18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Вернуть зарубежные подписки и доноров — инструкция для НКО

Как начать собирать деньги с зарубежных карт, как открыть счет за границей и вернуть часть «потерявшихся» доноров.

Благотворительные организации и их подопечные одни из первых почувствовали на себе кризис после начала «специальной военной операции»: в первые же дни НКО лишились огромного количества пожертвований, подписки и доноры «отваливались», а международные проекты сотрудничества заморозили на неопределенное время. Visa и Mastercard приостановили работу в РФ (на территории страны ими по-прежнему можно расплачиваться), из России ушли платформы и платежные системы, которые проводили заграничные пожертвования — Benevity и PayPal больше не работают. 

Есть и человеческий фактор: многие снимали со счетов деньги, поэтому на их картах не было средств, кто-то отписывался, видя растущие цены. Многие уехали и перевели все средства на счета иностранных банков. Те, кто давно жертвовал из-за границы, тоже лишились этой возможности. Для некоммерческих организаций и фондов стал актуальным вопрос, как начать собирать деньги с зарубежных карт, как открыть счет за границей и вернуть часть «потерявшихся» доноров. Мы поговорили с теми, кому это удалось и постарались ответить на вопросы о пожертвованиях в иностранной валюте.

Выбор платформы для платежей

Майя Соерова
Майя Соерова
руководительница отдела фандрайзинга фонда «Нужна помощь»

Чтобы международные операции стали возможны, нам нужно было зарегистрировать НКО не в России и сделать сайт, через который эти операции будут проходить. У нас уже был куплен европейский домен — eu. Мы сделали там зеркало страницы о фонде «Нужна помощь» (https://nuzhnapomosh.eu/).

Недостаточно просто подать документы на регистрацию юридического лица, у НКО должен быть свой работающий расчетный счет, на который будут поступать средства через платежный агрегатор. Есть еще один важный для прозрачности момент: партнерский нам фонд зарегистрирован в Литве и обязан соблюдать законодательство этой страны, поэтому текст публичной оферты и политики конфиденциальности написан на литовском и английском языках.  

В России все благотворительные фонды пользуются, в основном, платежным агрегатором CloudPayments. «Нужна помощь» — не исключение. Платежные агрегаторы пропускают через себя платежи самых разных платежных методов (банковские карты, Google Pay, Apple Pay, Сбер Pay и т.д.). Для заграничных пожертвований мы стали пользоваться зарубежной платформой, которая не работает в России, но действует по похожему принципу. Она называется Stripe

Чтобы ее подключить, нужно зарегистрироваться на платформе как организация, для этого — иметь при себе все уставные документы. В целом, принцип тот же, как и при подключении Cloudpayments в России. Если у вас уже есть зарегистрированное юридическое лицо, нужно просто зайти на сайт Stripe и заполнить форму регистрации. Также на партнерскую организацию в Литве мы подключили PayPal.

В Stripe изначально мы подключили только разовые платежи. Когда их протестировали и поняли, что все работает, рассказали об этой опции нашим донорам. Через месяц мы подключили подписки на регулярные платежи — это технически более сложный процесс. О запуске регулярных пожертвований мы сообщали отдельно.  

Когда все было подключено, мы вернулись к базе «неудавшихся пожертвований» — это пожертвования, которые по разным причинам не прошли. У нас была информация о том, с каких карт и из каких стран они были сделаны. Если мы видели, что человек делал пожертвование из-за рубежа, и оно не удалось, он подпадал под критерий того донора, которому мы должны сообщить, что теперь у нас есть техническая возможность принять пожертвование в евро. Мы собрали базу таких доноров, приготовили для них рассылку и рассказали об изменениях в наших соцсетях — на нас в том числе подписаны люди, которые живут за границей.

Елена Куликова
Елена Куликова
PR и комьюнити-менеджер журнала «Холод»

Раньше люди могли спокойно донатить нам из России и других стран. Когда Россию отключили от SWIFT, а из страны ушли MasterCard и Visa, платежи нам приходить перестали. К тому же у нас заблокировали сайт, и мы не могли получать пожертвования даже от тех, кто живет в России: ЮKassa нас сразу же отрубила. Мы разом лишились двух источников платежей: иностранной поддержки и поддержки от российских читателей. 

Сначала был шок. Мы понимали: надежды на то, что все станет как раньше, нет, времени тоже было в обрез: помощь, которую оказывали читатели, была критически важной, и нам нужно было срочно решать вопрос с пожертвованиями. Также было ясно, что если мы сейчас начнем действовать хаотично и лихорадочно, то, скорее всего, ошибемся. Поэтому определили дедлайн, за который должны решить эту проблему, и начали заниматься проблемой поэтапно. 

