18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

«Они не агрессивны, их просто надо учить выражать негативные чувства»: правда и мифы об СДВГ

Фонд «Обнаженные сердца» — о детях и взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — диагноз, который ставят детям и взрослым и сейчас все чаще выявляют уже в дошкольном возрасте. При этом обращать внимание на этот синдром общественность стала совсем недавно, и понимания того, что такое СДВГ, у многих людей по-прежнему нет. В итоге, столкнувшись с подозрением СДВГ у своего ребенка, родители пугаются одной этой аббревиатуры. Но так ли все страшно на самом деле? Как проявляется и как лечится этот синдром? Эксперты фонда «Обнаженные сердца» рассказали «Нужна помощь», что такое СДВГ, какие есть распространенные мнения о синдроме и почему они не больше, чем мифы.

Что такое СДВГ

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — нарушение неврологического развития. Согласно исследованиям, этот синдром сегодня диагностирован в среднем у 10% (по разным данным, от 3 до 15%) детей в мире. 

Точная причина появления СДВГ до сих пор неизвестна. Согласно исследованиям, свой вклад вносят и генетические факторы, и факторы окружающей среды. Например, употребление алкоголя, курение во время беременности, преждевременные роды (до 37-й недели) и низкий вес при рождении могут повышать риск развития СДВГ. Прием некоторых медикаментов во время беременности также может провоцировать развитие этого синдрома у ребенка: доказано, что так действует употребление высоких доз парацетамола или противосудорожных препаратов — вальпроатов (назначаются при эпилепсии). СДВГ чаще встречается и при других нарушениях развития у человека, например при аутизме. 

Святослав Довбня
Святослав Довбня
невролог, эксперт фонда «Обнаженные сердца»‎

Что можно сделать, чтобы снизить риски возникновения у ребенка СДВГ? Будущей маме важно вести здоровый образ жизни во время беременности, исключить курение и алкоголь, больше времени проводить на свежем воздухе, следить за питанием, постараться минимизировать стресс. Исследования также показывают, что повышенный риск развития СДВГ связан с низким содержанием омеги-3 в организме будущей матери и ребенка. Однако, поскольку точные причины СДВГ по-прежнему остаются не до конца исследованными, не существует и 100-процентных методов профилактики — ребенок с СДВГ может родиться у любых родителей и в любой семье.

СДВГ часто можно заметить и диагностировать уже в раннем и дошкольном возрасте. Проявляется синдром целым комплексом симптомов: это сложности с удержанием внимания и концентрацией, импульсивность, избыточная двигательная активность, нетерпеливость, отсутствие страха перед потенциальными опасностями, упрямство, социально неприемлемое поведение, избыточные приступы гнева, истерики, задержка в различных областях развития (двигательной, речевой). При правильном подборе психологических и педагогических методов помощи и адекватном медицинском сопровождении все проявления обычно успешно поддаются терапии, но сам синдром сопровождает человека в той или иной форме на протяжении всей жизни. 

При этом проявления СДВГ у разных людей отличаются: у кого-то более выражен дефицит внимания, у кого-то — гиперактивность. Всего можно выделить три подтипа синдрома: 

  • первый связан с проблемами внимания;
  • второй — с гиперактивностью и импульсивностью;
  • третий подтип сочетает то и другое. 

Как диагностируется и лечится синдром

Гиперактивность — это, вопреки распространенному мнению, не характерная особенность поведения многих детей дошкольного и школьного возраста. Это диагноз, и поставить его может только врач – невролог или психиатр — в кооперации с психологом. И этот диагноз поведенческий, а значит, его нельзя определить, сделав, например, медицинский анализ или исследование (ЭКГ, КТ или МРТ). Диагноз ставится в результате комплексной оценки специалистов, которая включает в себя наблюдение за пациентом, беседу с ним и его родителями, учителями и близкими.

Определяющими для постановки диагноза становятся сложности бытового и социального характера, трудности в обучении и повседневном функционировании, которые наблюдаются у ребенка и существенно осложняют его жизнь. Например, детям с СДВГ может быть трудно обучаться из-за неустойчивого внимания, а проблемы с развитием мелкой моторики могут мешать им развивать простейшие бытовые навыки (завязывание шнурков, застегивание пуговиц). Воспитателям в детском саду, а затем и учителям в школе бывает трудно справляться с поведением, удерживать внимание ребенка и структурировать его активность без специальных знаний об особенностях детей с СДВГ.

Чтобы помощь ребенку с СДВГ была эффективной, стоит привлекать разных специалистов: психологов, педагогов, неврологов, психиатров, школьных учителей. Методы и отдельные стратегии помощи выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его специфических трудностей. Хорошие результаты показывает комплексный подход, сочетающий когнитивно-поведенческую терапию, обучающие программы для родителей и визуальную поддержку. При необходимости врачи назначают медикаментозное лечение, но это делается далеко не всегда. Например, детям до шести лет обычно рекомендуют только поведенческие стратегии вмешательства. 

С возрастом проявления СДВГ становятся менее заметны и могут практически сходить на нет к окончанию подросткового возраста. Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения, как правило, никуда не исчезают. Из-за этого, став взрослее, такие люди больше подвержены риску несчастных случаев, ДТП, разного рода зависимостям, конфликтам. Например, в молодом возрасте влияние СДВГ может приводить к увольнениям и частой смене работы. 

