- Знания
- 13 февраля 2023, 12:41
- 8 минут
Собака — социальный партнер человека: как выстраивать доверительные и уважительные отношения с собакой
Почему методы старой школы дрессировки должны остаться в прошлом? Почему гуманная кинология работает? Какие отношения нужно выстраивать с собакой и как это делать правильно? Разбираемся с экспертами.
По подсчетам Mars Petcare, в российских семьях в 2020 году было 22,6 миллиона собак. Чаще всего хозяева воспринимают собаку как члена семьи или друга, реже — как просто питомца.
В формировании такой связи помогают научно обоснованные знания и исследования поведения собак. При налаживании контакта между человеком и собакой важную роль играет выбранный подход к дрессировке. Гуманные методы современной дрессировки позволяют воспитывать и обучать собаку через создание положительных ассоциаций, без применения физической и психологической силы. Однако по-прежнему многие хозяева и даже кинологи опираются на теории изаверсивнойдрессировка собаки аверсивным методом предполагает физическое или психологическое наказание за невыполнение команды школы дрессировки и обучают собак жестокими и неэтичными способами.
Со специалистом по поведению собак Тамарой Идрисовой и директором фонда содействия гармонизации отношений животных и общества «Не просто собаки» Оксаной Дубининой разбираемся в двух школах кинологии и объясняем, почему с собакой нужно взаимодействовать бережно.
Аверсивная школа кинологии
В военное время собаки выполняли определенные задачи, поэтому их нужно было быстро и эффективно обучать. А наличие чувств и эмоций у собак ученые отрицали. Так закрепились агрессивные и неэтичные методики дрессировки собак, на которых основывается аверсивная (старая) школа кинологии: человек постоянно применяет силу, использует негуманное снаряжение и держит собаку в страхе, чтобы та выполняла нужные команды и не делала того, что не нравится человеку.
Эта теория появилась в 1970-х годах на основе знаний того времени об иерархии волков, дальше ее подхватили военные кинологи и получили какие-то результаты. Прошло много лет, и наши знания ушли сильно далеко от того древнего понимания темы. Все развивается, в том числе наука о поведении животных. Появились многочисленные исследования и эффективные методы обучения. Есть огромное количество научных работ, которые говорят о том, что наказание не работает, потому что оно не удовлетворяет мотивацию. Нужно объяснять собаке, почему она не должна так делать и как ей удовлетворить свою мотивацию «законным» способом, а не просто орать на животное. Понятно, что всегда есть люди, которым не хочется читать книжки, обращаться к специалистам и просвещаться. Если ваша собака постоянно в нервном состоянии, боится, агрессирует, пытается убежать, она просто неблагополучна. Никакие наказания это не решат и вашу жизнь не улучшат.
В основном классическая школа основывается на двух методах дрессировки: механическом и контрастном. Первый метод предполагает применение физической силы при обучении собаки, а во втором физический дискомфорт чередуется с поощрением.
Чтобы собака нам что-то сделала, мы должны очень быстро причинить ей дискомфорт, чтобы в следующий раз «не сделать» она считала хуже, — это механический (аверсивный) метод. Например, чтобы собака шла рядом, ее сильно дергают, соответственно, она понимает, что если будет отходить от ноги, то ей будет неприятно, а когда будет идти у ноги, дискомфорта не будет.
Контрастный метод заключается в том, что, когда собака делает то, что нам не нравится, мы делаем ей неприятно, она исправляется — и мы делаем ей приятно. Она потянула нас — мы дернули поводок. Она перестала тянуть — мы похвалили и дали кусочек. А иногда и вкусняшку не дают за то, что перестала тянуть, иногда достаточно того, что не дергают наконец-то, не давят на круп или не нажимают на кнопку электрошокового ошейника. Но это примерно так же, как если вы идете по улице, а прохожий, чтобы вы быстрее шли, толкает вас в спину. Вы пошли побыстрее, обернулись, у вас попросили прощения. Вы приняли извинение, идете дальше, и вас снова толкают в спину. Вопрос: на каком толчке в спину слово «извините» или условное пирожное перестанет для вас быть ценным? Для меня, например, на втором, я точно знаю. Я шучу, что если бы я была алабайкой на контрастном методе, то меня бы уже усыпили.