Помогло, что зарегистрированное за границей юридическое лицо у нас к тому моменту уже было. Знаю, что в Грузии и Черногории сейчас легко открыть иностранное ИП или фирму — это может быть хорошим решением для тех, у кого нет иностранного юрлица.

Нам оставалось выбрать платформу, через которую проходили бы зарубежные платежи. У меня было много вопросов к платежным системам. Важно было принять взвешенное решение, чтобы не тратить впустую свои силы и силы наших разработчиков. Нужно было все проанализировать и сверить, только потом решаться, поэтому мы сохраняли рассудок и действовали поэтапно. Мы проанализировали самые популярные платежные системы, отфильтровали их по нашим нуждам, провели маленькие интервью с пользователями. У меня в шорт-листе были Stripe и CloudPayments.    

Мы остановились на Stripe по многим причинам. CloudPayments требуют дополнительные «плюшки» для подписчиков — контент по подписке, мерч, онлайн- или офлайн-встречи — просто донаты принимать нельзя. Эта платформа хороша для тех, кто что-то продает, а для нас такие условия были камнем преткновения. У нас тоже есть мерч и клуб по подписке, но нам важно иметь возможность принимать и простые пожертвования от читателей. 

С момента, когда мы решили делать Stripe до первых платежей прошло около полутора недель. Мы сразу настроили разовые и рекуррентные платежи — регулярные подписки для нас очень важны, потому что позволяют прогнозировать доходы в следующем квартале. 

У Stripe есть еще одна полезная опция: при подтверждении, что вы — НКО, они снижают подоходный налог. Нужно заполнить пошаговую анкету на сайте, где можно выбрать тип организации. После заполнения происходит верификация аккаунта — нам подтвердили его за четыре дня.

Наша проблема была еще и в том, что нас заблокировал сервис email-рассылок, и мы не могли ничего сообщить жертвователям, которые были подписаны на ежемесячные донаты. Когда у нас заработал Stripe, мы каждый день писали в соцсетях, что нас можно поддержать из-за границы, и каждые пять евро для нас очень важны. Потом мы сделали дублирующий сайт, который не заблокирован Роскомнадзором, где есть платежная форма и для рублей. 

В Stripe нужно указать реквизиты аккаунта, каждый платеж платформа обрабатывает и сразу отправляет на счет организации. В онлайн-режиме можно смотреть платежи, и я каждый день как царь-кощей открываю свой «сундук» и смотрю, сколько появилось новых рекуррентных доноров. 

Есть важный момент, на который стоит обратить внимание: я не сразу увидела, что у Stripe автоматически установлены пожертвования в пользу экологических инициатив. Когда я увидела, что нам приходят чуть усеченные платежи, обнаружила, что у нас стоят эти галочки и выключила их, потому что мы поддерживаем много разных инициатив в пользу природы, но предпочитаем сами решать, когда и в каком объеме хотим это делать.

Сбор пожертвований в долларах и евро

Рассказывает команда юристов Philin Philgood во главе с руководителем Натальей Дроздовской

С чего начать

Чтобы получить пожертвование в иностранной валюте, необходимо иметь валютный счет — открыть его может любая НКО. Начать стоит именно с этого. Для каждой валюты нужно иметь отдельный. Можно договориться с жертвователем о том, чтобы он произвел мультивалютный перевод. В таком случае сумма пожертвования может измениться за счет конвертации.

Важно понимать, какими документами подтверждается операция. Верное оформление подтверждающих пожертвование документов позволит вовремя перевести денежные средства с транзитного счета.

Валютный перевод должен быть грамотно оформлен — с верным кодом валютной операции. Так банк отразит поступление как пожертвование. Для этого мы рекомендуем в назначении платежа как минимум указывать слово «пожертвование». В противном случае банк может расценить средства как оплату услуги — то есть платеж, с которого может взиматься налог на прибыль.

Стоит учитывать, что валютные операции между резидентами запрещены законом, поэтому пожертвования наличными возможны только в рублях.

Несмотря на благие намерения жертвователя, НКО важно, чтобы деньги поступили на счет корректно, чтобы в дальнейшем не возникло проблем ни с валютным контролем, ни с бухгалтерским учетом.

Зарегистрировать НКО за границей

Действующим законодательством Российской Федерации ни физическим, ни юридическим лицам не запрещено регистрировать от своего имени организации (в том числе некоммерческие) за границей. Такая регистрация проходит в соответствии с действующим законодательством той страны, где планируется регистрация НКО. 

Необходимо определить:

1) цель регистрации НКО за границей (сбор средств в валюте, сотрудничество с иностранными организациями, иные цели);

2) страну регистрации НКО (ближнее зарубежье, где деятельность НКО регулируется схожим с российским правом, дальнее зарубежье, где регулирование деятельности кардинально отличается от российского);

3) планируемые к получению потоки денежных средств.

