- Опыт
- 13 декабря 2023, 17:50
- 5 минут
«Так устроен современный бизнес»: почему бизнесу выгодно быть партнером НКО
Рассказываем, почему взаимное сотрудничество бизнеса и НКО выгодно для обеих сторон, как строить долгосрочные отношения, а также какие программы российский бизнес предлагает фондам.
Мы хотим делать для вас еще больше интересного и полезного контента. Примите участие в исследовании, чтобы мы смогли стать лучше!
Если вы читали медиа и социальные сети фонда, поддерживали наш фонд или оформляли пожертвование в другие фонды через наш каталог, заполните эту анкету: https://opr.to/mzaq4Lz. Если же вы сотрудник НКО, который взаимодействовал с фондом, исходя их профессиональных задач, для вас эта анкета: https://opr.to/Ekd6A3f.
***
Из-за неуверенности во взаимном интересе некоторым некоммерческим организациям (НКО), особенно небольшим и начинающим, бывает непросто начать сотрудничество с бизнесом. Тем не менее исследования показали, что партнерство с НКО привлекает новых клиентов и увеличивает прибыль компаний.
Некоммерческие организации могут многое предложить бизнесу
- Социологические исследования показывают, что покупатели чаще выбирают товары и услуги компаний, которые берут на себя ответственность за решение социальных и экологических проблем. Если бизнес соответствует таким ценностям, многие клиенты предпочитают их конкурентам даже в ситуациях, когда товары/услуги дороже и нужно искать альтернативу привычным продуктам. Таким образом, сотрудничество с НКО увеличивает прибыль коммерческих компаний и повышает лояльность клиентов.
- Благодаря маркетингу, публикациям в СМИ и социальных сетях партнерство с некоммерческими организациями может помочь повысить узнаваемость бренда и привлечь новых клиентов.
- Совместные проекты с некоммерческими организациями повышают мотивацию сотрудников и дают ощущение сопричастности к решению социально значимых вопросов.
У нас есть внутренние соцсети, в которых сотрудники часто пишут положительные отклики о благотворительных инициативах и работе программы. Также у нас очень быстрый набор на все внутренние мероприятия, связанные с благотворительностью. Сейчас в нашем сообществе более 2500 активных участников. Мы уверены, что сотрудничество с НКО повышает вовлеченность и мотивацию среди сотрудников.
- Поскольку покупатели предпочитают социально ориентированные компании с прозрачной политикой, бизнесу важно придерживаться культуры корпоративной социальной ответственности (КСО) — концепции, которая измеряет влияние деятельности организации на общество и окружающую среду. Некоммерческие организации могут помочь бизнесу в этом.
Компании нуждаются в ответственности перед социумом, так устроен современный бизнес. Именно НКО могут позволить бизнесу укрепить связи с обществом и повысить лояльность среди заинтересованных групп.
О чем лучше договориться заранее
Чтобы найти делового партнера, нужно соизмерить общие цели и ценности, а также оценить лояльность потенциальных партнеров по отношению к сообществу, которое поддерживает ваша некоммерческая организация. Важно учитывать репутацию партнера, его культуру, стили и подходы к принятию решений.
Безусловно, социальные проекты положительно влияют на имидж и репутацию бренда, а также лояльность его пользователей и клиентов. При этом важно, чтобы проекты были частью системы ценностей компании и ее принципов, а не проектом ради проекта.
Успех также зависит от заранее установленных целей и ожиданий. Чтобы избежать проблем и недопонимания в будущем, нужно заранее обсудить конечные цели каждой из организаций.
Важно договориться о критериях оценки успешного сотрудничества. Это поможет установить четкие стандарты для партнерства.
Опыт сотрудничества российского бизнеса и НКО
Ozon
Одна из крупнейших российских интернет-компаний — Ozon — уже почти два года сотрудничает с различными некоммерческими организациями. Сейчас у Ozon больше 140 НКО-партнеров, среди которых как известные фонды — «Подари жизнь», Фонд борьбы с лейкемией, «Обнаженные сердца», так и небольшие региональные — «Благое дело», «Солнечный мир», «Здоровый малыш».
