18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Социальное воздействие в сфере подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни

Расскажем, как именно благотворительные фонды готовят воспитанников интернатных учреждений к взрослой жизни, а также о том, какие социальные результаты и сложности оценки социального воздействия есть в этой сфере.

Проект реализуется победителем конкурса по приглашению «Школа филантропии» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

По данным проекта «Если быть точным», в 2021 году в России в детских учреждения проживало, как минимум, 35 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя. Важно понимать, что взросление в социальном учреждении не может заменить взросления в семье, а жизнь в детском доме без постоянного значимого взрослого и привычной социализации приводит к трудностям при переходе во взрослую жизнь. К тому же в сфере работы с детьми-сиротами есть множество факторов, которые необходимо учитывать, поскольку они могут привести к серьезным последствиям во взрослой жизни подопечных. Именно поэтому в сфере давно была развита оценка социального воздействия. Профессиональные благотворительные фонды, которые занимаются помощью детям-сиротам и выпускникам детских домов занимаются в первую очередь системными программами, направленными на то, чтобы количество детей в детских домах уменьшалось, а также на адаптацию детей, уже оказавшихся в учреждениях, и чтобы лучше понимать, как этого добиться, занимаются измерением социального воздействия. 

Главный социальный результат в рамках подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни – это повышение уровня готовности к самостоятельной жизни. В рамках главного социального результата разработаны семь основных результатов: 

  1. Повышение уровня адаптированности воспитанников.
  2. Улучшение карьерных возможностей.
  3. Укрепление финансовой, материальной независимости.
  4. Сохранение и улучшение жилищных условий.
  5. Предотвращение (сокращение) случаев рискованного, асоциального поведения. 
  6. Расширение социальных связей, включенности в социум.
  7. Повышение уровня поддержки (в т.ч. доступность и своевременность необходимой профессиональной помощи).

Поскольку выпускники интернатных учреждений зачастую мало приспособлены к самостоятельной взрослой жизни, в рамках работы по повышению уровня адаптированности воспитанников НКО проводят программы, направленные на то, чтобы развить в детях определенные навыки, которые могли пострадать из-за отсутствия привычной социализации. Промежуточными социальными результатами здесь являются: 

  • Улучшение социальных и коммуникативных навыков.
  • Развитие навыков самоорганизации, принятия решений.
  • Развитие навыков защиты своих прав и интересов.
  • Развитие осознанного отношения к здоровью, способам его поддержания, получения медпомощи.
  • Развитие осознанного отношения к родительству (данный пункт особенно важен, поскольку отсутствие модели воспитания в детстве зачастую приводит к тому, что у выпускников возникают трудности при воспитании собственных детей, что в свою очередь может привести их в группу риска потери родительских прав).

Поскольку условия проживания в институциональном учреждении сильно отличаются от жизни в семье, зачастую воспитанники не могут получить базовые навыки, необходимые в повседневной жизни: даже такие простые задачи, как покупка продуктов в магазине могут вызвать трудности, если человек не сталкивался с подобной необходимостью раньше. Одним из примеров проекта, направленного на восполнение пробелов в бытовых знаниях выпускников, является справочник «Путеводитель по самостоятельной жизни», а также мобильное приложение «Гид по жизни» фонда «Дети Наши». В рамках этой работы промежуточными социальными результатами являются: 

  • Развитие навыков самообслуживания, бытовых навыков.
  • Развитие навыков самостоятельного проживания.

Ребенок, который оказался в детском доме, как правило, пережил серьезный стресс, небрежное или даже жестокое обращение. К тому же сама жизнь в учреждении — это большой стресс для ребенка. Эти факторы могут в том числе влиять на состояние воспитанника. В рамках этого направления работы НКО могут организовывать для воспитанников работу с психологами, а промежуточными социальными результатами здесь являются: 

  • Повышение психо-эмоциональной стабильности.
  • Повышение уровня развития детей (в том числе соответствие уровня развития возрастной норме).

В рамках работы по улучшению карьерных возможностей фонды помогают воспитанникам детских домов получить качественное образование. Для этого фонды организуют работу с психологами, педагогами и репетиторами, которые помогают выявить способности и склонности воспитанника, устранить пробелы в школьной программе или подготовиться к поступлению в ВУЗ. Это помогает НКО достичь таких социальных результатов, как: 

  • Расширение образовательных траекторий; Расширение выбора образовательных учреждений; Поступление в предпочитаемые образовательные учреждения.
  • Улучшение образовательных результатов; Повышение уровня образования.

