Поддержка НКО: зачем бизнесу проводить грантовые конкурсы для фондов

Зачем крупным компаниям поддерживать благотворительность? Могут ли у этого быть реальные результаты или это нужно только для поддержания репутации? Куда бизнесу обращаться за помощью, если он хочет провести конкурс? В чем плюсы такой поддержки? И где НКО искать гранты? 

Эти вопросы мы разобрали с руководительницей дирекции по привлечению средств фонда «Нужна помощь» Майей Соеровой, менеджером по работе с бизнес-партнерами фонда «Нужна помощь» Ириной Святченковой и менеджером по грантам фонда «Нужна помощь» Ладой Заботкиной.

Как бизнесу поддержать НКО?

Ирина Святченкова
Ирина Святченкова
менеджер по работе с бизнес-партнерами фонда «Нужна помощь»

Для бизнеса есть много различных способов, как можно поддерживать НКО, причем как разово, так и на постоянной основе: это могут быть отчисления с процентов от продаж, округления покупок в пользу НКО, отчисления кешбэка или «хвостиков» с покупок в пользу проверенных фондов. 

И, конечно же, еще один способ поддержки НКО — это проведение грантовых конкурсов с целью поддержать различные социальные инициативы, благотворительные проекты и не только.

Зачем компаниям проводить грантовые конкурсы для НКО?

Мотивация и причины, которые побуждают бизнес проводить грантовые конкурсы, могут быть разными.

  • Многие крупные бизнесы стремятся решать социальные проблемы глобально. В таком случае это прописано в их стратегиях развития и иных внутренних документах. А грантовые конкурсы — это хорошая возможность охватить и поддержать социальные проекты разных организаций в той сфере, которая кажется наиболее интересной и важной для бизнеса. Более того, это позволяет системно заниматься проблемой.
  • Финансирование и проведение грантовых конкурсов может быть частью GR- и PR-кампаний бизнеса, в которых он заявляет о себе как о социально ответственном игроке.
Майя Соерова
Майя Соерова
руководительница дирекции по привлечению средств фонда «Нужна помощь»

В отчетах НКО для грантовых конкурсов часто можно увидеть измерения эффективности реализованной программы — такие категории очень понятные и конкретные для бизнеса. Их можно использовать в своих ESG- и КСО-отчетах, наглядно показывая, как вложенные в грантовые конкурсы средства «окупились» и какой социальный эффект принесли.

  • Бывает такое, что бюджет на благотворительность у бизнеса достаточно крупный. Тогда интереснее и выгоднее реализовывать его через грантовый конкурс, а не просто через пожертвования напрямую в фонды.
Майя Соерова
Майя Соерова
руководительница дирекции по привлечению средств фонда «Нужна помощь»

Также важно отметить, что проведение грантового конкурса — это еще и про готовность бизнеса к ответственности, его глубокое погружение в какую-то социальную проблематику и отслеживание результатов проектов, оценка их эффективности. Такой путь выбирают зрелые компании, которым недостаточно обычных пожертвований и прочих стандартных активностей.

Какие есть плюсы для бизнеса в поддержке фондов таким способом?

По словам Ирины, во-первых, проведение грантовых конкурсов помогает бизнесу в позиционировании себя среди конкурентов — это показатель его социальной ответственности. Во-вторых, такие инициативы помогают выстраивать отношения с государством, в том числе с регионами, что может быть важным для компании.

Какие организации могут получать гранты?

На сегодняшний день существует множество различных грантовых конкурсов для организаций. 

Условно можно объединить получателей грантов по нескольким категориям:

  • по региону реализации социальной программы;
  • по возрасту существования фонда;
  • по благополучателям помощи в рамках реализации программы, которая получила грантовый бюджет.
Лада Заботкина
Лада Заботкина
менеджер по грантам фонда «Нужна помощь»

У каждой грантодающей организации выставлены свои пороги входа и требования к участникам. Но можно выделить несколько ключевых.

  • Официальная регистрация и прописанные в уставе организации соответствующие конкурсу направления деятельности. 

Тут все просто: на гранты для социально ориентированных НКО могут претендовать организации, зарегистрированные в форме НКО/АНО, в уставе которых указаны осуществляемые социально ориентированные направления деятельности. 

При этом есть гранты, например, для социальных предпринимателей, субъектов малого и среднего бизнеса и даже для физических лиц, в том числе волонтеров. Соответственно, тут потребуется уже другая подтверждающая документация.

  • Возраст организации. 

Если говорить о грантах для социально ориентированных НКО, то, как правило, заявки принимают от организаций, официально зарегистрированных от шести месяцев или от года. Причем чем старше организация, тем на большую сумму гранта она может претендовать.

  • Информационная открытость и прозрачность НКО.

Некоторые грантодатели требуют публичную годовую отчетность, некоторые — действующий сайт и социальные сети, а некоторые — и то и другое. Здесь наибольшая вероятность удовлетворить требованиям большинства грантодателей у тех организаций, которые уже успешно прошли верификацию на соответствующих площадках (например, «Нужна помощь», «СберВместе», «Добро») и подтвердили тем самым свою информационную открытость.