Для дрессировки собак по методикам старой школы применяется негуманное снаряжение: удавки, «строгачи» и электрошоковые ошейники. Подобная амуниция причиняет физическую боль собаке, а также крайне негативно влияет на ментальное здоровье животного.
Воспитание собаки должно быть не только эффективным, но и гуманным.
Это плохо и ужасно, потому что вы мучаете животное и постоянно причиняете ему боль. От любого негуманного снаряжения собака получает проблемы со здоровьем. Строгие ошейники вызывают проколы шеи животного, воздействие на чувствительные зоны, удушение. И помимо того, что человек просто мучает животное таким снаряжением, он еще и причиняет вред его здоровью.
Более того, при дрессировке удавки и строгие ошейники, как правило, только усугубляют проблему и вызывают у собаки агрессию. Пусть хозяин, который постоянно гуляет с собакой на «строгаче», попробует на себя надеть такой ошейник, пусть его кто-нибудь потянет — он сразу же поймет, что это такое. Почему-то люди до сих пор думают, что у собак пониженный болевой порог. Но у собак почти такая же нервная система и такая же чувствительность, как и у людей.
Теория доминирования
Еще один элемент классической школы кинологии — принципы воспитания собаки по теории доминирования. Эта теория появилась в XX веке, после того как в 1921 году Торлейф Шельдеруп-Эббе провел наблюдение за порядком клевания у кур, по итогам которого выявил у них линейную иерархию. И другие ученые стали проводить исследования, чтобы выяснить, есть ли подобная иерархия у других животных. Начали наблюдать за волками в неволе, а потом и за собаками — также в искусственных условиях.
Дэвид Мич исследовал иерархию волков в стае. Исходя из этих наблюдений, он выявил, что вожак стаи — это самый агрессивный и сильный волк. У этой теории появилось много поклонников и последователей, которые решили, что человек в отношениях с собакой должен быть предводителем. И эта теория до сих пор пользуется популярностью, несмотря на то, что позже автор опроверг свои же выводы.
Когда исследователи обнаружили иерархический способ построения стаи, они фактически наблюдали за собаками, которые были друг другу никем: их поселили на закрытой территории, и они, естественно, выстраивали между собой отношения как заключенные. Представьте: поселить в коммунальной квартире людей, которые не знакомы, не близки и абсолютно не интересны друг другу, и посмотреть, как они взаимодействуют. Я представляю, что там будет. Вот то же самое происходило и у животных. И по этим наблюдениям определили, как ведет себя вожак и что нужно делать человеку для того, чтобы показать на собачьем языке, что он здесь главный.
Но на самом же деле так вела себя собака, которая все время нервничала, для нее все остальные собаки, с которыми она жила, — никто. И ей постоянно нужно было контролировать свои ресурсы, чтобы не остаться без них. Разве это вожак? Вожак — это тот, кто вообще не парится, которому уважение достается только потому, что это он, потому, что он самый мудрый, с ним безопасно, а не потому, что он ест первым и спит выше всех. И действительно, следующие наблюдения за собаками показали, что вожаком в стае становится та особь, у которой наибольшее количество друзей и социальных контактов.
Но то, что это вожак среди собак, не означает, что собака думает, будто человек — это тоже собака, и выстраивает отношения с ним точно так же, как с собакой. Собака понимает, что человек — это человек. Исследования тоже об этом говорят, потому что у собак есть определенная мимика, которую они используют только по отношению к человеку. Вспомните щенячьи глазки. Мне кажется, нужно просто обладать логическим мышлением, чтобы понять, что собака человека от собаки отличает абсолютно точно.
Иерархия и доминирование в стае — это очень сложная система и меняющийся, не линейный процесс, нужно знать очень много вводных, чтобы хотя бы немного ее понять, например, в стае бездомных собак. Мир животных устроен намного сложнее, чем «кто кого опередит в дверях».
Итак, согласно теории доминирования, хозяин должен показать и доказать собаке, что вожак здесь только он. В понимании приверженцев этой теории животное должно воспитываться по следующим принципам:
- собака может начать есть только после того, как хозяин и все, кто выше статусом, поели;
- хозяин и все члены семьи должны лежать выше, чем собака. Она должна занимать самое низкое положение, чаще всего на полу;
- собаке не разрешается первой входить в дверь и выходить. Только хозяин решает, проходить или нет;
- хозяин должен начинать и заканчивать игру первым. И не должен давать собаке победить — выигрывает всегда только хозяин.