Также НКО помогают воспитанникам детских учреждений освоить новые навыки и осознанно подойти к выбору профессии. Для этого они организуют различные профориентационные проекты, кружки и спортивные секции. А также проводят экскурсии и выездные программы, которые могут познакомить будущих выпускников с устройством интересующих их профессий и компаний и подготовить их психологически. Промежуточными социальными результатами здесь являются: 

  • Повышение готовности к трудоустройству, занятости (навыки и установки).
  • Повышение шансов на стабильное трудоустройство (сохранение работы, удержание на рабочем месте).
  • Трудоустройство, наличие оплачиваемой занятости.

Зачастую выпускники детских учреждений сталкиваются с определенными финансовыми трудностями, связанными с недостатком самостоятельности, неумением планировать финансы, отсутствием представления о стоимости тех или иных услуг и предметов. К тому же выпускники детских учреждений в большей степени подвержены риску стать жертвами мошенников. Именно поэтому другим основным социальным результатом в сфере работы с воспитанниками является — укрепление финансовой и материальной независимости. В рамках этого направления фонды пытаются достичь следующих промежуточных целей:  

  • Трудоустройство воспитанника.
  • Предотвращение или сокращение рисковых моделей финансового поведения (кредиты, долговые обязательства).
  • Улучшение материальной ситуации; Улучшение социального положения.
  • Снижение зависимости от социальных выплат.
  • Развитие навыков самообеспечения.
  • Повышение уровня финансовой грамотности; Развитие навыков управления финансами.

В рамках работы по сохранению и улучшению жилищных условий НКО могут оказывать выпускникам детских домов юридическую помощь (например, обеспечить защиту имущественных прав или получение гарантированного государством жилого помещения), а также помочь выпускникам с трудностями, связанными с жизнью вне учреждения. Промежуточными социальными результатами здесь являются: 

  • Обеспечение доступа к жилью, пригодному для проживания (безопасные, качественные условия проживания).
  • Обеспеченность собственным жильем.
  • Формирование навыков стабильного, ответственного распоряжения жильем.
  • Обеспечение проживания вне институциональных учреждений и семьи (сопровождаемое проживание).

К сожалению, выпускники детских домов зачастую находятся в группе риска в таких категориях как противоправное поведение, нежелательные подростковые беременности, алкогольная и наркотическая зависимости, и др. Поэтому в рамках работы по предотвращению и сокращению случаев рискованного и асоциального поведения, промежуточными социальными результатами являются: 

  • Предотвращение и сокращение случаев насилия и жестокого обращения.
  • Предотвращение и сокращение поведенческих отклонений (в т.ч. агрессивного, сексуализированного поведения).
  • Сокращение случаев противоправного поведения.
  • Развитие навыков безопасного поведения.
  • Улучшение ситуации с алкогольной и/или наркотической зависимостью.
  • Повышение уровня знаний в области репродуктивного здоровья, сексуальной просвещенности.
  • Сокращение нежелательных подростковых беременностей.

Расширение социальных связей и включенности в социум подразумевают работу над созданием вокруг воспитанника социального окружения, которого зачастую не хватает выпускникам детских домов. Это направление работы может включать в себя программы по созданию комьюнити, вовлечению детей в общественную деятельность или программы наставничества. Промежуточные социальные результаты включают в себя: 

  • Наличие значимого взрослого, принимающего окружения.
  • Сохранение, восстановление отношений с кровными родителями и родственниками.
  • Повышение уровня вовлеченности в социально значимую деятельность, волонтерство.
  • Вовлеченность в сообщество (комьюнити).

Наконец, повышение уровня поддержки, в том числе доступности и своевременности необходимой профессиональной помощи подразумевает наличие у воспитанников социального ресурса, который может понадобиться им в критических ситуациях и включает в себя такие промежуточные результаты как: 

  • Наличие человека, способного поддержать в непредвиденных обстоятельствах, трудной ситуации.
  • Укрепление поддержки со стороны расширенной кровной семьи.
Наталья Фрейк
Наталья Фрейк
исследователь, специалист по оценке социальных программ

Социальное воздействие – это про то, что изменилось или изменится в жизни благополучателей, благодаря нашим усилиям, реализации нашей программы. Соответственно, это важный вопрос для любой НКО, в том числе и той, которая поддерживает воспитанников и, как правило, выпускников сиротских учреждений. 

Довольно просто оценить масштабы оказанной помощи (численность воспитанников, участвующих в программе, учреждений, регионов), а также объемы вложенных усилий – сколько проведено консультаций юриста и психологов, сколько тренингов или уроков проведено, сколько было задействовано наставников-волонтеров или специалистов. Оценка же социального воздействия – гораздо более сложная задача.

В основном, программы для воспитанников и выпускников направлены на то, чтобы сделать молодых людей, выросших в учреждениях, а значит, вне «естественной среды – семьи», более адаптированными, более приспособленными к самостоятельной жизни в обществе. Это и развитие бытовых навыков, навыки самообслуживания, это и про позитивные модели проведения досуга, хобби и спорта, и про профилактику асоциального поведения. Конечно, большой блок связан с улучшением финансовой грамотности, жилищными вопросами. Это и психология, адекватная самооценка, понимание себя и своих возможностей, выстраивание семейных и дружеских отношений. Это и про повышение ресурсности молодых людей, про улучшение уровня их образования, карьерных возможностей.

