IT-помощь для НКО: как оказать и как получить

Кто такие IT-волонтеры, где их искать и зачем.

У некоммерческих организаций и социальных проектов часто возникают задачи, выполнить которые никто из сотрудников не может — в штате просто нет нужного специалиста. А нанять кого-то на аутсорсе может быть проблемно из-за ограниченности финансирования. И тогда на помощь приходит интеллектуальные волонтеры — специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и готовы выполнять эти задачи на добровольных началах. Найти такого волонтера или стать им самому можно на платформе IT-волонтер. Как это работает, «Нужна помощь» рассказала координатор платформы Лена Закирова. Если вы находитесь в России, используйте для доступа vpn.

Как устроено интеллектуальное волонтерство

Платформу IT-волонтер запустили в 2014 году, и это была первая площадка для поиска интеллектуальных волонтеров в рунете. Тогда ее идея была мало кому понятна: под волонтерством многие подразумевали либо фандрайзинг (финансовую помощь НКО), либо какую-то не требующую специальных навыков помощь «на подхвате» — раздать, подать или разгрузить что-нибудь. Мало кто знал, что есть еще интеллектуальное волонтерство. Еще меньше людей понимали, как это работает. 

Из-за этого вначале ни у общественности, ни у НКО не было доверия к платформе, рассказывает координатор IT-волонтер Лена Закирова. Но какие-то команды все же решались поработать с волонтерами. И вскоре они начали делиться с коллегами своими успешными кейсами сотрудничества — тогда отношение к интеллектуальным волонтерам стало меняться. Сотрудники сектора и активисты начали понимать, что на платформе IT-волонтер можно легко найти специалиста, который поможет решить возникшую проблему — и в итоге организация сможет делать свою работу лучше.

Лена Закирова
Лена Закирова
координатор платформы IT-волонтер

Вначале команды НКО были не открыты к сотрудничеству с волонтерами: было непонятно, в чем выгода специалистов, и были сомнения, насколько хорошо они выполнят работу. Но вскоре стало ясно, что это win-win сотрудничество. Волонтер получает опыт, пробует работать в новой сфере и чувствует удовлетворение от того, что, включившись в благотворительность, принес пользу обществу. А сотрудники НКО, у которых небольшой бюджет, экономят средства и получают профессиональную помощь. К тому же для благотворительных организаций это возможность рассказать о своей деятельности более широкой аудитории, «впустить» в сектор новых людей.

Кто такие IT-волонтеры

Сейчас на IT-волонтер 9679 участников, за шесть лет решено более 1800 задач, ежемесячно на платформе регистрируются около 150 новых волонтеров и НКО. При этом на IT-волонтер уже давно оказывается не только IT-помощь, но и любая помощь, связанная с технологиями — аналитика данных, дизайн, SMM, тестирование и многое другое.  

Среди волонтеров много тех, кто только что прошел обучение (например, в IT Girls School, Skillbox, SkillFactory, Productstar, Яндекс Практикум) — этим людям нужен опыт и кейсы для портфолио, им часто помогают их менторы. В профиле у этих волонтеров есть соответствующая отметка — где именно они прошли обучение. Часто на задачи откликаются и уже опытные специалисты, желающие попробовать себя в благотворительности и помочь какой-либо некоммерческой организации. В частности члены сообщества веб-студий, агентств, IT-компаний и независимых профессионалов Пасека (у них в профиле также специальная отметка).

Чтобы стать заказчиком или исполнителем, достаточно просто зарегистрироваться на платформе. В профиле можно указать свои ФИО, контакты, написать об образовании и опыте работы, имеющихся навыках. По возможности стоит добавить свое фото, ссылку на резюме и портфолио. Важно, что любой зарегистрировавшийся на платформе может одновременно и давать задачи, и откликаться на них. Можно также ставить задачи, подразумевающие денежное вознаграждение, указывая свой бюджет при составлении задачи.

При этом на платформе IT-волонтер нет модерации — зарегистрироваться и разместить свой профиль может каждый. Ставят задачи все некоммерческие или имеющие социальную составляющую организацию, а откликаются — все, кто считает себя способным решить ту или иную проблему. Сотрудники платформы просматривают уже опубликованное и удаляют профили только в крайнем случае — если пользователь не разделяет ценности Теплицы.

Лена Закирова объясняет, что это принципиальная позиция платформы — там нет сложного входа, верификации. Ее создателям всегда хотелось, чтобы у всех была возможность поставить задачу, найти себе волонтера и стать им.

Как найти IT-волонтера и сработаться с ним

Здесь также простая механика — вы публикуете на платформе задачу, волонтеры на нее откликаются, и вы выбираете среди них исполнителя. Но одной из проблем многих НКО вначале было то, что они боялись сотрудничать с человеком со стороны, делиться с ним какой-либо чувствительной информацией. 

Здесь каждый оценивает риски самостоятельно, и важно, чтобы и заказчик, и исполнитель вызывали доверие, рассказывает Лена Закирова. Для этого команда платформы советует НКО и волонтерам как можно более подробно заполнять свои профили. Организациям также рекомендуется изучить отзывы о волонтере (их на платформе оставляют предыдущие заказчики). Посмотрите его/ее соцсети, изучите резюме, при необходимости — проведите собеседование, на котором поинтересуйтесь мотивацией. Вы также можете заключить договор с волонтером.