Пока хозяин зачем-то пытается быть в глазах своей собаки королем, он больше напоминает деспота и тирана, который абсолютно не задумывается о том, что чувствует собака, когда над ней постоянно издеваются.
Такие принципы являются абсолютным бредом с точки зрения трактовки теории доминирования, но для многих людей это удобные вещи. Надо понимать, что работают не именно эти правила и принципы, а понятная последовательность действий человека в тех или иных обстоятельствах. Потому что собаки — высокоритуализированный вид, поэтому чем больше их жизнь напоминает День сурка, тем им понятнее, как жить.
Представьте, например, что собака голодная и, пока не поедят все члены семьи, она не может есть. Как минимум это фрустрирует ее базовую потребность. Нет ничего плохого в том, чтобы поесть одновременно или даже накормить раньше того, кто больше голоден в данный момент, а не слепо следовать этим правилам.
Когда человек начинает просто сгонять собаку с какого-то места, чтобы она спала внизу, это может спровоцировать конфликт. Более того, собака будет бояться, что ее в любой момент могут выгнать. Человек даже не задумывается о том, комфортно ли вообще собаке спать там, куда он ее прогоняет. Почему собаки любят диван? Им там комфортно, там пахнет социальным партнером, особенно когда люди уходят из дома. Собаке важно быть рядом с тем, что пахнет ее людьми, быть хотя бы так поближе. В результате получается, что если человек постоянно ее гонит с удобного места, где находится сам, то он выстраивает дистанцию в отношениях с собакой и кажется ей как минимум странным.
Это же касается и еще одного глупого правила: начинать играть первым и обязательно выигрывать. Это может повлиять на самоощущение собаки, на уверенность в себе, на отношение к хозяину. Это же удовольствие — когда кто-то у кого-то выигрывает. В дружеских отношениях социальные партнеры меняются ролями и не делают друг другу больно. В игре мы друг друга проверяем: точно ли мы до сих пор играем, а не самоутверждаемся? Соответственно, если человек всегда выигрывает у собаки, он устанавливает дистанцию в отношениях и становится не особо интересным для нее. Собаке будет интересно играть с тем, у кого она может хотя бы иногда выиграть.
Собака — это социальное существо, а социальному виду важна обоюдная коммуникация. Не только в одни ворота: «Я делаю только то, что ты скажешь, и не получаю удовольствия, не сплю там, где мне удобно, и не выигрываю, хотя очень люблю игру, ем не тогда, когда мне хочется, а только тогда, когда вся семья наелась. Я на вас посмотрел, истек слюной, выработался желудочный сок, заработал гастрит и потом только поел». Все эти моменты отдаляют собаку в отношениях, но чем это еще чревато?
Я сразу скажу, что это не оправдание насилия ни в коем случае. Тем не менее люди должны задуматься о том, что насилие бывает не только физическим, но и психологическим (ментальным). Тело в большей степени подготовлено к боли, чем психика. То есть фактически телу проще вынести какую-то боль в виде ударов или еще чего-то, чем психологическое насилие (изоляция, игнорирование и унижение). Для того чтобы наехать на собаку, надо податься корпусом вперед, наорать. А собака на это реагирует так, будто ее ударили — внешний вид будет таким.
Соответственно, психика и нервная система в меньшей степени готовы переносить именно психологическое наказание, чем физическое. Это не говорит о том, что физическое наказание допустимо. Это говорит о том, что даже психологическое, когда нам кажется, что это вовсе не наказание, ведь мы даже не ударили, может быть гораздо большим насилием, чем если бы мы ударили. Франклин Макмиллан исследовал и доказал, что в момент психологического наказания в виде социальной изоляции, когда собаку игнорируют ее социальные партнеры, активизируется тот же центр боли в мозге, что и при физическом наказании. Например, закрытие собаки в вольере на длительное время и игнорирование ее — это еще хуже, чем если бы хозяин поднял руку на питомца. Но это не говорит о том, что нужно ударить. Это говорит о том, что так поступать нельзя. Это еще хуже, чем если бы он избил.
