- Знания
- 1 июня 2023, 15:03
- 8 минут
«Родители не волнуются, что сыновья могут вырасти насильниками, но переживают, что они будут слабаками»: что дети должны знать о сексуальной безопасности и как развивать у них эмпатию
Сексуализированное насилие над детьми — это страшно. Говорить о телесных границах с детьми — важно. Воспитывать в них эмпатию, чтобы они не выросли авторами насилия, — не менее важно. Как это правильно делать, в День защиты детей нам рассказали психологи фонда «Тебе поверят» Анжела Пиаже и Елизавета Бочарова.
Сексуализированное насилие над детьми — одна из самых распространенных проблем с самыми серьезными последствиями. В среднем один ребенок из десяти подвергается сексуализированному насилию до достижения 18-летнего возраста, при этом только около 38% жертв рассказывают о случившемся, большинство предпочитает молчать.
По данным Генпрокуратуры, в России с 2010 года число сексуализированных преступлений против детей увеличилось на 44%. Причем более 50% таких преступлений совершают знакомые ребенку люди, каждое пятое — члены семьи, 11% — родители или законные представители.
Как говорить с детьми о насилии?
Есть простые правила детской телесной безопасности. Они не теоретические, а практические, им нужно обучить ребенка, не делая акцента на злых маньяках и невероятной опасности, чтобы диалог не стал пугающим и травмирующим.
Доверительные отношения — важная база для такого разговора. Если у ребенка есть контакт со своими родителями, если коммуникация налажена, если он в дружелюбной и безопасной атмосфере, то он будет задавать много различных вопросов, в том числе и по теме телесности. Иногда родителей такие вопросы пугают — они теряются, начинают отвечать слишком витиевато или просто меняют тему разговора. Но не стоит бояться таких разговоров, лучше учиться говорить открыто и доверительно на понятном языке, доступном ребенку.
В каком возрасте ребенок наиболее уязвим?
Чем меньше ребенок, тем менее развито у него критическое мышление и тем более он доверчив — это нормально, так происходит в силу возраста и того, что мозг еще буквально не сформировался до конца. Поэтому взрослому, особенно если у него есть преступные намерения, очень легко обмануть ребенка, манипулировать его действиями и состояниями. Даже если ребенок умный, развитый и смекалистый — этого недостаточно. Дети относятся ко взрослым как к значимым людям, которые больше знают про эту жизнь и лучше в ней разбираются. В отношениях ребенок — взрослый присутствует дисбаланс: у старшего человек больше власти.
Именно поэтому авторы насилия часто обращают свое внимание на детей — не потому, что у взрослых расстройство полового влечения, педофилия, а просто потому, что ребенок максимально доступен: он может бояться рассказать о том, что с ним произошло, он не знает, какие права у него есть и как себя защитить.
Что обязательно должен знать каждый ребенок о сексуализированном насилии?
Ребенок должен знать правила детской сексуальной безопасности, понимать, что ему можно и нельзя в отношении тела другого человека, что другому человеку можно и нельзя в отношении его тела.
Эти правила лучше всего начать объяснять ребенку с раннего возраста — примерно в три-четыре года, в этот период дети начинают обращать внимание на свое тело и на тела других людей, замечать отличия и задавать вопросы.
Когда мы учимся переходить дорогу, нам рассказывают, что это нужно делать на зеленый свет, сначала надо посмотреть налево, потом — направо, убедиться, что машины не едут, и тогда можно идти. Нам повторяют эти правила много раз, и мы их запоминаем. Так же это работает и с правилами детской сексуальной безопасности.
Важно также, чтобы это были не теоретические знания, а правила, которых в семье придерживаются и взрослые люди.
Правила детской сексуальной безопасности
Правило «нет»
Ребенок должен знать, что он всегда может сказать «нет» и что ему надо остановиться, если другой человек говорит «нет».
Правило купальника
Все то, что находится под купальником, нельзя показывать другим людям и разрешать им трогать, а также не нужно трогать и смотреть у других людей.
Распознавание сигналов тела
Если потеют ладошки, болит живот, появляется слабость в ногах, а сердце быстро стучит, значит, тело показывает, что что-то идет не так.
Отличие сюрпризов от плохих тайн
Нужно рассказать ребенку, что сюрприз — это что-то хорошее, что готовят к празднику. А если о тайне говорить страшно или мысли о ней вызывают неприятные ощущения в теле — это плохо и этим надо поделиться со взрослым.
Ребенок знает, что у него есть взрослые, которым он может все рассказать, и они ему поверят и помогут
Некоторые страницы брошюры фонда «Тебе поверят», где перечислены эти и другие правила, можно рассматривать вместе с детьми и подростками.
