18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • Опыт
  • 2 марта 2023, 17:41
  • 3 минуты

«Работаем для того, чтобы уменьшить количество насилия в мире»: колонка фонда «Улица мира»

Медиа фонда «Нужна помощь» запускает цикл колонок благотворительных организаций о том, что сейчас происходит с ними, их программами помощи, подопечными и сотрудниками, как они себя чувствуют в нынешних условиях.

Это колонка Софьи Чебаевой, исполнительного директора фонда «Улица Мира».

Благотворительная общественная организация «Улица Мира» помогает детям, подросткам и семьям из Санкт-Петербурга, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Исполнительный директор организации Софья Чебаева рассказывает про трудности, с которыми столкнулась «Улица Мира», про свои личные впечатления о работе в организации и про планы на будущее. 

Немного истории

Уже больше 20 лет мы привлекаем детей из групп социального риска к занятиям цирковым искусством. Одновременно оказываем детям и семьям кризисную социальную помощь. 

Раньше мы регулярно ставили цирковые спектакли, ездили с детьми на гастроли за границу и устраивали месячные летние лагеря. Последние же годы для «Улицы Мира» были очень тяжелыми. В 2017 году мы выиграли последний до нынешнего времени президентский грант. С 2019 года из-за недостатка финансирования нам пришлось урезать большинство программ. Мы продолжили оказывать социальную и психологическую помощь детям и семьям: точечно и теми ресурсами, которые были под рукой. Все это было несравнимо с теми объемами комплексного сопровождения, которое было до этого (не говоря уже о цирковой программе, которую пришлось к тому времени свернуть).

Но в тот период мы смогли запустить небольшой проект помощи женщинам и детям, пострадавшим от насилия. Психологи вели группы и консультации. Деньги на проект мы собирали на «Нужна помощь». К счастью, этот проект по-прежнему жив.

Тогда же из «Улицы Мира» ушло большинство сотрудников. Это было понятно: зарплат либо не было, либо это были абсолютно смешные деньги — такого никому не пожелаешь.  

Как «Улица Мира» заработала снова

Я когда-то работала в «Улице Мира» специалистом по социальной работе, потом ушла в другие НКО, но все они были связаны с работой с семьями в трудной жизненной ситуации, с кризисной помощью. В прошлом году я была руководителем детского социального центра, но хотелось большей свободы. Так получилось, что весной Даша Гутницкая (на тот момент – директор «Улицы Мира», нынешний председатель правления) предложила стать исполнительным директором «Улицы Мира». 

Это было неожиданное предложение. Я еще ходила, думала пару недель: готова ли к такому. С одной стороны, очень хотелось согласиться — «Улица Мира» дала мне больше всего в плане понимания специфики кризисной работы с немотивированными, часто тяжелыми клиентами (как детьми, так и родителями), научила меня комплексному подходу к работе. С другой стороны — было очень страшно. Почти не было финансирования, не было штата сотрудников и собственного помещения. Было понятно, что взяться за это можно только на большом энтузиазме и в надежде на чудо.

В начале лета я все-таки решила попробовать и согласилась. План выглядел очень оптимистичным – найти за лето финансирование и помещение, чтобы с осени запустить программы в полном объеме. Часть команды из прошлой организации захотела уйти со мной в «Улицу Мира», так что один вопрос был уже решен.

Тогда мы с Леной Федорцовой (специалист по фандрайзингу в «Улице Мира») стали активно мониторить гранты и помещения от комитета имущественных отношений. Писали в различные организации с просьбой о финансировании и предоставлении помещения pro-bono. 

За лето мы написали несколько грантов и выиграли специальный президентский грант на проект по реабилитации и социальной адаптации детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, в том числе детей и подростков, прибывших в Санкт-Петербург с территорий Донбасса и Украины. Это было первое чудо — грант дал нам возможность полноценно работать целый год. Сейчас у нас вовсю идет этот проект, и финансирование по нему заложено до осени 2023 года.

Все шло как по маслу. Единственное: помещение к концу лета мы так и не нашли. А начало реализации проекта неумолимо приближалось. Государственные и корпоративные партнеры, у которых мы искали помещение, только качали головой. Тогда мы переключились на коммерческую аренду. И да, смогли найти классное помещение в центре Петербурга по достаточно скромной цене. А старый друг организации предложил оплачивать аренду помещения, пока мы не сможем найти финансирование самостоятельно. Это было второе чудо.

Новое помещение требовало ремонта и мебели. Денег на это у нас не было. Мы выложили посты в социальных сетях с просьбами помочь со стройматериалами и мебелью. Звали волонтеров, готовых вместе с нами сделать ремонт. На наши посты откликнулось очень много желающих. Одна организация отдала нам большое количество офисной мебели: столы, шкафы и стулья. Магазин «Спасибо» поделился с нами кухней. 

В течение недели волонтеры и выпускники «Улицы Мира» приходили в наш новый дом помогать по ремонту: красить, шпаклевать, менять полы, собирать мебель. За такой короткий промежуток помещение изменилось полностью. Стало намного уютнее. Даже кухня стала выглядеть почти так, как этого хотелось с самого начала. Там теперь есть вся необходимая техника, большой круглый стол, дети там готовят и едят, а мы проводим волонтерские встречи и супервизорские группы. 

Как мы работаем сейчас

С октября прошлого года мы смогли запуститься. Отремонтировали помещение, собрали коллектив и начали набор семей с детьми. Категории благополучателей остались прежними: семьи и дети в социально опасном положении, зависимые семьи, многодетные, семьи мигрантов, дети и подростки с опасным поведением. К ним присоединились и семьи беженцев. Почти сразу наши специалисты по социальной работе и психологи стали активно работать. Возобновились тренировки по акробатике и жонглированию. «Улица Мира» стала оживать. 