Собака поддается методам дрессировки старой школы, выполняет нужные команды, потому что иначе ее ждет наказание, она боится. Такой подход полностью игнорирует права животного, его физическое и психическое состояние. И сам хозяин при таком подходе никогда не сможет построить с собакой доверительные отношения, у него не получится стать для нее настоящим другом.
При этом глупо говорить, что такие методы неэффективны, что это на собак никак не действует. Это работает, если относиться к собаке как к инструменту, который не обладает чувствами, эмоциями, а нам от него нужна только быстрая эффективность. Однако эти методы абсолютно не учитывают психоэмоциональное состояние животного, которое обладает развитой нервной системой, интеллектом, имеет эмоции и чувства. А собака не может быть в хорошем психологическом состоянии и иметь низкий уровень стресса, если все время боится ошибиться, постоянно ориентируется на человека, который в любой момент может сделать ей плохо.
На данный момент собака играет роль социального партнера и члена семьи, а не газонокосилки или отбойного молотка. Соответственно, мы говорим о взаимоотношениях: насколько качественные отношения можно выстроить с животным, которое тебя боится? Это вопрос. Вряд ли это будет доверительная связь, скорее всего, отношения тирана и его объекта. Я считаю, что собака не должна бояться своего хозяина, необходимо выстраивать доверительные и крепкие отношения. И тут же вопрос к такому хозяину: приятно ли, когда с тобой потому, что тебя боятся? Наверное, это вопрос к психологу.
К огромному сожалению, на свете много людей, по той или иной причине склонных к насилию. Если вам нравится совершать подобные действия, то лучше обратиться к специалисту. Возможно, легче кого-то запугать, чем договориться, но собака, которая живет в страхе и все время ждет наказания, — это опасно. Каждый современный специалист, не говоря уже о работниках приютов, расскажет вам истории об отказниках, которых «воспитывали» с помощью удушений, побоев и ударов током, а потом владельцы не справились с агрессией по отношению к себе и избавились от питомца. Собака начинает проявлять агрессию, когда ей делают больно, — и это нормально, потому что это эволюционно обусловленное поведение — выжить!
Почему так нельзя? Это зависит от того, с какой целью вы завели собаку. Если вы хотите быть более активным, счастливым и прочувствовать весь кайф от владения воспитанной собакой, есть огромное количество материалов и специалистов, которые помогут обучить животное оперантными методами с быстрым результатом. А если вы хотите кого-то мучить и рассказывать друзьям, какая у вас суперсложная собака, то нужно разбираться с собственной мотивацией.
Человек, применяющий насилие к собаке, имел опыт насилия в своей жизни, по отношению к себе. Чаще всего еще в детском возрасте: от родителей, в детском саду. Наш социум в принципе предполагает достаточно высокий уровень насилия. Не обязательно это физическое, не менее распространено психологическое. Из ребенка постоянно хотят сделать кого-то. Вылепить. Исправить. Не принимают его таким, какой он есть. Стыдят. Многие ли из нас вообще могут похвастаться таким принятием в своей семье? Все эти модели человек переносит на взаимоотношения с собакой, на способы ее воспитания. И снова и снова воспроизводит такую знакомую ему модель.
Владелец не знает, как сделать поведение собаки приемлемым, и начинает использовать привычные стратегии. Чтобы прекратить этот порочный круг насилия, человеку необходимо начать замечать его — это будет первым шагом на пути к улучшениям и исцелению. Поскольку насилие в разных формах окружает нас везде, его очень тяжело заметить и признать.
Следующим важным шагом может стать осознание, что в детстве и в другие периоды жизни по отношению к человеку тоже применялось насилие. Возможно, это было «воспитание» ремнем, а возможно, «всего лишь» игнорирование желаний и потребностей ребенка.
Если человеку очень близка теория доминирования (к слову, давно уже опровергнутая и антинаучная), если он постоянно пытается доказать собаке, что он главный и его нужно уважать, то всегда первый вопрос, который стоит задать, — кто настолько игнорировал этого человека, кто и когда отказывал ему в уважении, что сейчас требуется получить это хотя бы от собаки?
У человека, применяющего насилие к собаке, очень мало шансов на изменения, пока не начнется некоторое осознание, что и зачем он вообще делает. В этом смысле собака часто становится таким локомотивом на пути к изменениям. К слову, наиболее эффективная работа с зоопсихологом случается, если отдельно владелец работает еще и с психотерапевтом.