«Мы предлагаем НКО комплексную благотворительную программу «Ozon Забота», в которую вовлечены продавцы, покупатели и сотрудники компании, — рассказывает руководитель социальных проектов Ozon Елена Чернина. — Например, на маркетплейсе некоммерческие организации могут собирать пожертвования с помощью благотворительных сертификатов, продавать мерч или продукцию, произведенную подопечными, получать пожертвования от продавцов и участвовать в акциях, организованных платформой и ее партнерами. Кроме этого, сами сотрудники компании участвуют в благотворительных забегах, велогонках и становятся волонтерами. Мы поддерживаем инициативу коллег пожертвованиями в благотворительные фонды, организуем дни донора и просветительские мероприятия на социальные и медицинские темы».
Для участия в программе «Ozon Забота» некоммерческие организации предоставляют документы и проходят верификацию с участием службы безопасности и комиссии по благотворительной деятельности компании.
«Яндекс»
Социальный проект «Яндекса» — фонд «Помощь рядом» — поддерживает более 500 НКО: это «Старость в радость», «Подари жизнь», «Антон тут рядом», «Ночлежка», «Дом с маяком», а также небольшие организации.
Компания предлагает три программы.
- «Поездки для НКО». В рамках этой программы фонд «Яндекса» «Помощь рядом» организует поездки на такси для подопечных и специалистов более чем 100 благотворительных организаций. В 2023 году в рамках программы для подопечных НКО было организовано 400 тысяч поездок.
- «Товары для НКО». Цель программы — закрывать базовые потребности НКО и их подопечных, чтобы организации могли направлять высвободившиеся ресурсы на решение социальных проблем и свое развитие.
Благотворительная организация «Перспективы» благодаря программе обеспечила средствами гигиены и специальным питанием подопечных детей с тяжелой инвалидностью. Это позволило «Перспективам» выделить бюджет и на другие нужды — оплату специалистов прямой помощи, таких как инструктор по адаптивной физической культуре и логопед.
Каждый год проводится открытый грантовый конкурс на участие в программе «Товары для НКО». Его бюджет в 2023 году — 150 миллионов рублей.
- «Цифровые решения для НКО». Программа, с помощью которой некоммерческие организации могут получить доступ к сервисам «Яндекс 360 для бизнеса» и грант на размещение социальной рекламы. В виртуальный офис входят почта, календарь, хранилище, редактор документов и сервисы для коммуникации — все, чтобы организовать работу внутри команды.
Доноры проекта — это пользователи «Яндекса», которые подключили округление стоимости заказов в пользу благотворительных фондов. К механике округления присоединились уже больше 950 тысяч человек. Кроме этого, «Яндекс» также регулярно вносит свой вклад в программы фонда: общий объем помощи фондам составил более 300 миллионов рублей.
Для пользователей наш проект — это простой способ сделать благотворительность частью повседневной жизни. Для некоммерческих организаций — возможность регулярно получать помощь, а значит, развиваться и успевать больше. Мы считаем НКО социальными стартапами, в которые должны инвестировать и бизнес, и люди.
«Тинькофф»
В 2023 году Тинькофф запустил единую корпоративную платформу «Рядом с теми, кто помогает», которая объединила благотворительные и социальные инструменты экосистемы: грантовые конкурсы, фандрайзинговые и продуктовые решения для НКО, маркетинговые проекты и информационные ресурсы. Общий охват коммуникаций по проектам платформы — свыше 90 млн, а количество клиентов, напрямую вовлеченных в проекты, превышает 2 млн человек.
Тинькофф создает простые и удобные решения для пожертвований через мобильное приложение и интернет-банк, объединив надежные и проверенные фонды. Например, для регулярных пожертвований клиенты могут подключить «Кэшбэк во благо» — сервис позволяет автоматически перечислять свой кэшбэк в пользу благотворительной организации на свой выбор. В рамках же сервиса «Вместе PROще» клиенты с подпиской Tinkoff PRO могут выбрать фонды, в которые ежемесячно компания направляет 1 млн руб.
Для продвижения культуры помощи среди клиентов и сотрудников Тинькофф использует комплексные коммуникационные инструменты: в мобильном приложении есть тематические сториз, баннеры и отдельный канал «Рядом с теми, кто помогает». В среднем такие публикации дают прирост сборов от 30%.
Еще один способ поддержать благотворительность — это приглашение фондов в спецпроекты компании. В таких проектах клиенты вовлекаются и выполняют разные задания, в том числе делают небольшие переводы в выбранные надежные фонды. Так было в спецпроектах: «Близко к сердцу», «5 букв», «Старые добрые траты» и других.
