- Знания
- 24 июля 2023, 16:57
- 6 минут
УР, ЦУР, КСО И ESG: что это такое и почему бизнес должен думать о краснокнижном гусе пискульке даже во время кризиса
Все самое главное о том, что такое устойчивое развитие и зачем оно нужно бизнесу.
Сегодня потребители и инвесторы имеют больше ожиданий от бизнеса, чем когда-либо. Кроме извлечения прибыли в рамках закона и уплаты налогов, компания, чтобы быть привлекательной для инвесторов, которых интересует стабильное и долгосрочное повышение дохода, и покупателей, не желающих поддерживать неэтичные «корпорации зла», должна также вводить практики устойчивого развития (УР). Например, КСО (корпоративная социальная ответственность) и ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление). Фонд «Нужна помощь» пообщался с экспертами и компаниями о том, что такое концепции ответственного бизнеса и почему они не только общественно полезны, но и экономически выгодны.
Как мы к этому пришли? Экономические подходы прошлого и настоящего: эволюция отношения человека к окружающей среде
По словам основательницы и руководительницы консалтинговой компании Sustainability Solutions Ирины Горбачевой, которая также является преподавателем дисциплины «КСО и устойчивое развитие» в Институте общественных наук РАНХиГС, существует множество экономических подходов, но в рамках разговора об окружающей среде особенно нас интересуют антропоцентрический и эколого-системный.
Антропоцентрический подход предполагает экономический рост за счет научного прогресса. Он не отрицает необходимости рационального распределения ресурсов, но в его рамках природа воспринимается как объект, который должен адаптироваться к человеческим нуждам.
В эколого-системном подходе основополагающими элементами являются природоохранная проблематика и вопросы экологии. В рамках этого подхода экологической сфере противопоставляются социальная и экономическая, они являются угрозой для экологической устойчивости.
Игнорировать нельзя меняться
В 1972 году в рамках доклада «Пределы роста» Римского клуба группа исследователей Массачусетского университета смоделировала рост человеческой популяции и исчерпания природных ресурсов. Ученые предсказали, что если мир не предпримет серьезных действий по защите окружающей среды и разумному использованию ресурсов, то экономику, население и экологию ожидают «перегрузка и коллапс» еще до 2070 года.
В 2014 году ученый Мельбурнского университета Грэм Тернер решил свериться с результатами исследования и подтвердил, что мы движемся по предсказанному сценарию.
Формулировка «защита окружающей среды и разумное использование ресурсов» может ассоциироваться с ограничениями, лишениями и уступками со стороны человека ради блага планеты. Однако, чтобы исправить экологическую ситуацию, не обязательно жертвовать экономическим благополучием.
В 1987 году профессор Эдвард Барбье в работе The Concept of Sustainable Economic Development опубликовал результаты исследования, где сделал вывод: цели охраны окружающей среды и экономическое развитие не только не противоречат друг другу, а напротив, могут способствовать взаимному усилению.
Чтобы уберечь планету и одновременно удовлетворить интересы компаний, появились практики устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса.
PR-директор фонда «Нужна помощь» Надежда Янкелевич считает, что в обществе в последние годы есть глобальный запрос на осознанное потребление, на инструменты влияния и поддержки. И ESG в этом смысле хороший ответ на него. Осознанный потребитель, покупая что-то сегодня, делает прежде всего ценностный, этический выбор, стремится внести свой вклад в решение проблем и готов предпринять для этого вполне конкретные действия.
В целом есть ведь и поколенческий слом: выросли люди с другим ценностным набором, с другим запросом на социальное устройство. Конечно, 2022 год изменил многое, и мы можем сказать, что люди в целом сейчас ощущают, что лишены контроля над ситуацией и стремятся получить доступные способы влиять на свою жизнь и на то, что происходит вокруг. Поэтому около 40% населения в возрасте 14—55 лет демонстрируют паттерны осознанного потребления: заботятся об экологии, борются с лишним потреблением.
Мнение Надежды подтверждает статистика Dentsu Sustainable Lifestyle:
- 62% потребителей в мире выбирают экофрендли-продукты для своих ежедневных потребностей, даже если они дороже. Доверие к бренду — вторая после доступности причина выбора бренда;
- 80% россиян задумываются о проблемах экологии;
- 55% чаще учитывают экологичность товаров при покупке;
- 40% россиян изменили свои повседневные потребительские привычки ради защиты окружающей среды;
- 40% нравится покупать товары у социально ответственных брендов;
- более трети экономят воду и электричество.