Татьяна Морозова
Татьяна Морозова
клинический психолог и эксперт фонда «Обнаженные сердца»

Многие люди с СДВГ замечают, что постановка диагноза даже во взрослом возрасте — большое облегчение. Это помогает в принятии себя, своих особенностей, трудностей и сильных сторон. На сегодняшний день существуют эффективные стратегии, помогающие человеку с СДВГ лучше осознавать и регулировать свое эмоциональное состояние, планировать дела, контролировать то, что необходимо сделать, и регулярно проверять результаты работы. Данные стратегии прежде всего используются в когнитивно-поведенческой терапии. Некоторым взрослым людям с СДВГ дополнительно помогает также медикаментозная терапия, но ее никогда не используют отдельно от когнитивно-поведенческих методов. 

Мифы о людях с СДВГ

О синдроме дефицита внимания и гиперактивности есть множество стереотипов, но далеко не все из них правда. Команда фонда «Обнаженные сердца» развенчивает самые распространенные мифы.

Миф 1. СДВГ встречается только у мальчиков

СДВГ диагностируется у детей обоих полов, хотя у мальчиков, действительно, намного чаще — примерно в три раза. Но с возрастом этот разрыв уменьшается. Возможно, это связано с тем, что у девочек чаще, чем у мальчиков, встречается менее заметная окружающим форма этого нарушения — синдром дефицита внимания, без гиперактивности и импульсивности. Он также приводит к существенным трудностям в обучении и социальной адаптации.

Миф 2. Дети с СДВГ необучаемы

Несмотря на непоседливость, проблемы с вниманием, забывчивость, дети с СДВГ могут прекрасно учиться, реализовывать свои способности и развивать академические навыки. Интеллектуальный уровень детей с СДВГ может быть самым разным, в том числе и очень высоким. В редких случаях СДВГ может сочетаться с интеллектуальными нарушениями.

Для успешного усвоения материала ребенком с СДВГ педагогам необходимо грамотно организовывать учебный процесс: у занятий должна быть структура, распорядок, между уроками — перерывы на двигательную активность. А родителям следует устанавливать контакт с учителями, помогать детям с выполнением домашних заданий. Например, если ребенок пропустил новую тему, забыл сделать уроки, не стоит его ругать, лучше вместе с ним попробовать разобрать материал еще раз. 

Миф 3. Дети с СДВГ обязательно агрессивные

Агрессия не входит в список критериев, по которым диагностируют СДВГ. Некоторым детям с этим синдромом просто трудно регулировать свои эмоции, и из-за этого они могут тяжело переживать неудачи в играх, в общении со сверстниками, в учебе. Другие с трудом дожидаются своей очереди, не умеют проигрывать, нередко бросаются игрушками. Ребенка важно обучать тому, как распознавать свои эмоции, а также выражать негативные чувства и несогласие социально допустимыми способами. 

Импульсивность этих детей также часто принимают за агрессию. Но на самом деле такой ребенок нередко просто действует и принимает решения быстрее, чем успевает их обдумать. Например, из-за этого диагноз «СДВГ» резко повышает вероятность получения травм, случайных отравлений химическими веществами.

Миф 4. Гиперактивные дети не чувствуют усталости

На самом деле ребенок с СДВГ устает так же, как и другие дети. Но проявляется у него это действительно по-другому: зачастую еще большей двигательной активностью и перевозбуждением. Вот почему ребенку с СДВГ еще важнее, чем всем остальным детям, соблюдать режим дня, высыпаться, вовремя есть, чередовать подвижные виды деятельности (игра, физическая активность, прогулки на природе) и спокойные (чтение книги, лепка) — это нормализует его состояние и помогает избежать перевозбуждения.

Где узнать больше

Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» — благотворительная организация, помогающая людям с аутизмом и другими нарушениями в развитии. Команда фонда создает сеть бесплатных услуг для детей с особенностями развития и членов их семей, развивает профессиональное и родительское сообщество, а также информирует общество с целью изменить его отношение к людям с различными нарушениями. У фонда есть информационная платформа для специалистов и родителей детей с особенностями развития «Обнаженные сердца онлайн», где можно найти много полезных материалов о разных особенностях развития, в том числе об СДВГ.

А 6 июня 2023 года команда фонда «Обнаженные сердца» выпустила новый сезон подкаста «Инклюзия и жизнь», посвященный СДВГ. В восьми эпизодах эксперты фонда — клинический психолог Татьяна Морозова, детский невролог Святослав Довбня, психиатр Анна Портнова, педиатр Сергей Бутрий и другие специалисты — обсудили мифы и факты вокруг этого нарушения, причины его возникновения, диагностику, методы лечения и личный опыт людей с СДВГ.

Вера Курбатова
Вера Курбатова
руководитель образовательных проектов фонда «Обнаженные сердца»

Запуская образовательные проекты в области помощи детям с нарушениями в развитии, ты на самом деле занимаешься информированием. Вроде есть интернет для этого, но там столько непроверенной информации, что иногда лучше ничего не читать и не смотреть. Готовя подкаст об СДВГ, мы опирались на исследования, сделанные по золотому стандарту, на практики помощи с доказанной эффективностью, нам также важно было найти обычных людей с подтвержденным диагнозом, чтобы они сами про себя рассказали. Людей с нарушениями больше, чем мы думаем, и наша задача — организовывать такую среду, где каждому будет комфортно. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Знания
Можно ли контролировать навязчивые мысли и отказаться от ритуалов: что такое ОКР и как с ним жить?
25 декабря
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Читайте также
Опыт
Равный — равному: в чем преимущество групп поддержки без профильного специалиста
14 ноября
Знания
Мой ребенок вредит себе: как я могу ему помочь?
27 октября
Опыт
Все об антидепрессантах: 15 мифов, которые мешают восстановить ментальное здоровье
10 октября