18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • Опыт
  • 15 декабря 2023, 15:02
  • 5 минут

«Рефакторим то, что видело динозавров»: кто разрабатывает все сервисы фонда «Нужна помощь»

Что делает отдел разработки фонда и почему его работа ценна для всех НКО.

В фонде «Нужна помощь» есть большая команда разработчиков — 20 человек: не уверены, что такая есть еще в каком-нибудь российском фонде. Эти люди обычно остаются в тени, они совсем не публичны, но в то же время их значение сложно переоценить: именно разработчики создали все сервисы «Нужна помощь», которыми ежедневно пользуются сотни сотрудников НКО и просто людей, желающих поучаствовать в благотворительности. В этом материале мы знакомим вас с разработчиками фонда и напоминаем о самых значимых из их продуктов.

Кто такие разработчики «Нужна помощь»

Специалисты отдела разрабатывают IT-продукты для фонда «Нужна помощь». Сейчас это команда из 20 человек: три UX/UI-дизайнера, пять front-end-разработчиков, семь back-end-разработчиков, два тестировщика и три project-менеджера. Они живут в пяти разных странах и по всей России — от Смоленска до Уссурийска. 

Настя Зверева
Настя Зверева
project manager проекта «Ядро»

Я помогаю команде с планированием задач, организовываю процессы, пишу проектную документацию, слежу за метриками производительности. Я шла работать в «Нужна помощь» за смыслами и знала, что буду ощущать значимость и важность своей работы, но по итогу обрела намного больше. С первого же дня я ощутила невероятную близость с людьми, которые работают рядом: мы поддерживаем друг друга в непростые моменты, шлем сердечки в рабочие чаты, делимся мемами и музыкой. С уверенностью могу сказать, что работаю с друзьями — это мне нравится больше всего!

Алена Калашматина
Алена Калашматина
project manager проектов

Я занимаюсь координацией проектов — это сайты «Нужна помощь», «Пользуясь случаем», «Опытным путем». Моя работа также включает создание новых акций, направленных на оказание поддержки и помощи фондам. В роли менеджера я наслаждаюсь возможностью воплощать в жизнь уникальные проекты, направленные на помощь людям и обществу. Обожаю свою работу, она действительно со смыслом!

Ваня Кириллов
Ваня Кириллов
back-end-разработчик и lead проектов «Нужна помощь» и «Опытным путем»

Я занимаюсь back-end-разработкой, то есть тем, что находится под «капотом» сайта, настраиваю письма, которые связаны с платежами. Мне нравится работа в благотворительной сфере — это плюс в карму и хороший аргумент в спорах с собой на предмет «а тем ли я занимаюсь в этой жизни?». У нас дружная и мотивированная команда, нацеленная на общий успех и приветствующая улучшения и изменения. Идет постоянное развитие проектов — а развивая проекты, развиваешься сам. Ну и наличие в команде опытных и квалифицированных разработчиков позволяет перенимать опыт из разных областей.

Андрей Мелентьев
Андрей Мелентьев
back-end-разработчик и lead проекта «Пользуясь случаем»

Я разрабатываю платформы «Пользуясь случаем» и «БД НКО», помогаю оптимизировать процесс разработки, который касается серверов и управления ими. Мне нравится в первую очередь понимать, что я делаю что-то крутое и полезное и это влияет на людей. А еще нравятся просто суперлюди, с которыми я работаю: они могут меня поддержать — ну или волшебного пенделя выдать, если я затупил 🙂 

Илья Кухарев
Илья Кухарев
старший дизайнер

Я разрабатываю дизайн интерфейсов для различных проектов фонда, провожу превью работы у middle/junior-дизайнеров, совершенствую дизайн-систему фонда. Обожаю наш ламповый коллектив. Мне нравится, что мы действительно помогаем людям и оказываем большое влияние на сектор, продвигаем благотворительность в массы и делаем ее доступной, в дизайне в том числе — создаем интерфейсы, удобные для людей с разными возможностями. Еще нравится, что поступают разносторонние задачи, которые порой бросают вызов и не дают устать от рутины и однообразия.