Концепции и цели устойчивого развития (ЦУР)
Существует более 50 интерпретаций термина «устойчивое развитие», одна из классических представлена в докладе Брундтландской комиссии «Наше общее будущее» 1989 года: «Модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения будущих поколений такой возможности».
В 2015 году 193 государства — члена ООН приняли 17 целей и 169 задач в качестве реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Концепции об ответственном бизнесе и кому они нужны
Наиболее популярные концепции об ответственном бизнесе — КСО и ESG, обе они базируются на целях и задачах устойчивого развития, принятых ООН.
Раньше было принято считать, что бизнес имеет обязательства только перед государством (соблюдать закон) и акционерами (приносить прибыль). Все начало меняться примерно в 1970-х: бизнес решил взять на себя дополнительные обязательства — перед своими сотрудниками, местным сообществом и обществом в целом. Так возникла концепция корпоративной социальной ответственности — КСО.
ESG — дословно «экология, социальная политика и корпоративное управление». Впервые принципы ESG сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, в первую очередь они были направлены на борьбу с климатическими изменениями. Понятие ESG шире, нежели КСО, его принципы глубоко внедряются в работу компании и не являются факультативной деятельностью, отдельной от основного вектора. Решения о внедрении ESG-практик обычно принимаются советом директоров, потому как они фундаментально воздействуют на деятельность компании.
В 2020—2021 годах концепция ESG начала приобретать большую популярность в России. По мнению Ирины Горбачевой, произошла подмена сущностей, в результате которой ESG практически вытеснила устойчивое развитие. Ирина связывает это с тем, что запрос на ESG, который сформулировали ключевые финансовые институты, такие как ВЭБ РФ, ЦБ РФ, ММВБ, в адрес финансовых организаций и эмитентов ценных бумаг, был более четким и адресным и носил гораздо более стимулирующий характер, чем продвижение в стране повестки устойчивого развития.
Крупнейшие банки, национальные и частные компании, их дочерние структуры, а вслед за ними сервисные, инфраструктурные компании переключились на работу с ESG, во многих случаях утеряв исходное «устойчивое» целеполагание.
Тем не менее в России есть компании, которые активно и вдумчиво развивают практики устойчивого развития.
«Из тех компаний, с чьей работой с повесткой мне удалось соприкоснуться, большое уважение вызывают “Северсталь”, “Билайн”, “ИКЕА” (ушедшая, к сожалению, из России). Мне очень нравится, что и как делает платформа для ретейла ECR Sustainability. Важную программу “Маршрут 17” реализует “Форум доноров”», — говорит Ирина.
Компании, развивающие практики устойчивого развития
«Алроса»
Алмазодобывающая компания «Алроса» в 2022 году вошла в топ-100 ESG-рейтинга агентства Moody’s и заняла 37-е место из 100 в ESG-рейтинге Sustainalytics.
Среди социальных приоритетов «Алросы»:
- финансирование строительства школ, больниц, реабилитационных и спортивных центров;
- поддержание гендерного равенства в отрасли: более 30% сотрудников компании — женщины;
- поддержка местных производителей: 30% от общего объема закупок — продукция местных поставщиков, в том числе представителей малого и среднего бизнеса.
Также в приоритетах «Алросы» экологическая повестка. Компания:
- поддерживает долю повторно используемой воды в технологическом цикле на уровне не ниже 90% в общем водопотреблении;
- восстанавливает нарушенные земли: ежегодно рекультивирует около 1000 гектаров;
- сохраняет биоразнообразие в регионе присутствия: проводит в партнерстве с научными институтами мониторинг миграции диких северных оленей и изучение краснокнижного гуся пискульки, зарыбление водоемов, мониторинг и исследования водных биологических ресурсов;
- создала центр мониторинга изменений климата.
«Яндекс»
Последние два года «Яндекс» выпускает ESG-отчет, составленный по международным стандартам GRI Standarts и SASB. Он написан простым языком — так, чтобы читать было интересно не только профессиональной аудитории. Отчет за 2022 год находится на стадии подготовки, однако компания уже может поделиться результатами по некоторым направлениям.
Социальные результаты:
- адаптировали 10 сервисов и приложений «Яндекса» для незрячих пользователей. Теперь незрячие люди могут пользоваться основными возможностями этих сервисов без посторонней помощи;
- в приложении «Яндекс Go» появились опции для пользователей с ограничениями по здоровью. Информация о выбранной опции отобразится в карточке заказа у водителя. Водителю, который принял заказ, приложение подскажет, что делать на всем протяжении поездки;
- в «Яндекс Картах» появился инструмент, с помощью которого можно отмечать места, доступные людям с инвалидностью. Например, можно указать, оборудован ли пандусом вход в парикмахерскую и есть ли в торговом центре специализированный туалет.