Сфера кинологии дает возможность легитимного насилия, и если человеку нужна безнаказанность, то работа с собаками как раз очень подходящая. Можно даже не использовать ни электрошоковый ошейник, ни удавки, но психологически так задавить собаку, что она станет похожей на биоробота. Не думаю, что у этих людей проблемы с психикой, хотя, наверное, среди них есть и такие, но они, однозначно, очень травмированы. Им нужна помощь специалистов.
Конечно, каждый владелец проходит свой путь при отказе от применения физического и психологического насилия по отношению к своей собаке, но этот путь всегда ведет к улучшениям во всех сферах жизни.
Гуманная кинология
Современная школа дрессировки собак основывается на гуманных методах. Здесь нет насилия, издевательств и наказаний. Собаке не делают больно и не держат ее в страхе. Ее понимают, уважают и пытаются сделать ее жизнь активнее и разнообразнее. Методики этой школы позволяют построить гармоничные, дружеские отношения между собакой и человеком.
В гуманной дрессировке собаки главное — мотивация. Специалисты выделяют три ее основных вида:
- пищевая: собака получает лакомство;
- игровая: игра с любимой игрушкой или хозяином;
- социальная: похвала и поглаживание.
Гуманный метод совсем не новый. У нас был великий дрессировщик Владимир Дуров, который работал по этому методу. Он не наказывал животных, которых дрессировал: мишки, например, у него работали за мед и яблочки. Эту методику он описал в книге «Звери дедушки Дурова» еще в 1924 году, а потом этот же метод «упаковала» Карен Прайор в книге «Не рычите на собаку!» про кликер-дрессировку — метод дрессировки без наказания и насилия.
Гуманная кинология — это не совсем про дрессировку, она занимает небольшой процент; этот метод больше про психологию. Потому что отношения с собакой — это не дрессировка. Как нам помогут наладить отношения команды «сидеть», «лежать» или «место»? Дрессировка не основная цель жизни с собакой и не основной вид деятельности вместе с ней.
Основной принцип гуманной кинологии — создание положительных ассоциаций. Сравнивали скорость обучения собак, которых дрессировали аверсивным методом, и собак, которые воспитывались на положительном подкреплении. И исследования показали, что скорость усвоения навыков в обоих случаях совпадает, но отличается состояние собаки. Собака, которая училась путем положительного подкрепления, находилась в меньшем стрессе и меньше ошибалась, чем собака, которая боялась наказания.
Есть несколько методов обучения собаки. Например, метод подлавливания. Мы собаке вообще ничего не говорим, не показываем, что нужно делать. Просто держим наготове лакомство и ждем, когда питомец сам что-либо сделает. Например, собака знает, что у нас в кармане вкусняшка, она стоит, стоит, а потом раз — и села, за это мы ей выдали угощение. Так она понимает, что нужно сесть, чтобы получить что-то вкусное. Если мы понимаем, что собака начинает предлагать опять это поведение, мы дальше называем это словом «сидеть» и начинаем говорить не после того, как питомец это предложил, а до этого. Так получается команда, несмотря на то, что мы ничего не делали. Мы только подловили то, что собака сделала сама.
Есть метод наведения. Можно не ждать, когда собака сядет, а взять кусочек, поднести к носу собаки и по чуть-чуть поднимать, чтобы она занесла голову вверх и ей было удобно опустить попу вниз, чтобы хорошо видеть этот кусочек. После этого отдать собаке кусочек. Это и есть метод наведения, потому что вы едой подсказали животному, каким образом можно получить этот кусок.
Оба метода предполагают отсутствие насилия, потому что собака делает все сама: мы не нажимаем на круп, чтобы она села, мы ее не запугиваем, не кричим на нее. Мы просто едой «покупаем» у нее какое-то поведение.
Но поощрение должно нравиться собаке: поглаживание — поощрение, когда для собаки это важно; доброе слово является наградой только тогда, когда собаке важно, чтобы к ней обратились добрым словом, — а не просто чтобы она послушала это в фоновом режиме. И еда становится поощрением, только когда собаке нравится то, чем ее угощают, и она этого действительно хочет. А многим собакам просто нравится сотрудничать, им это интересно, они любят людей и взаимодействие с ними. У каждой собаки своя мотивация и свои желания.