Как понять, что ребенок подвергся насилию?
Большинство признаков — неспецифичные, то есть они могут указывать на то, что с ребенком произошло насилие, но могут свидетельствовать и о каком-то другом серьезном стрессе.
Признаки:
- поведение ребенка внезапно изменилось: например, он был открытым, стал замкнутым. Или был тихим, а стал очень громким, вспыльчивым, нервным;
- резкое ухудшение успеваемости;
- ребенок категорически не хочет куда-то идти или, наоборот, постоянно уходит из дома и не хочет там проводить время;
- ребенок не хочет оставаться наедине с кем-то;
- отношение ребенка к кому-то резко стало негативным;
- ребенок, наоборот, неожиданно с кем-то сблизился, у него появились тайны с этим человеком, которыми ребенок не хочет делиться, и непонятно, что происходит в этих отношениях;
- внезапное появление сексуализированного поведения у ребенка в отношении других детей, взрослых, животных, игрушек;
- ребенок демонстрирует информированность в теме секса не по возрасту — не то, что вы с ним обсуждали из области полового воспитания;
- ребенок говорит напрямую, что кто-то трогал его, что-то показывал и так далее.
Если мы предполагаем, что ребенок подвергся насилию, важно ему сказать, что вы ему верите и вы на его стороне, что ребенок ни в чем не виноват, что вы будете его защищать, что бы ни случилось, что вы не допустите, чтобы его и дальше кто-то обижал.
Родители могут быть сами в ужасе, напуганы и растеряны, если подозревают, что их ребенок пострадал от сексуализированного насилия, или точно об этом знают. Но надо стараться не демонстрировать собственный ужас и растерянность слишком ярко при ребенке, чтобы он не пожалел о том, что поделился. Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка и восклицать: «Я же тебе говорила! Вот как же ты так?» Наоборот, стоит поблагодарить ребенка, что он доверился и все рассказал.
Важно не забывать о том, что взрослый человек в любом случае опытнее и обладает большими возможностями разрешить сложившуюся ситуацию. Мы все не супергерои, и это нормально, существует наш фонд и другие организации, в которые можно обратиться за поддержкой. В «Тебе поверят», например, мы даем юридические и психологические консультации, помогаем родителям пережить шок, выразить свой гнев, горе, катастрофические размышления, чтобы дальше они могли выйти к своему ребенку в собранном состоянии и поддержать его.
Почему мужчины чаще выступают авторами насилия?
Согласно статистике, мужчины совершают преступления чаще, чем женщины: примерно 85% арестованных — мужчины, при этом 98% сексуальных преступников — мужчины, в то время как женщин — всего 2%.
Родители редко говорят о своих страхах из области «что мне сделать, чтобы мой сын не вырос насильником, преступником?». Чаще можно услышать переживания о том, чтобы сын не стал слабаком. Родителей волнует, что сын вырастет геем. Родители боятся, что их сыновья станут раздолбаями и неуспешными людьми.
Родителей, конечно, может тревожить, что, например, их сын-подросток дерзкий, местами агрессивный и его заносит на поворотах. Но что именно обычно волнует? Скорее всего, что на него жалуются учителя и тренеры в секциях, что появляются проблемы с родителями других учеников, что это неприятные хлопоты, а не то, что сын уже имеет сложности с контролем гнева и проявляется это опасно для других. При этом родители даже могут нормализовывать такое поведение сына: «Мальчишка же! Что ему рассусоливать? Дал в нос — и нормально, разобрался».
Агрессивное поведение некоторых мужчин связано не с таинственной работой тестостерона, не с врожденной биологией пола — такие версии не подтверждаются исследованиями, — а именно с мужской гендерной социализацией, с воспитанием: мальчиков часто не обучают тому, как контролировать гнев, не развивают у них эмпатию, а, наоборот, поощряют агрессию и более доминантный, иерархический стиль поведения.
Как воспитать не применяющего насилие мальчика?
- Прежде всего, научить ребенка уважать чужие границы.
Стоит научить ребенка в принципе интересоваться чужими границами, например спрашивать, можно ли сделать то или другое; видеть границы — уметь слышать слово «нет»; признавать границы — останавливаться, услышав чужое «нет»; договариваться и останавливаться, если договориться не получается.
- Рассказать о том, что люди бывают разные — и это нормально.
- Рассказать о том, что возникновение конфликтов между людьми — тоже нормально, но всегда стоит стремиться найти конструктивный выход, который учитывает интересы обеих сторон.
- В более старшем возрасте — говорить о сексе. В частности, о том, что это то, чем занимаются по взаимному согласию взрослые люди.