Экологические результаты компании:
- свели количество упаковки до минимума: теперь она автоматически подбирается под размер товара. Часть заказов теперь доставляется не в коробках, а в курьерских пакетах из вторсырья, которые возможно переработать;
- отказались от доупаковки в тех случаях, когда собственной упаковки товара достаточно.
Через свой инфраструктурный фонд «Помощь рядом» «Яндекс»:
- в 2022 году подключил 36 новых фондов к программе «Поездки для НКО». В начале 2023 года программа запустилась в пяти новых городах, сейчас бесплатными поездками на такси могут воспользоваться подопечные свыше 100 НКО в 30 городах России. Количество бесплатных поездок на такси за год увеличилось более чем в два раза. Это около 35 тысяч поездок в месяц;
- удвоил сумму ежемесячного бюджета на закупки, чтобы фонды могли приобретать необходимые товары в нужных объемах и продолжать стабильную работу в меняющихся условиях;
- провел первый конкурс на участие в программе «Товары для НКО».
На конец 2022 года 254 фонда получают грант на социальную рекламу от «Яндекса» (размер гранта — 150 тысяч рублей в месяц). В целом более 400 НКО получают помощь в трех постоянных программах фонда.
Бенефиты для бизнеса: зачем бизнесменам придерживаться концепций УР
Согласно исследованию The Impact of Corporate Sustainability on Organizational Processes and Performance, проведенному на основе данных 90 компаний США, ответственное ведение бизнеса улучшает показатели в долгосрочной перспективе.
Исследования McKinsey 2019 года подтверждают, что инвестиции в устойчивое развитие повышают прибыль компании за счет:
- снижения потребления ресурсов;
- увеличения привлекательности для новых сотрудников;
- снижения экологических рисков;
- повышения уровня мотивации старых сотрудников;
- более крепких связей с государством и местным сообществом;
- оптимизации инвестиций и капитальных затрат путем выбора более устойчивого оборудования и зданий.
Кроме того, этот факт привлекает современных инвесторов.
В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов — страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. Результаты показали, что 98% опрошенных уделяют особое внимание ESG-рейтингу компании.
Кроме того, сама по себе деловая среда стимулирует бизнес к внедрению КСО и ESG. За счет требований к подрядчикам и субподрядчикам лидеры рейтингов устойчивого развития вытягивают в зеленую зону малый и средний бизнес.
Что происходит в сфере устойчивого развития сейчас
С марта-апреля 2022 года бизнес прошел уже не одну итерацию осмысления целесообразности сохранения программ и их приоритезации. Ирина Горбачева отмечает такие критерии выбора и расстановки приоритетов:
- актуальность программ с точки зрения изменившихся задач бизнеса, стратегии в области устойчивого развития и ESG, ожиданий стейкхолдеров;
- быстрый бизнес-результат, желание удовлетворить стейкхолдеров с минимумом затрат;
- стоимость и доступность финансирования программ и проектов;
- доступность технологий и оборудования, на которые опираются программы;
- прогноз спроса на те или иные решения (например, зеленые решения, услуги и сервисы), в том числе готовность потребителей доплачивать за экологичность на фоне общей экономической ситуации.
Будущее устойчивого развития в России
По мнению Ирины Горбачевой, в России сейчас идет разговор о суверенном ESG и национальных стандартах в этой области. ESG, являясь, по сути, рамкой легитимизации бизнеса в глазах инвестора, в условиях изоляции может работать только на локальных инвесторов, а значит, может быть суверенной системой. С одной оговоркой: если не планируется выходить на другие рынки. В противном случае необходимо учитывать требования других рынков к ESG и иметь комплементарную им систему.
Другое дело — устойчивое развитие. Эта платформа решает задачу выживания человечества, и она не может решаться в рамках одной страны.
«У меня есть такая метафора: представьте пожар в многоквартирном доме. И вот в одной из квартир жильцы обложили дверь и стены мокрыми простынями и одеялами и убедили себя, что пожар их не настигнет. Но это ведь абсурд. Поэтому для того, чтобы УР развивалось, важно, чтобы те, кто в квартире, и те, кто в соседних, охваченных пламенем подъездах, и те, кто на, казалось бы, безопасном расстоянии, осознали, что они взаимозависимы в своем праве выжить. Это должно стать поводом для поиска решений по урегулированию текущих конфликтов и возобновлению работы во имя общего права текущего и будущих поколений жить в благополучном мире», — говорит Ирина.
Спасибо, что дочитали до конца!