Этот комплексный подход дает ощутимый результат: в 2022 году Тинькофф направил свыше 1,6 млрд рублей в пользу некоммерческих организаций, 925 млн из которых составили пожертвования наших клиентов.
Аналогичный пример — игра «Ряд наград», где одним из обязательных условий стало комбо-задание с возрастающим платежом в фонды. Сумма была сопоставима среднему пожертвованию наших клиентов — от 100 до 400 рублей. Большинство участников легко с этим справились, а мы, благодаря простой игровой механике, собрали для фондов более 100 млн рублей — абсолютный рекорд для наших фандрайзинговых проектов (предыдущий показатель составил 64 млн).
Чтобы клиентам было удобно поддерживать некоммерческие организации, мы постоянно ищем новые форматы. Например, для привлечения внимания к неявной стороне благотворительности, мифам и стереотипам вокруг нее, совместно со студией «Гласно» мы выпустили подкаст «Издержки поддержки». В нем можно совместить приятное с полезным: за каждое прослушивание эпизода до 8 января мы переводим по 100 рублей в фонды-участники.
Тинькофф поддерживает НКО и напрямую. Основные форматы:
- ежегодный грантовый конкурс «Поддержка будет», подробнее о конкурсе и условиях участия можно прочитать на сайте;
- сервис “Вместе PROще” от подписки Tinkoff Pro;
- договоры пожертвования в рамках специальных проектов;
- имущественные пожертвования в виде техники, мебели и прочего;
- переводы в рамках мероприятий для сотрудников, например, отказ сотрудников от корпоративных новогодних подарков в пользу благотворительности;
- оплата услуг НКО в качестве привлеченного эксперта или партнёра проекта;
- иные форматы, например, в рамках публичной программы по поиску уязвимостей Bug Bounty — внешние эксперты в области информационной безопасности могут отказаться от вознаграждения за найденную уязвимость, в таком случае Тинькофф увеличивает его в пять раз и направляет в фонд, который выбрал исследователь.
«Авито»
«Авито» сотрудничает с 13 фондами, такими как «Обнаженные сердца», «Теплый дом», «Старость в радость». За три года сотрудники компании провели более 30 благотворительных мероприятий и передали около 5 миллионов рублей в поддержку фондов.
«Авито» — это социальная платформа, где ESG-принципы вшиты на уровне ДНК. Как бизнес, мы стремимся улучшать свою жизнь и жизнь людей вокруг. Поэтому сотрудничество с фондами мы развиваем в двух направлениях: это проекты с участием сотрудников «Авито» и проекты с внешней аудиторией платформы.
Проекты:
- «Добрые лапки» — проект, в рамках которого каждый сотрудник может отмечать на интерактивной карте локации, где удалось помочь экологии или ближним. Это наиболее масштабный по вовлечению проект: шесть стран, более 40 городов и свыше 200 сотрудников;
- ежемесячно компания передает в благотворительные фонды более 200 килограммов одежды;
- благотворительная механика «Знак добра»: пользователи платформы могут пожертвовать любую сумму в фонд при публикации объявления на «Авито», получив за этой бейджик «Знак добра». Ежемесячная сумма пожертвований через эту механику составляет 5,5 миллиона рублей;
- сотрудничество с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт»: пользователи платформы передают оборудование, необходимое для поиска пропавших людей, а также помогают финансово.
Поиск людей — это невероятно трудоемкая задача, и здесь мы придерживаемся превентивной философии: такие ситуации лучше предотвращать. Поэтому совместно с «ЛизаАлерт» мы начали проводить уроки по онлайн- и офлайн-безопасности для школьников по всей России.
Также Василий объясняет, почему, на его взгляд, бизнесу важно взаимодействовать с НКО.
Основа любого бизнеса — это люди. А мы существа социальные и в целом охотно помогаем друг другу. Я встречаю немало людей, которые хотят быть полезными обществу, но не знают, как это сделать быстро и эффективно. Бизнес берет на себя функцию организатора и создателя удобной среды для помощи нуждающимся. К тому же компании обладают большими возможностями и понимают, что общество ожидает от них грамотного использования этих ресурсов и социальной ответственности. Поскольку социальные проекты касаются каждого, здесь интересы брендов и общества совпадают.
Спасибо, что дочитали до конца!