Катя Бондаренко
Катя Бондаренко
UX/UI-дизайнер

Я разрабатываю дизайн пользовательского опыта и интерфейса для разных проектов и акций фонда. Главная ценность для меня — это ощутимый результат в сочетании с профессионализмом. Это цифровые продукты, которыми пользуются тысячи людей и которые помогают этим людям становиться частью решения волнующей их проблемы, причем грамотно, эффективно и безопасно для них самих. Это дружная и сильная кросс-функциональная команда с близкими ценностями, заряженная мотивацией не меньше меня. 

Юля Шелухина
Юля Шелухина
UX/UI-дизайнер проекта «Ядро»

Я не только разрабатываю интерфейсы, но и участвую в тестированиях, много анализирую, оцениваю то, как изменения в продукте влияют на поведение пользователей. Мне давно хотелось поработать в каком-нибудь социально значимом проекте, и фонд «Нужна помощь», можно сказать, исполнил мою маленькую мечту. Осознание того, что моя работа приносит пользу, дает очень классную мотивацию. И не меньше мне когда-то повезло выбрать направление веб-дизайна, потому что в этой работе я люблю буквально все, начиная с изучения рынка твоего продукта, когда разбираешься в метриках, пытаешься понять, как работает бизнес, что нравится, а что не нравится пользователям, и заканчивая разработкой самого визуального дизайна. 

Анастасия Милютина
Анастасия Милютина
старшая руководительница проектов дирекции разработки «Нужна помощь»

Когда я искала работу, у меня было два условия: я хочу продолжать работать в IT, но в новой для себя социальной сфере. Я думала, что буду вечность искать вакансию, в которой будет такой «коктейль». Но как приятно иногда ошибаться! Сейчас, когда я провожу встречи с командой, ребята делятся, что им нравится видеть пользу от своей работы. У меня такая же мотивация. А с 2022 года я чувствую, что моя работа стала еще важнее.

Что они делают

Каждый день у разработчиков начинается одинаково: в 10:00 или 10:30 по Москве (в зависимости от команды) они встречаются на коротких созвонах для синхронизации, обсуждая успехи или сложности вчерашнего дня и планы на сегодня. Их работа от технического задания до релиза разделена на четыре крупных блока: это макеты, front-end-разработка, back-end-разработка, тестирование. Во время работы над определенным функционалом они проходят максимально 42 этапа.

Например, сейчас у команды разработчиков 17 активных проектов: 

  • девять из них — внешние. Это те проекты, с которыми каждый может взаимодействовать: например, читать статьи на «Нужна помощь» или создавать сбор на «Пользуясь случаем»;
  • шесть сервисов, которые помогают проектам фонда работать во внешнем мире. Например, платежный шлюз, который обрабатывает платежи со всех проектов, или сквозная авторизация, благодаря которой НКО не нужно создавать отдельный личный кабинет в каждом проекте экосистемы «Нужна помощь»;
  • два проекта для коммерческих компаний и их сотрудников, которые участвуют в благотворительности. 

При этом в работе у каждого из специалистов сразу несколько проектов, поэтому их любимый инструмент в работе — приоритизация. А еще у ребят есть суперспособность переключаться в спринте между разными проектами.

Анастасия Милютина
Анастасия Милютина
старшая руководительница проектов дирекции разработки «Нужна помощь»

Думаю, наши задачи не особо отличаются от других команд разработки: мы исследуем рынок, выдвигаем гипотезы, создаем продукт, вписываем его в текущую архитектуру, собираем фидбэк, снова вносим правки, снова смотрим аналитику, сидим на техподдержке, рефакторим то, что видело динозавров (то есть перерабатываем старый код). Но у нас есть одно отличие: наша работа может повлиять на решение социальных проблем в России. Например, если пользователь легко найдет кнопку «Пожертвовать» на странице и платеж пройдет корректно, то фонд сможет оплатить еще один горячий обед для бездомного или необходимое лекарство для тяжелобольного ребенка.

Основные продукты разработчиков

«Ядро»

«Ядро» — это рабочее пространство для эффективной работы НКО. Этот сервис помогает фондам сделать свою работу системной и осознанной, сэкономить время и ресурсы и в итоге больше времени потратить на оказание помощи подопечным, а не на организацию своей работы.

Благодаря «Ядру» фонды могут создать годовой публичный отчет, выстроить план обучения на основе оценки своего уровня организационного развития, построить модель своего социального воздействия, пройти верификацию в фонде «Нужна помощь» и пообщаться со своим координатором. Здесь же есть возможность анализировать свои сборы через другие проекты фонда и планировать свою работу с опорой на данные.

На сегодняшний день в «Ядре» зарегистрировано более двух тысяч НКО и более семи тысяч пользователей. В среднем пользователи заходят в свое рабочее пространство около шести тысяч раз в месяц.

«Пользуясь случаем»

«Пользуясь случаем» — одна из первых платформ волонтерского фандрайзинга в России. Деньги на благотворительность здесь собирают не сами НКО, а просто люди, которые хотят помочь тому или иному фонду. На сайте «Пользуясь случаем» каждый может создать сбор, мероприятие или аукцион, а собранные средства будут переведены в выбранную НКО.

Сейчас на платформе в среднем ежемесячно создается 100 сборов и мероприятий хотя бы с одним донатом. Средняя сумма пожертвований в месяц — 3 миллиона 600 тысяч рублей.

Анастасия Милютина
Анастасия Милютина
старшая руководительница проектов дирекции разработки «Нужна помощь»

2022 год в разработке прошел под эгидой «Пользуясь случаем»: мы провели глобальный редизайн и рефакторинг платформы. Можно сказать, мы переехали в новый дом: перевезли все вещи, накопленные с 2017 года, сделали ремонт, докупили и расставили все по-новому. Видимо, кошкой был первый пользователь, который создал сбор на обновленной платформе.

В 2023 году разработчики также добавили новую механику сбора пожертвований — аукционы. Теперь каждый желающий может выставить свой лот и разыграть его, а собранная сумма уйдет в выбранный благотворительный фонд. Команда разработчиков изучала аналоги на зарубежном рынке, общалась с НКО в России, рисовала путь пользователя, обновляла платежную форму не только для нового функционала, но и с учетом оставленной ранее обратной связи пользователей. 

С сентября на платформе опубликован уже 21 аукцион. В самом успешном аукционе разыграли каску с автографами хакеров за 150 тысяч рублей в пользу фонда «Верю в чудо».

Коротко о том, как команда разработки фонда «Нужна помощь» любит мемы

«Платежный шлюз»

Один из важнейших проектов, который скрыт от глаз пользователей, — это сервис обработки платежей «Платежный шлюз». Он помогает обрабатывать платежи в проектах «Нужна помощь», «Пользуясь случаем», «Опытным путем», а также в акциях «Рубль в день», «Остаемся помогать», «Один для всех», «Помогаем миллионам».

Немного статистики: фонд работает с тремя сервисами обработки платежей — это CloudPayments, «ЮKassa», «Тинькофф». Сейчас на сайте «Нужна помощь» доступно семь вариантов разовой оплаты и шесть — ежемесячной. В среднем «Платежный шлюз» обрабатывает около четырех тысяч транзакций в день, в базе на сегодняшний день хранится более 17 миллионов записей по платежам.

Любая задача, которая касается денег, влияет на «Платежный шлюз». Например, в ноябре этого года команда фонда запустила акцию «Один для всех» с новой механикой сбора пожертвований. Теперь пользователь может оформить пожертвование не на конкретный фонд, а на категорию помощи. Один платеж может делиться максимально между 246 фондами в выбранной категории, а минимальная сумма, которая уйдет одной НКО, — пять рублей. В акции фонд также впервые предлагает пользователю покрыть комиссию платежных систем. Этот функционал пользуется популярностью: 80% доноров выбирают покрыть комиссию.

Спасибо нашей лучшей команде разработки?
Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
FAQ: как и зачем работает фонд «Нужна помощь»
12 февраля
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Читайте также
Технологии
С Новым годом, донор: как «Нужна помощь» поздравляет своих сторонников
18 января
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Как развивать онкологическую помощь в регионах
10 января