На следующем этапе помните о «трех золотых правилах» по работе с волонтерами:

  • четко ставить задачу,
  • быть на связи,
  • всегда благодарить.

Часто проблемы возникают со вторым: команды фондов заняты своей основной работой и оказываются не готовы к долгой коммуникации со специалистом со стороны. В итоге результат не соответствует ожиданиям, и вовсе не по вине волонтера. Чтобы не быть разочарованным, следует оценить свою готовность включения еще до того, как вы дали задачу. Ведь сотрудничество — это всегда взаимодействие. На протяжении всей работы с волонтером вам нужно быть на связи с ним/с ней — отвечать на вопросы, давать обратную связь и при необходимости помогать, поддерживать мотивацию специалиста. 

Лена Закирова
Лена Закирова
координатор платформы IT-волонтер

Если команда НКО соблюдает три правила, то обе стороны получают положительный и интересный опыт. Было много случаев, когда какой-то специалист приходил к нам новичком, а вскоре становился профи. Кого-то из волонтеров организации наняли в штат или начали сотрудничать на постоянной основе. Некоторые переквалифицировались и решили теперь работать только с благотворительными проектами. А что касается НКО, то с помощью IT-волонтера многие фонды не только получили профессиональную помощь и ее результаты в виде больших охватов и пожертвований, но и научились быть более открытыми и лучше доносить информацию о себе людям извне.

Кому уже помогла платформа

Некоторые небольшие НКО, не имеющие возможности регулярно платить специалистам со стороны, регулярно обращаются к IT-волонтерам. Например, команда благотворительного фонда «Сохранение культурного наследия «Белый Ирис»», за год закрыла на платформе 28 задач. В частности, дизайнер-волонтер рисовал открытки для акции фонда, таргетолог запускал рекламу ролика «Белого ириса», а IT-специалисты добавляли информацию на сайт НКО, устраняли на нем ошибки и настраивали платежный сервис

Анна Кузьминых
Анна Кузьминых
PR-директор фонда «Белый ирис»

Платформа IT-волонтер — наше спасение. Сталкиваемся с проблемой, нет денег на найм специалиста, размещаем задачу на платформе — и каждый раз появляются люди, которые помогают нам бесплатно. С некоторыми волонтерами мы уже знакомы и сотрудничаем с ними на постоянной основе. Пишем лично, и они оперативно и качественно закрывают наши текущие задачи. Кроме того, мы решали на платформе и более сложные долгосрочные задачи. Например, во время «месячника дружбы» Skill Factory и IT-волонтера мы подали заявку на помощь в разработке PR-стратегии фонда. Целая команда специалистов три месяца работала с нами, вникая в деятельность фонда, и в итоге сформулировала для нас полезные предложения. 

Интеллектуальные волонтеры часто играют важную роль в продвижении и развитии молодых проектов. Так было с некоммерческой организацией «Ореол жизни». Ее команда занимается поддержкой женщин с трижды негативным раком молочной железы. Кроме того, ее цель — просвещать здоровых женщин о том, как обезопасить себя и предупредить возникновение и развитие рака. Для этого команда запустила сайт (кстати, с помощью другого продукта Теплицы — Кандинский). Задачей было сделать так, чтобы ресурс легко находился в сети, но специалисты «Ореола жизни» ничего не знали про SEO. 

Сайт «Ореола жизни»

Команда разместила задачу на платформе IT-волонтер, и вскоре на нее откликнулся SEO-специалист. Он сделал аудит сайта, заметил на нем ошибки и помог их исправить, чтобы ресурс был виден в поисковых системах. Волонтер также установил на сайте Яндекс Метрику, подсказал команде, как получить сертификат безопасности, чтобы увеличить доверие к сайту, объяснил, как писать SEO-статьи. Вскоре на сайте сообщества стало расти количество посетителей — теперь у ресурса 200 уникальных посетителей в месяц. 

Диана
Диана
SMM–менеджер «Ореол жизни»

Волонтер Родион Мельников помог нам значительно расширить нашу аудиторию и закрыл поставленную задачу в короткий срок. Кроме того, он по-прежнему остается с нами на связи и при необходимости консультирует. Считаю, что специалисты в узких «технологичных» областях очень помогают НКО: для них наши задачи простые, а нам для их решения необходимо было бы долго разбираться, тратя на это много времени и сил. Обращаясь к волонтерам, мы экономим ресурсы, направляя их на свою основную деятельность, и получаем по-настоящему профессиональную помощь.

Спасибо, что дочитали до конца! Заходите на платформу IT-волонтер — там вам помогут.

Материалы по теме
Опыт
«Из благополучателей в благотворители»: как вовлечь родительские сообщества в фандрайзинг
27 января
Опыт
«Кто-то косынку раскладывает, а я — декларации чиновников»: как устроено волонтерство в антикоррупции
25 января
Опыт
«Теперь я мама неродившихся детей»: автор книги «День нематери» — о том, как пережить потерю ребенка
20 января
Читайте также
Опыт
Как небольшие волонтерские инициативы становились крупными российскими фондами
13 сентября
Опыт
Как волонтеры «Нужна помощь» создали самиздат для фонда «Хрупкие люди» и собрали пожертвования
19 июля
Опыт
Каким бывает волонтерство и как фонду построить волонтерское сообщество
30 мая