Цель любого грантового конкурса — содействие решению конкретной социальной проблемы. Поэтому преимущество будет в первую очередь у действующих организаций, которые уже имеют какие-то достигнутые положительные результаты. Например, многие грантодатели спрашивают в заявках об опыте организации по заявляемой в конкурсе деятельности.

Лада Заботкина
Лада Заботкина
менеджер по грантам фонда «Нужна помощь»

Не стоит забывать и о качестве предлагаемого к конкурсу проекта. Нужно понимать, что соответствовать требованиям к участникам грантового конкурса — это хоть и абсолютно обязательное условие, но даже не «половина беды», это намного меньше. Иметь качественный эффективный социальный проект — вот основная задача для любого, кто хочет получить грант.

Как бизнесу запустить конкурс?

Ирина Святченкова рассказала, что компания всегда может обратиться в «Нужна помощь», и фонд поможет все организовать, чтобы это было качественно и эффективно. У «Нужна помощь» есть экспертиза, есть IT-продукт «Ядро», который сильно упрощает подачу и прием заявок на грантовые конкурсы, есть проверенная и актуальная база НКО, по которой организация может делать рассылки и приглашать принимать участие в конкурсах.

По словам Майи Соеровой, важно, чтобы бизнес понимал: когда он принимает решение о проведении грантового конкурса и его финансировании, важна не регулярность, а системность тех проектов, которые поддерживаются в рамках гранта. Необходимо понимать, насколько это вложение денег повлияет на устойчивость фонда и есть ли у него представление, как развивать проект после завершения грантовой поддержки.

Где НКО искать гранты?

Ирина Святченкова
Ирина Святченкова
менеджер по работе с бизнес-партнерами фонда «Нужна помощь»

Если компания, запустившая конкурс, приходит в «Нужна помощь», то мы делаем рассылку по базе НКО, в которой рассказываем о его старте и ориентируем, где и когда нужно будет подать заявку.

Лада Заботкина
Лада Заботкина
менеджер по грантам фонда «Нужна помощь»

В целом можно сказать, что есть три типа грантодающих организаций: 

  1. государство: самый известный и крупнейший федеральный конкурс проводит Фонд президентских грантов;
  2. частные компании: например, Тинькофф Банк организует конкурс «Поддержка будет!»;
  3. другие НКО: сюда можно отнести такие институциональные организации, как Благотворительный фонд Владимира Потанина, а также организации поменьше, например «Гуманитарное действие».

Календаря грантовых конкурсов, по которому можно было бы ориентироваться, выбирая наиболее подходящие меры поддержки и планируя грантовые проекты, к сожалению, нет. Исключение составляет Фонд президентских грантов, жестко придерживающийся конкурсных циклов. 

Грантодатели, как правило, объявляют о старте кампаний за месяц до окончания приема заявок. Объявления о конкурсах публикуются на сайтах грантодающей организации и в специализированных медиа благотворительного сектора, например на сайте Агентства социальной информации. 

Одним из агрегаторов конкурсов на текущий момент является телеграм-канал «Капитан грантов». Поэтому, если НКО желает инициировать свой грантовый проект, можно начать это увлекательное путешествие именно с этого канала.

Как еще бизнес может поддержать НКО?

Ирина Святченкова
Ирина Святченкова
менеджер по работе с бизнес-партнерами фонда «Нужна помощь»

Хороший вариант, который активно вовлекает в благотворительность новых людей, — это мэтчинговые акции, где клиенты или сотрудники жертвуют средства, а компания их удваивает и отправляет в фонды. Эта очень эффективная механика, которая мотивирует людей жертвовать даже бо́льшие деньги на благотворительность, так как они знают, что эта сумма попадет в фонд в удвоенном виде.

Еще одна интересная опция: бизнес может спонсировать обучение сотрудников фондов или предоставлять своих сотрудников в качестве интеллектуальных волонтеров для НКО. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Спасибо, что дочитали до конца!

Мы уверены, что первый шаг в решении любой проблемы — это сделать ее видимой для общества. Именно этим мы и занимаемся в медиа фонда «Нужна помощь».

А еще мы даем голос фондам по всей России, чтобы об их работе узнали как можно больше людей.

Поддержите нас

Оформите пожертвование на развитие фонда «Нужна помощь»

У вас карта зарубежного банка? Перейдите к  специальной форме

Выберите тип и сумму пожертвования
Материалы по теме
Знания
FAQ: как и зачем работает фонд «Нужна помощь»
12 февраля
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Технологии
С Новым годом, донор: как «Нужна помощь» поздравляет своих сторонников
18 января
Читайте также
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Как развивать онкологическую помощь в регионах
10 января
Опыт
«Рефакторим то, что видело динозавров»: кто разрабатывает все сервисы фонда «Нужна помощь»
15 декабря
Помочь нам