Например, у меня был клиент — кавказский волкодав, который работал за массаж. Мы ему предлагали и вареную печенку, и вареные сердечки. Он брал, но без особых эмоций. А когда мы его подзывали, он подходил, и ему делали массаж крупа — он так кайфовал, что потом на команду «ко мне» летел как угорелый. Потому что пес хотел облегчения перенапряжения в задней части тела, а не вкусняшки. Он понял, что, когда сделаешь «ко мне», становится приятнее и легче.
В современной школе к собакам относятся как к животным, которые обладают нервной системой, у них есть чувства и эмоции, а владелец, как член семьи, заботится о психоэмоциональном состоянии своего животного. Собака себя лучше чувствует, когда выполняет что-то не из страха, а на положительных эмоциях. Она хочет слушать и слышит то, что ее просят сделать. Такой подход минимизирует стресс собаки и улучшает ее отношения с хозяином.
Каждый хозяин собаки должен знать и учитывать в своих методах воспитания, что у животного тоже есть чувства, интеллект и социальные взаимоотношения с членами семьи. И питомец имеет право на выбор, право на хорошее здоровье, право на своевременное питание и питье, право на жизнь в комфорте и свободу от насилия и унижения.
Ее не нужно наказывать, поведение собаки нужно анализировать и работать с причиной.
Экспертные советы: как правильно строить отношения с собакой?
- Первое и основное — изучить видотипичное поведение собак, понять, кто такая собака и как она ведет себя, если человек ею не командует.
- Уважать свою собаку. Собака не объект самореализации человека. Надо понимать, что у этого животного есть свои чувства, потребности и мнение. И это надо уважать. А если мнения разошлись, надо находить способ договориться: не заставлять собаку что-либо делать, а находить компромисс. Очень ярко это видно с крупными собаками, потому что их заставить сложнее, чем небольших. Если маленькая собака не хочет мыться, хозяин может ее спокойно взять на руки и отнести в ванную, а вот русского черного терьера не сильно переставишь, если он не хочет мыться. Но нельзя забывать, что все собаки — личности, независимо от того, сколько весят. В одном килограмме йорка столько же достоинства, сколько и в 60 килограммах кавказской овчарки.
Если вы берете щенка:
- Очень важно качественное содержание (кормление, ветеринарное обеспечение и удовлетворение потребностей), чтобы максимально исключить проблемы здоровья, от которых во многом зависит поведение собаки сразу и в будущем.
- Социализация. Очень важно для щенка полноценно прожить период социализации. В раннем возрасте у собак очень чувствительная память, им нужно запечатлеть новый мир. А проводником в этот огромный интересный мир станет, конечно, хозяин, который обязательно всему научит и защитит.
- Гуляйте, играйте, обучайте. Как только у вас появился щенок, играйте с ним и обучайте. Щенок сразу сообразит, что с вами не только сытно, но и весело и интересно — так и складываются отношения.
Если вы берете взрослую собаку:
- Важно качественное содержание. Физическое здоровье и благополучие питомца — основа любых отношений!
- Адаптация. Привязанность собаки к хозяину не появляется вдруг, а развивается с индивидуальной скоростью и в большей степени зависит от поведения человека. Вооружитесь знаниями о поведении собак и том, как максимально эффективно пройти период адаптации вместе со своим питомцем. И вскоре вы станете для него центром Вселенной.
- Прогулки, обучение и воспитание. Много гуляйте, вместе изучайте местность, не откладывая в долгий ящик, занимайтесь дрессировкой (здесь не про сдачу нормативов) собаки с помощью игры и положительного подкрепления. Вы достигнете лучших результатов воспитания и сильно ускорите период адаптации. Дрессировка — это лучший способ коммуникации для создания контакта между вами.
Список полезной литературы и ресурсов
- Книга Софьи Баскиной и Оксаны Дубининой «Новая жизнь бездомной собаки».
- Книга Патриции МакКоннелл «Эмоции людей и собак».
- Книга The Social Dog.
- Лекция Софьи Баскиной «Доминирование. Для тех, кто хочет разобраться».
- Лекция Татьяны Романовой «Дрессировка собак. С чего начать».
Спасибо, что дочитали до конца!