Естественно, не обошлось и без непредвиденных трудностей. Многие семьи беженцев живут очень далеко от центра и не могут ездить к нам регулярно. Специалисты по социальной работе держат связь со всеми семьями, периодически ездят к ним в гости. В то же время психологи и социальный педагог не могут себе позволить много ездить по семьям. Поэтому мы решили развивать онлайн-формат работы. Психологи начали давать психологические консультации родителям и детям по видеосвязи. 

Сейчас к нам ходят дети от 5 до 17 лет — очень разновозрастная смешанная группа. Плюс это дети-беженцы вперемешку с детьми в социально опасном положении. Обе группы детей похожи — у каждой есть свои большие сложности. Каждой семье приходится справляться с чем-то тяжелым: будь то боевые действия, перемена  места жительства, зависимость или насилие. Мы стараемся помогать каждой семье — поддерживаем с ними контакт, мотивируем на психологическую помощь, проводим психологические группы для детей и родителей, помогаем справляться со школьной программой, помогаем с документами, пособиями, трудоустройством. Помогаем взаимодействовать с социальными службами. Работы очень много. Два социальных работника делают работу за четверых.

Также мы стали искать репетиторов-волонтеров, которые бы не только приходили к нам и занимались с детьми очно, но и помогали бы детям-беженцам онлайн. Очень быстро набралась команда преподавателей, которые регулярно с ними занимаются. В основном, это занятия по русскому и математике. Но бывает, что детям нужна помощь и с другими предметами, а подросткам нужна помощь в подготовке к экзаменам — со всем этим помогают волонтеры. 

Мы стараемся обучать наших волонтеров. Проводим с ними встречи, на которых обсуждаем трудности и нюансы работы с конкретными детьми, приглашаем на супервизии и семинары. Без волонтеров мы бы не справились. И это не преувеличение. Они не только помогают детям с уроками или сопровождают на мероприятия, но и очень много общаются с ними, играют, рисуют. Всем нашим детям нужно много внимания, и всем нужен индивидуальный подход – благодаря волонтерам это становится возможным.

В конце 2022 года мы решили, что хотим не только проводить семинары для специалистов и волонтеров, но и вести регулярные супервизии для коллег из помогающей сферы. Подумали, что хотим делать супервизии в двух форматах: в очном – для специалистов из Петербурга, и в онлайн-формате – для специалистов из регионов. Мы смогли запустить эти группы и уже провели 9 супервизий. Стараемся сейчас искать на это финансирование, так как формат оказался очень полезным и востребованным. К нам приходят как специалисты из некоммерческих организаций, так и из государственных. И даже частных — все те, кто сталкивается в работе с насилием, тяжелыми случаями, помощью беженцам.

Планы на будущее

Больше всего хотелось бы одного. Это стабильного финансирования. Дергаться от гранта до гранта — очень нервно. Сотрудники на этом выгорают, а энтузиазм заканчивается. Мы можем планировать свое будущее только до октября 2023 года. Хотя уже сейчас аренда помещения стала головной болью.

Переживаем за будущее наших детей. Если не будет финансирования – придется отпустить их в никуда. Это значит: во многом уничтожить те объемы работы, которую мы с ними проводили. Семьям в трудной жизненной ситуации часто нужна пролонгированная работа. Это не короткий проект: когда помог оформить пособие или выйти на работу — и все, трудности закончились. Нет, чаще всего — это многолетняя поддержка и работа, чтобы ситуация в семье изменилась кардинально.

Мы продолжаем писать гранты в надежде, что мы сможем и дальше стабильно работать. А еще очень хотим устроить детям летний выездной лагерь, взять в команду режиссера и снова ставить цирковые спектакли, ездить на гастроли и выступать. Это сильно мотивирует детей, укрепляет их самооценку, помогает справляться с жизненными трудностями. 

Еще одна мечта — это кризисный центр, где вели бы прием специалисты по социальной работе и психологи. Куда бесплатно могла бы обращаться молодежь, совершеннолетние, молодые родители. Если ты не выпускник детского дома, то после 18 лет можешь обратиться за помощью только в ПНД (психоневрологический диспансер). Туда, конечно же, обращаются не все, и многие, кому нужна помощь, ее часто не получают. Своим выпускникам мы сами стараемся помогать, но с учетом ограниченных ресурсов это не всегда получается в тех объемах, в которых бы хотелось. 

Но мы не теряем надежды. Пусть и дальше случаются чудеса, а мы тем временем будем учиться системно работать с фондами и донорами, продолжим писать гранты, и выйдем на стабильное финансирование. Тех, кому нужна наша помощь — было много во все времена. Мы же работаем для того, чтобы уменьшить количество насилия в мире. Хоть и маленькими шажками.

Мы благодарны организации «Улица мира» и Софье Чебаевой за то, что поделились тем, что с ними происходит. Это очень ценно. Фонд «Нужна помощь» работает с сотнями благотворительных организаций по всей России, и нам важно, чтобы каждый голос был услышан. Мы будем продолжать публиковать такие колонки и давать возможность высказаться каждому, кто готов. Спасибо вам, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Фонд против ДТП — о личном: путь длиною шесть лет в помощи тяжело пострадавшим в авариях и профилактике травматизма на дорогах России
16 ноября
Читайте также
Опыт
Как разговорный клуб меняет жизнь подростка с коммуникативными трудностями. Колонка «Социальной школы Каритас»
28 октября
Опыт
«Я не задавала вопроса “За что?” — мне было важно найти ответ “Зачем?”»: колонка HR-директора фонда «Нужна помощь» о борьбе с раком груди
23 октября
Опыт
«В основе нашей работы — принципы Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью»: колонка организации «Благое дело»
19 октября