Необходимо понимать, что:

1) регистрация —  это определенные затраты (направление представителя, оформление документов, регистрационные процедуры, наем местных специалистов, сопровождение текущей деятельности);

2) важно участвовать в жизни зарегистрированной НКО — невозможно зарегистрировать организацию и про нее забыть, любая компания требует внимания, пусть даже минимального. Нужно продумать, какие усилия необходимы, чтобы поддерживать еще одну структуру, тем более, в иностранной юрисдикции; 

3) возникнут определенные налоговые обязательства на территории России и на территории страны, в которой будет регистрация НКО.

Как открыть валютный счет

Валютный счет может открыть любая НКО, действующее законодательство не содержит ограничений в этой части. Несмотря на многочисленные санкции в отношении России и ее граждан открыть валютный счет можно и сейчас. Но получение денег на этот счет не гарантировано из-за введенных санкций и запрета отдельных банков на валютные переводы.

При открытии валютного счета параллельно с ним открывается транзитный, вспомогательный счет. Сначала деньги поступают именно на него и находятся там до тех пор, пока НКО как владелец основного счета проходит валютный контроль. После прохождения валютного контроля их можно перевести на основной счет. Далее НКО принимает решение: оставить деньги на валютном счете или конвертировать их в рубли. Конвертация в рублях — это продажа валюты.

Сейчас существуют альтернативные банки, через которые проходят валютные переводы и поступления, но из-за текущей обстановки получение денежных средств зависит от банка отправителя: есть ли разрешение от банка на соответствующие переводы. Например, один банк Германии запрещает осуществлять валютные операции на счета российских банков, а другой банк этой же страны не имеет таких ограничений. Именно поэтому перед осуществлением такой операции нужно уточнять в банках такую возможность — ситуация меняется быстро.

Нюансы, которые не лежат на поверхности

Важно учесть, что для принятия пожертвований в долларах и евро у НКО должен быть открыт валютный счет — отдельно для долларов и евро. Операции проходят валютный контроль банка. Чтобы его пройти, необходимо оформить договор пожертвования.

Важно понимать происхождение валютных средств. Если они идут от иностранного жертвователя или российского жертвователя-юридического лица, бенефициарный владелец которого — иностранец, у НКО возникает иностранное финансирование — если НКО вовлечено в политическую деятельность, у нее увеличивается риск признания иноагентом. Объем такого финансирования, как и четкое определение политической деятельности законодательством не закреплены. Как вариант, у таких жертвователей можно запросить письмо-подтверждение о наличии или отсутствии иностранного происхождения денежных средств. 

При пересчете валютного пожертвования в рубли возникают курсовые разницы. Минфин отмечает, что курсовые разницы по средствам пожертвований, которые возникли из-за изменения официального курса валюты в рамках целевых поступлений не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. То есть с курсовых разниц платить налог не придется при условии раздельного учета и целевого использования валютного пожертвования.

Пожертвования в крипте — когда фонды смогут их принимать?

Есть шанс, что в скором будущем НКО смогут официально принимать пожертвования в криптовалюте. Фонд «Друзья» и аналитическое агентство Mindsmith провели исследование об использовании криптовалют в благотворительности: выяснилось, что большинство НКО в России пока еще относятся к крипте с недоверием. Среди наиболее значимых опасений — неопределенность юридического статуса криптовалюты в России, технические сложности и непонимание того, как правильно отчитываться перед государством за эти средства. Некоммерческие организации не понимают, как общаться с владельцами криптовалют, как привлечь их внимание. Несмотря на это, большинство фондов видят в использовании криптовалюты преимущества. 

Елена Самсонова
Елена Самсонова
PR-директор в фонде «Друзья»

Мы не берем на себя ответственность сейчас рекомендовать НКО, как принимать криптовалюту, потому что она до сих пор находится в серой зоне, у нас нет законодательного регулирования приема и отчетности — это очень большие риски для фондов. При этом мы прекрасно понимаем, что в нынешних условиях странно перекрывать фондам кислород и не давать пользоваться всеми инструментами фандрайзинга.  

Фонды очень хотят принимать пожертвования в криптовалюте, но не знают, как, потому что нет закона. Сейчас идет противоборство Центробанка и Минфина на эту тему: Минфин предлагает разрешить криптовалюту, включить ее в банковскую инфраструктуру, а Центробанк утверждает, что оборот и майнинг криптовалют нужно запретить. При этом Минфин разработал классный законопроект по регулированию использования криптовалюты в России. Давайте дождемся его принятия.

Спасибо, что вы остаетесь с нами! Больше практических советов мы собрали в нашем антикризисном гайде для НКО, прочесть его можно тут.  

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Читайте также
Знания
Инсульт: как и какую помощь можно получить от государства
29 октября
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября