18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Берегись «подснежника»: как безопасно водить зимой и не бояться это делать

Советы Фонда против ДТП в первый день весны.

Весной на дороге всегда появляются так называемые подснежники — те, кто не водит машину зимой. Как правило, эти люди опасаются аварийных ситуаций в холодное время года и из-за этого регулярно делают длительные перерывы в вождении. А это создает опасность и для других участников дорожного движения: даже в короткий срок человек может отвыкнуть от вождения и потерять уверенность в своих силах. Как перестать бояться водить зимой и обезопасить себя на дороге в это время года, рассказали эксперты Фонда против ДТП.

Как водить зимой

Зимой нужно учитывать много моментов и закладывать время на дополнительную подготовку. Прежде всего, автомобиля. Отправляться в путь можно только на зимней резине, со стеклоочистителями в хорошем состоянии (их следует менять хотя бы раз в год), с залитой незамерзающей жидкостью для мытья окон, со щеткой для очистки снега и лучше с запасной «незамерзайкой». Перед поездкой надо очистить автомобиль от грязи и снега и дождаться, когда наледь на всех обзорных стеклах и зеркалах оттает и обзорность будет хорошая. 

Садясь за руль, надо учитывать главную сложность: коэффициент сцепления с асфальтом зимой хуже, чем летом. Дорога может быть обледенелой либо с большим количеством слабоиспаряемой влаги, машину может заносить, а тормозной путь увеличивается.

В таких условиях надо помнить о следующих правилах вождения: 

  • не тормозить и не ускоряться резко;
  • не ездить накатом — на нейтральной передаче или с выжатой педалью сцепления (в случае механической коробки переключения передач (МКПП). Чтобы лучше контролировать автомобиль, все движения должны совершаться с помощью педалей, а не только руля;
  • поворачивать медленно. И чем больше радиус поворота и вхождения в дугу, тем больше надо притормаживать. В случае МКПП также надо помнить о связи двигателя с колесами — поворачивайте только на передаче, а не на нейтральной и не выжав сцепление;
  • соблюдать дистанцию, особенно если выпал снег. Сохраняйте «капсулу безопасности» — старайтесь двигаться так, чтобы другие автомобили были как можно дальше от вас;
  • ехать в шахматном порядке, а не плотно и параллельно другим машинам — это поможет выполнить маневр на заледенелой дороге без риска аварии;
  • не держаться в «мертвых зонах» других автомобилей — там, где водители вас не увидят;
  • избегать «сугробиков» — автомобилей, которые их владельцы решили не чистить, подумав, что «снег сам слетит». Этот снег может неожиданно упасть на ваш автомобиль, перекрыв вам видимость;
  • перестраиваться в другую полосу плавно, под острым углом. Не надо делать резких движений рулем: проезжайте небольшое расстояние, фиксируя автомобиль в прямом положении, а затем продолжая перестроение.

Помните также об особенно проблемных погодных условиях. Например, если на асфальте ледяная колея, автомобиль может занести. По возможности выбирайте хорошие дороги для проезда, а если же приходится водить на заледенелой трассе, заезжайте в уже проторенную колею и продолжайте движение по ней.

Старайтесь передвигаться по однородной поверхности. Не заезжайте на ледяные бортики по краям и в снежно-ледяную кашицу: если вы задели их даже одним колесом, автомобиль может занести. В этом случае образуется разница сцепления колес — у одних она больше, а у других меньше, — и управлять автомобилем становится крайне тяжело.

Как подготовить себя и о чем помнить

Зимой остерегаться приходится молодых водителей, которые отучились в автошколе летом и в холодное время года впервые выехали на дорогу без инструктора. Весной же на дорогах появляются «подснежники» — люди, которые не ездят зимой, потому что не хотят подвергать свой автомобиль воздействию агрессивных материалов (соли, реагентов) или боятся водить в это время. 

Александр Кувшинов
Александр Кувшинов
инструктор по безопасному вождению

Если опыт накоплен, то разучиться водить автомобиль уже невозможно — на уровне подсознания все сохраняется. Так что я не думаю, что за зиму водители теряют свои навыки. Другое дело — уверенность в собственных силах, после перерыва она может пошатнуться. А водителей, которые управляют автомобилем без уверенности в собственных силах, стоит опасаться.

Подготовить человека к вождению и помочь ему преодолеть свой страх может быть сложнее, чем подготовить автомобиль, говорит Александр. Для начала надо определить причину своего страха. Часто (и это самый сложный случай) люди боятся водить после аварий, в которых они были водителями, пассажирами или даже просто свидетелями. Чуть более легкий случай — человека убедили, что он не справляется и ему лучше не водить: часто так делают даже не инструкторы, а родные и близкие, опасаясь за жизнь водителя. А легче всего работать с теми, кого все поддерживают, но им все равно самим страшно водить в зимний период.

Выход для таких водителей — начинать с простого. Не надо торопиться делать все и сразу и выезжать в час пик на другой конец города при недостаточной видимости. Первая задача неуверенного в своих силах водителя — привыкнуть к обстановке, своему автомобилю, окружающей среде, внешним факторам. Стоит для начала кататься в своем районе или по маршруту, изученному в автошколе. В знакомой обстановке водитель знает, что делать, и может быть спокойным. Например, если проедет нужный поворот, не запаникует, потому что знает альтернативный маршрут. 

При этом начинать тренироваться лучше утром в выходные, советует Александр: в это время на дорогах мало машин и уже светло, хорошая видимость. А вот ночных поездок вначале лучше избегать: во-первых, видимость в темное время суток хуже, а во-вторых, в это время часто появляются «гонщики» — любители ездить на очень высокой скорости, пока на дорогах мало сотрудников полиции. Последствия столкновений с такими машинами могут быть тяжелыми, и столь стрессовых ситуаций для себя лучше не создавать.

Важно также обеспечить себе комфорт и безопасность, находясь в автомобиле. Зимняя одежда объемная, и управлять автомобилем в ней неудобно — для некоторых людей это еще одна причина отказаться от вождения в холодное время года. Верхнюю одежду лучше снимать, прогрев машину, чтобы водителю ничто не мешало. К тому же ремень безопасности корректно работает и спасает в случае ДТП только тогда, когда нет плотных одежд.

Для своей уверенности в целом и после перерыва в вождении стоит также повторить правила дорожного движения (ПДД). К сожалению, водители часто не возвращаются к ним, окончив автошколу, в лучшем случае думают, что правила можно повторить по экзаменационным вопросам. Но этот материал спорный и вовсе не является документом, объясняет Александр. Изучать правила и углублять свои знания лучше по видеокурсам, в которых разъясняются разные пункты ПДД. Например, можно обратиться к онлайн-платформе «ИСО ПРОФТЕХ»

Александр Кувшинов
Александр Кувшинов
инструктор по безопасному вождению

Стиль вождения должен быть всегда одинаковым — спокойным, размеренным, аккуратным, уважительным к другим участникам дорожного движения. Если вы уверены в своем стиле, хорошо знаете правила и помните об особых мерах предосторожности зимой, вам нечего бояться и вы можете водить и в это время года.

Как узнать больше

Больше шести лет команда Фонда против ДТП способствует снижению числа аварий на дорогах России. Специалисты НКО регулярно проводят профилактические мероприятия для детей и взрослых: 

  • квизы, квесты, акции, уроки, где детям рассказывают о правилах безопасности на дороге. Например, у фонда есть проект «Зеленый свет макулатуре!»: школа может сдать макулатуру в пользу фонда, а его команда проведет в этой школе профилактический урок о ПДД;
  • онлайн- и офлайн-встречи водителей с экспертами по безопасному вождению. Одно из таких мероприятий — «Разъезд с встречным автомобилем без поцелуев» — создавали на платформе «Пользуясь случаем»;
  • курсы по безопасному вождению для компаний, которые занимаются грузоперевозками.
Екатерина Беккер
Екатерина Беккер
руководитель направления коммуникаций и фандрайзинга Фонда против ДТП

Ежегодно на дорогах России случается примерно 130 тысяч ДТП, в которых погибают тысячи человек, а десятки тысяч получают тяжелые травмы и оказываются в больнице. Мы поддерживаем людей, пострадавших в ДТП. Но понимаем, что это само по себе не сократит количество тех, кто может получить травмы, поэтому активно работаем и над снижением числа ДТП в стране. Сейчас одна из наших целей — подойти к международной концепции нулевой терпимости к смертям на дорогах Vision Zero и сократить количество пострадавших до нуля.

За анонсами фонда можно следить на его сайте и в социальных сетях. Если вы хотите провести мероприятие в своей компании или учебном заведении, напишите на [email protected].

Чтобы помочь пострадавшим в ДТП и сделать дороги России безопаснее, вы можете сделать пожертвование в Фонд против ДТП на платформе «Нужна помощь» (в том числе поддержать организации по акции «Рубль в день»), создать волонтерский сбор в пользу организации на платформе «Пользуясь случаем», рассказать о Фонде против ДТП в своих социальных сетях или друзьям лично.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
«Чем быстрее человек едет, тем меньше видит и анализирует»: что происходит с ДТП в России
13 декабря
Читайте также
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
«Все как у всех — только с бинтами»: монолог женщины, которая с рождения живет с буллезным эпидермолизом, но узнала об этом только в 30 лет
29 февраля
Опыт
Сердечная помощь: что такое порок сердца и как помогают детям с таким диагнозом
26 февраля