). 

Влияние COVID

Пандемия коронавируса повлияла на снижение выявляемости новых случаев ВИЧ. Разные ведомства трактуют данные за последние два года по-разному. По мнению Минздрава, происходит «стабилизация эпидемии», а по мнению Роспотребнадзора, причина уменьшения новых случаев заражения — в снижении числа обследованных и в изменении структуры тестируемых на ВИЧ. При этом, действительно, общее число обследованных на ВИЧ в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизилось на 6 миллионов человек. 

Читайте также «СПИД из глаз»: как организованы программы помощи ВИЧ-позитивным людям в России

Проблемой во время пандемии стало и тестирование на вирусную нагрузку и иммунный статус людей с ВИЧ. Такие тесты проводят в среднем два-четыре раза в год, чтобы отслеживать состояние здоровья, эффективность терапии, отсутствие резистентности к принимаемым препаратам (в случае неэффективности терапии ее должны заменить). Но во время пандемии лаборатории Центров СПИД были перегружены: и ВИЧ-инфекция, и COVID-19 относятся к инфекционным заболеваниям, поэтому лаборатории брали на себя выполнение тестов на COVID-19. 

На смертность ВИЧ-инфицированных людей также могла повлиять пандемия. Люди, живущие с ВИЧ, не принимающие терапию, имеющие сниженный иммунный статус и высокую вирусную нагрузку — более уязвимая к COVID-19 группа. 

Так, согласно исследованию Санкт-Петербургского центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, в 2020 году почти 50% умерших ВИЧ+ людей умерли от причин, не связанных с ВИЧ. При этом на первом месте в структуре других причин смерти оказался COVID-19 (16%) и болезни органов дыхания, состоявшие в основном из пневмонии (15,3%). 

Спасибо, что дочитали до конца! Полный текст исследования и обновленный рейтинг от команды «Если быть точным» — по ссылке.

Материалы по теме
Знания
«ВИЧ — болезнь маргиналов, а я в браке и доверяю своему партнеру»: девять опасных стереотипов о ВИЧ
9 февраля
Опыт
Беременность и ВИЧ: как родить здорового ребенка
4 декабря
Опыт
Как принять свой положительный ВИЧ-статус и чего не надо делать, когда узнаешь о диагнозе другого
12 июля
Читайте также
Опыт
На помощь кому сложно собирать деньги и почему?
22 мая
Опыт
Химия нас связала: как равные консультанты помогают людям с ВИЧ и онкологическими заболеваниями
25 апреля
Опыт
«Страшно рассказать, потому что стыдно»: как бороться со стигмой ВИЧ и говорить об этой инфекции свободно и открыто
1 декабря
Помочь нам