У оценки в этой тематической сфере есть ряд особенностей и сложностей. В частности, результаты многих таких программ проявляются не сразу, они «на вырост». Мы предполагаем, например, что благодаря нашим тренингам, мастер-классам и другим развивающим занятиям, благодаря программам наставничества воспитанники станут более приспособленными к самостоятельной жизни в обществе, станут благополучными членами общества и максимально возможно реализуют свой жизненный потенциал. Однако такие результаты зачастую можно оценить только спустя годы или десятилетия. Среди проблем – отсутствие данных. Надежной статистики о судьбе выпускников учреждений по стране, конкретным регионам просто нет. Мы не знаем достоверно, что происходит с молодыми людьми, которые покинули учреждения. Со стороны ряда профильных НКО, реализующих длительные, комплексные программы для воспитанников, есть попытки отслеживать данные о судьбе своих подопечных – например, это делает БФ «Дети наши», БФ «Арифметика добра», БФ «Расправь крылья» и другие. Однако зачастую данные очень ограниченные, о многих выпускниках просто нет сведений – кто-то переехал, кто-то в армии или местах лишения свободы, а кто-то просто не готов к дальнейшему поддержанию контакта. В итоге, собранные данные о выпускниках относятся только к группе ответивших, их невозможно распространить на всех выпускников. Есть предположение, что более охотно рассказывают о себе выпускники, которые более успешны; но избегать контакта могут и те выпускники, которые просто не хотят напоминания о своем сиротском опыте… Да, важный момент в оценке таких программ – речь идет о детях, причем об уязвимых и травмированных, что накладывает свои ограничения, дополнительные этические требования. 

Другая особенность оценки программ для воспитанников – сложность вычленения именно вклада программы. Те изменения в выпускниках или воспитанниках, которые мы наблюдаем, они произошли именно благодаря нам или произошли бы и без нас (например, улучшились навыки детей просто потому что дети выросли)? После – не значит «потому что». Успешная адаптация, конкретные навыки появились именно благодаря нашей программе или в том числе благодаря усилиям других специалистов (например, воспитателей интерната), родственников, друзей и так далее?

В последние годы специалисты, работающие с воспитанниками, все чаще задумываются и об измерении возможного негативного эффекта от реализуемых программ – не развивает ли поддержка НКО у подопечных иждивенчество? В какой мере участие детей в программе добровольно и в интересах детей, а не взрослых? 

Если говорить об оценке в целом, то оценка в сфере детства – одна из наиболее развитых в стране. Во многом это связано с тем, что поддержка детей, и детей-сирот – одно из самых популярных направлений благотворительности в стране, это ключевое направление для ряда крупных частных и корпоративных доноров. Другая причина, во многом связанная с первой, – в сфере детства сформировалось профессиональное сообщество, в том числе в сфере оценки. Это и Стандарт доказательности практик в сфере детства; и реализация различных проектов, облегчающих внедрение оценки в сфере детства. В первую очередь, это инициативы АНО «Эволюция и филантропия» – специализированный онлайн-курс по оценке в сфере детства, сервис ПИОН, формирование тематических сообществ практиков, на портале «Слушай с пользой» сформирована обширная база знаний по оценке в сфере детства, включая инструменты и конкретные кейсы НКО именно по оценке программ для воспитанников сиротских учреждений. Весьма полезная база знаний по теме оценки в сфере детства в целом и по воспитанникам в частности, собрана у Фонда Тимченко, который активно поддерживает и продвигает тему оценки, доказательности, а также, что особенно важно, учета мнения самих детей и подростков, их полноценного вовлечения в планирование и оценку программ. В частности, фонд ежегодно проводит конкурс исследований «Голос ребенка».

Вероника Тардова
Вероника Тардова
старший куратор-психолог фонда «Старшие Братья Старшие Сестры»

Измерять социальное воздействие важно в первую очередь потому, что это помогает нам самим лучше понимать, что мы делаем. У детей очень пластичная психика, поэтому в сфере работы с воспитанниками особенно важно понимать, что наша деятельность не причиняет вреда. Какие-то практики могут казаться хорошей идеей, но на самом деле быть абсолютно бесполезными или даже вредными, а измерение социального воздействия помогает это отследить. Если внедряются какие-то изменения, оценка помогает увидеть, что они работают, а если речь идет о старых программах – помогает удостовериться, что они все еще функционируют как надо, без ошибок. К тому же работа требует затраты определенных ресурсов и от организации, и от детей, и от наставников, и важно понимать, что эти ресурсы тратятся не впустую. С другой стороны, важно показать людям со стороны, что наша деятельность эффективна. К тому же коммерческие организации-партнеры любят видеть конкретные цифры, и оценка социального воздействия помогает во взаимодействии с ними. 