Дополнительные важные идеи, которые стоит иметь в виду и транслировать ребенку:
- в насилии всегда виноват насильник;
- насилие порождает насилие: в ответ на насильственные формы общения мы практически всегда получаем то же насилие. Нужно учиться останавливать, не воспроизводить этот порочный круг.
И, конечно, важно, чтобы родители сами реализовывали все эти принципы в своем поведении вообще и по отношению к мальчику в частности: не били, не принуждали к чему-то против воли, интересовались его мнением и отношением к чему-либо и уважали это мнение.
Есть ситуации, когда решение родителей будет важнее мнения ребенка, например при переезде. Но в вопросах, которые касаются ребенка, а не всей семьи, его мнение нужно учитывать.
Родители не должны быть невероятными экспертами по всем вопросам детской психологии воспитания. Если они сталкиваются с проблемой агрессии ребенка, следует обратиться за помощью к специалистам и разобраться в том, что происходит: как мальчик демонстрирует агрессию? Что происходит в семье? В какой среде растет ребенок? Что с физиологическим, неврологическим состоянием здоровья?
Как развивать эмпатию у ребенка?
Эмоциональный интеллект — это способность понимать, считывать, управлять и адекватно реагировать на свои и чужие эмоции.
Развитие эмоционального интеллекта у ребенка начинается с развитого эмоционального интеллекта родителей, а также с идеи, что не бывает плохих эмоций — они все имеют право быть и ощущаться. Другое дело, есть эмоции, то есть то, что мы чувствуем, а есть наше поведение — то, что мы делаем вследствие этих эмоций. Эти понятия не стоит смешивать.
- Научить ребенка распознавать свои эмоции.
Рассказать ему, как они могут ощущаться в теле и о чем могут сигнализировать нам, потому что любая негативная эмоция — это информация о том, что что-то идет не так. Именно поэтому эмоции так важны.
В раннем и дошкольном возрасте важно учить ребенка распознавать свои эмоции и называть их, проговаривая: «Ты сейчас злишься», «Понимаю, тебе грустно» и так далее. Поначалу родитель озвучивает ребенку его эмоции, но постепенно он начинает делать это сам.
- Научить отделять эмоции от поведения.
Важно объяснить ребенку, что злиться на кого-то — это нормально, а бить других людей — нет. При этом не стоит преуменьшать степень переживаний ребенка, но надо рассказать, почему это неправильно — переходить к разрушительным действиям.
- Научить предполагать чужие эмоции.
Хороший способ помочь ребенку ориентироваться в чужих эмоциях и чувствах — обсуждать героев книг, мультфильмов и фильмов. Можно обсуждать с ребенком, что он думает о том, что чувствовал герой в той или иной ситуации, почему он так поступил и так далее.
- Реализовывать эмпатичное общение в семье.
Сильнее всего на развитие эмпатии у ребенка влияет система взаимоотношений между ним и его близкими людьми: как они общаются друг с другом? Насколько доверительны и уважительны их отношения? Внимательны ли люди друг к другу? А как родители относятся к другим людям, к домашним животным? Присутствует ли в отношениях тактильность?
Это все не только про профилактику действий, связанных с авторством сексуализированного насилия, а вообще про систему ценностей, которая способствует выходу из жесткого гендерного воспитания, где мальчики должны быть агрессивными командирами, а девочки — кроткими и терпеливыми. Жесткие установки не способствуют развитию личности во всех ее проявлениях, включая развитие эмоционального интеллекта.
На какие «красные флаги» в поведении ребенка стоит обращать внимание?
- Высказывания или поведение, поддерживающее или оправдывающее насилие и обвиняющее того, кто насилию подвергся.
Это может проявляться, например, по отношению к героям каких-то произведений: «Так ему и надо», «Я б его убил» и так далее. Или по поводу внешних событий и ситуаций, происходящих в жизни ребенка: «Вот бы все хорошие убили всех плохих», «Сами виноваты, нечего было начинать».
- Склонность к дракам.
Особенно если это происходит часто и ребенок быстро переходит к решению проблемы кулаками.
- Жестокое поведение по отношению к слабым: животным, младшим, пожилым и так далее.
Тем более если при этом у ребенка активная оправдательная позиция: «А что я? Вот они!..»
Все это, по большому счету, как раз проявления поведения, обратного тому, о чем мы говорили раньше, — невнимательного к чужим чувствам и потребностям, предполагающего нормальным исходить только из своих интересов и действовать с позиции силы.
На все эти проявления надо обращать внимание и проговаривать с ребенком, почему так вышло, что он отреагировал насильственным способом, чего хотел «обидчик», как можно было по-другому справиться. Не стыдить, не ругать, а объяснять и ориентировать на ненасильственное общение.
Спасибо, что дочитали до конца!