Фонду «Старшие Братья Старшие Сестры» всегда было важно смотреть, что происходит в программах, поэтому измерения проводились довольно давно, но раньше они не были стандартизированы так, как это принято сейчас. Если говорить о сфере вообще, то довольно рано был взят курс на доказательность практик в сфере детства, во многом благодаря деятельности Московского государственного психолого-педагогического университета. 

Разумеется, в сфере работы с воспитанниками есть разные особенности оценки, поскольку во многом здесь речь идет о сфере личных отношений и психологии.  Еще одна проблема – трудно набрать статистически значимую выборку, просто из-за ограничений фонда. А если говорить про количественные исследования, конечно, достоверность будет выше, если в нем будет участвовать больше человек из разных регионов. 

К тому же любой инструмент измерений имеет свои ограничения. Наш основной инструмент – это опросы. Здесь тоже есть некоторые нюансы, например, есть такая ошибка данных – «ориентация на крайний ответ». Здесь речь идет о наличии максималистских тенденций у опрашиваемого. У многих детей действительно превалируют «крайние» ответы. Поскольку не у всех развиты внутренние градации, зачастую в опросах они отвечают очень определенно: «интересно/неинтересно», «скучно/нескучно». К тому же сложные и объемные опросники не очень хорошо работают. Если наставники, то есть взрослые люди, еще способны долго концентрироваться, то детям это довольно трудно. Поэтому в данный момент опросники довольно простые. Правда, опросники, которые мы используем сейчас, были разработаны несколько лет назад, и в скором времени мы планируем их модернизировать. 

Соответственно, если говорить про оценку через наставников, тут тоже есть свои особенности. Наставники – это люди, которые видятся с детьми только в определенных социальных условиях. Поэтому, если одного и того же ребенка дать оценить воспитателю, который видит его постоянно, и наставнику – они могут дать совершенно разные результаты. К тому же, поскольку наставник как правило видит ребенка только раз в неделю и в более развлекательном, досуговом контексте, иногда трудно объективно оценить влияние наставника. 

В 2021 году мы проводили большой проект с выпускниками детских домов «Выпускники: чтобы не потеряться в жизни». Проект состоял из двух частей и с одной стороны был поддержан фондом Тимченко, а с другой – департаментом труда и социальной защиты города Москвы. Два основных кластера опрашиваемых – это дети, которые участвуют в программе, а также выпускники программы, а также дети и выпускники, которые в программе не были. В основном он был направлен на то, чтобы понять, как можно облегчить переход из учреждения к самостоятельной жизни. Мы смотрели, какие в принципе есть проблемы у выпускников, с чем они сталкиваются, когда выходят в самостоятельную жизнь, насколько выпускники адаптированы. Выяснилось, что у них большие трудности с трудоустройством, финансами, с образованием. У многих есть страх самостоятельности и проблемы с выстраиванием новых контактов. Интересно, что сами дети отмечали одиночество как трудность. Это было качественное исследование на основе интервью. 

Вообще существуют неструктурированные, полу-структурированные и структурированные интервью. Мы остановились на полу-структурированном интервью, то есть интервью, в котором есть определенный список вопросов, от которого интервьюеры могут отталкиваться, но при этом они не ограничены этим списком. Конечно, очень многое зависит от умения интервьюеров: важно, чтобы они сами понимали, с какой стороны лучше подойти, где задать дополнительные вопросы. И если бы мы проводили исключительно структурированные интервью, мы бы не получили такого количества материала. 

Наиболее хорошо приспособленные ребята, как правило, имели возможность опереться на какого-то значимого взрослого, а те дети, кто оказался в категории дезадаптированных, то есть, наименее приспособленных к жизни, отмечали проблему одиночества и того, что им не на кого опереться, некуда обратиться за помощью. Этим значимым взрослым не всегда является наставник, например, у детей, которые не участвовали в нашей программе, это могли быть воспитатели или сотрудники пост-интерната. 

К тому же это исследование показало, что связь между выпускниками программы и наставниками сохраняется – это отдельный показатель того, что наша работа важна и значима. Причем у нас есть небольшое количество детей, которые после выхода из детского дома живут в ПНИ, и все они отмечали значимость того, что у них был наставник. Причем некоторые наставники поддерживают связь с подопечными и в ПНИ, и для детей это очень важно. 

Если говорить лично про меня, мне в принципе нравится работа со статистикой и цифрами. Благодаря измерению социального воздействия у меня появилось больше веры в то, что мы делаем. Дети в большинстве своем показывают положительные результаты, а оценка подтверждает, что они довольны и что это для них значимо. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Читайте также
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября