18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

«Они не агрессивны, их просто надо учить выражать негативные чувства»: правда и мифы об СДВГ

Фонд «Обнаженные сердца» — о детях и взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — диагноз, который ставят детям и взрослым и сейчас все чаще выявляют уже в дошкольном возрасте. При этом обращать внимание на этот синдром общественность стала совсем недавно, и понимания того, что такое СДВГ, у многих людей по-прежнему нет. В итоге, столкнувшись с подозрением СДВГ у своего ребенка, родители пугаются одной этой аббревиатуры. Но так ли все страшно на самом деле? Как проявляется и как лечится этот синдром? Эксперты фонда «Обнаженные сердца» рассказали «Нужна помощь», что такое СДВГ, какие есть распространенные мнения о синдроме и почему они не больше, чем мифы.

Что такое СДВГ

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — нарушение неврологического развития. Согласно исследованиям, этот синдром сегодня диагностирован в среднем у 10% (по разным данным, от 3 до 15%) детей в мире. 

Точная причина появления СДВГ до сих пор неизвестна. Согласно исследованиям, свой вклад вносят и генетические факторы, и факторы окружающей среды. Например, употребление алкоголя, курение во время беременности, преждевременные роды (до 37-й недели) и низкий вес при рождении могут повышать риск развития СДВГ. Прием некоторых медикаментов во время беременности также может провоцировать развитие этого синдрома у ребенка: доказано, что так действует употребление высоких доз парацетамола или противосудорожных препаратов — вальпроатов (назначаются при эпилепсии). СДВГ чаще встречается и при других нарушениях развития у человека, например при аутизме. 

Святослав Довбня
Святослав Довбня
невролог, эксперт фонда «Обнаженные сердца»‎

Что можно сделать, чтобы снизить риски возникновения у ребенка СДВГ? Будущей маме важно вести здоровый образ жизни во время беременности, исключить курение и алкоголь, больше времени проводить на свежем воздухе, следить за питанием, постараться минимизировать стресс. Исследования также показывают, что повышенный риск развития СДВГ связан с низким содержанием омеги-3 в организме будущей матери и ребенка. Однако, поскольку точные причины СДВГ по-прежнему остаются не до конца исследованными, не существует и 100-процентных методов профилактики — ребенок с СДВГ может родиться у любых родителей и в любой семье.

СДВГ часто можно заметить и диагностировать уже в раннем и дошкольном возрасте. Проявляется синдром целым комплексом симптомов: это сложности с удержанием внимания и концентрацией, импульсивность, избыточная двигательная активность, нетерпеливость, отсутствие страха перед потенциальными опасностями, упрямство, социально неприемлемое поведение, избыточные приступы гнева, истерики, задержка в различных областях развития (двигательной, речевой). При правильном подборе психологических и педагогических методов помощи и адекватном медицинском сопровождении все проявления обычно успешно поддаются терапии, но сам синдром сопровождает человека в той или иной форме на протяжении всей жизни. 

При этом проявления СДВГ у разных людей отличаются: у кого-то более выражен дефицит внимания, у кого-то — гиперактивность. Всего можно выделить три подтипа синдрома: 

  • первый связан с проблемами внимания;
  • второй — с гиперактивностью и импульсивностью;
  • третий подтип сочетает то и другое. 

Как диагностируется и лечится синдром

Гиперактивность — это, вопреки распространенному мнению, не характерная особенность поведения многих детей дошкольного и школьного возраста. Это диагноз, и поставить его может только врач – невролог или психиатр — в кооперации с психологом. И этот диагноз поведенческий, а значит, его нельзя определить, сделав, например, медицинский анализ или исследование (ЭКГ, КТ или МРТ). Диагноз ставится в результате комплексной оценки специалистов, которая включает в себя наблюдение за пациентом, беседу с ним и его родителями, учителями и близкими.

Определяющими для постановки диагноза становятся сложности бытового и социального характера, трудности в обучении и повседневном функционировании, которые наблюдаются у ребенка и существенно осложняют его жизнь. Например, детям с СДВГ может быть трудно обучаться из-за неустойчивого внимания, а проблемы с развитием мелкой моторики могут мешать им развивать простейшие бытовые навыки (завязывание шнурков, застегивание пуговиц). Воспитателям в детском саду, а затем и учителям в школе бывает трудно справляться с поведением, удерживать внимание ребенка и структурировать его активность без специальных знаний об особенностях детей с СДВГ.

Чтобы помощь ребенку с СДВГ была эффективной, стоит привлекать разных специалистов: психологов, педагогов, неврологов, психиатров, школьных учителей. Методы и отдельные стратегии помощи выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его специфических трудностей. Хорошие результаты показывает комплексный подход, сочетающий когнитивно-поведенческую терапию, обучающие программы для родителей и визуальную поддержку. При необходимости врачи назначают медикаментозное лечение, но это делается далеко не всегда. Например, детям до шести лет обычно рекомендуют только поведенческие стратегии вмешательства. 

С возрастом проявления СДВГ становятся менее заметны и могут практически сходить на нет к окончанию подросткового возраста. Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения, как правило, никуда не исчезают. Из-за этого, став взрослее, такие люди больше подвержены риску несчастных случаев, ДТП, разного рода зависимостям, конфликтам. Например, в молодом возрасте влияние СДВГ может приводить к увольнениям и частой смене работы. 

Татьяна Морозова
Татьяна Морозова
клинический психолог и эксперт фонда «Обнаженные сердца»

Многие люди с СДВГ замечают, что постановка диагноза даже во взрослом возрасте — большое облегчение. Это помогает в принятии себя, своих особенностей, трудностей и сильных сторон. На сегодняшний день существуют эффективные стратегии, помогающие человеку с СДВГ лучше осознавать и регулировать свое эмоциональное состояние, планировать дела, контролировать то, что необходимо сделать, и регулярно проверять результаты работы. Данные стратегии прежде всего используются в когнитивно-поведенческой терапии. Некоторым взрослым людям с СДВГ дополнительно помогает также медикаментозная терапия, но ее никогда не используют отдельно от когнитивно-поведенческих методов. 

Мифы о людях с СДВГ

О синдроме дефицита внимания и гиперактивности есть множество стереотипов, но далеко не все из них правда. Команда фонда «Обнаженные сердца» развенчивает самые распространенные мифы.

Миф 1. СДВГ встречается только у мальчиков

СДВГ диагностируется у детей обоих полов, хотя у мальчиков, действительно, намного чаще — примерно в три раза. Но с возрастом этот разрыв уменьшается. Возможно, это связано с тем, что у девочек чаще, чем у мальчиков, встречается менее заметная окружающим форма этого нарушения — синдром дефицита внимания, без гиперактивности и импульсивности. Он также приводит к существенным трудностям в обучении и социальной адаптации.

Миф 2. Дети с СДВГ необучаемы

Несмотря на непоседливость, проблемы с вниманием, забывчивость, дети с СДВГ могут прекрасно учиться, реализовывать свои способности и развивать академические навыки. Интеллектуальный уровень детей с СДВГ может быть самым разным, в том числе и очень высоким. В редких случаях СДВГ может сочетаться с интеллектуальными нарушениями.

Для успешного усвоения материала ребенком с СДВГ педагогам необходимо грамотно организовывать учебный процесс: у занятий должна быть структура, распорядок, между уроками — перерывы на двигательную активность. А родителям следует устанавливать контакт с учителями, помогать детям с выполнением домашних заданий. Например, если ребенок пропустил новую тему, забыл сделать уроки, не стоит его ругать, лучше вместе с ним попробовать разобрать материал еще раз. 

Миф 3. Дети с СДВГ обязательно агрессивные

Агрессия не входит в список критериев, по которым диагностируют СДВГ. Некоторым детям с этим синдромом просто трудно регулировать свои эмоции, и из-за этого они могут тяжело переживать неудачи в играх, в общении со сверстниками, в учебе. Другие с трудом дожидаются своей очереди, не умеют проигрывать, нередко бросаются игрушками. Ребенка важно обучать тому, как распознавать свои эмоции, а также выражать негативные чувства и несогласие социально допустимыми способами. 

Импульсивность этих детей также часто принимают за агрессию. Но на самом деле такой ребенок нередко просто действует и принимает решения быстрее, чем успевает их обдумать. Например, из-за этого диагноз «СДВГ» резко повышает вероятность получения травм, случайных отравлений химическими веществами.

Миф 4. Гиперактивные дети не чувствуют усталости

На самом деле ребенок с СДВГ устает так же, как и другие дети. Но проявляется у него это действительно по-другому: зачастую еще большей двигательной активностью и перевозбуждением. Вот почему ребенку с СДВГ еще важнее, чем всем остальным детям, соблюдать режим дня, высыпаться, вовремя есть, чередовать подвижные виды деятельности (игра, физическая активность, прогулки на природе) и спокойные (чтение книги, лепка) — это нормализует его состояние и помогает избежать перевозбуждения.

Где узнать больше

Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» — благотворительная организация, помогающая людям с аутизмом и другими нарушениями в развитии. Команда фонда создает сеть бесплатных услуг для детей с особенностями развития и членов их семей, развивает профессиональное и родительское сообщество, а также информирует общество с целью изменить его отношение к людям с различными нарушениями. У фонда есть информационная платформа для специалистов и родителей детей с особенностями развития «Обнаженные сердца онлайн», где можно найти много полезных материалов о разных особенностях развития, в том числе об СДВГ.

А 6 июня 2023 года команда фонда «Обнаженные сердца» выпустила новый сезон подкаста «Инклюзия и жизнь», посвященный СДВГ. В восьми эпизодах эксперты фонда — клинический психолог Татьяна Морозова, детский невролог Святослав Довбня, психиатр Анна Портнова, педиатр Сергей Бутрий и другие специалисты — обсудили мифы и факты вокруг этого нарушения, причины его возникновения, диагностику, методы лечения и личный опыт людей с СДВГ.

Вера Курбатова
Вера Курбатова
руководитель образовательных проектов фонда «Обнаженные сердца»

Запуская образовательные проекты в области помощи детям с нарушениями в развитии, ты на самом деле занимаешься информированием. Вроде есть интернет для этого, но там столько непроверенной информации, что иногда лучше ничего не читать и не смотреть. Готовя подкаст об СДВГ, мы опирались на исследования, сделанные по золотому стандарту, на практики помощи с доказанной эффективностью, нам также важно было найти обычных людей с подтвержденным диагнозом, чтобы они сами про себя рассказали. Людей с нарушениями больше, чем мы думаем, и наша задача — организовывать такую среду, где каждому будет комфортно. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Знания
Можно ли контролировать навязчивые мысли и отказаться от ритуалов: что такое ОКР и как с ним жить?
25 декабря
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Читайте также
Опыт
Равный — равному: в чем преимущество групп поддержки без профильного специалиста
14 ноября
Знания
Мой ребенок вредит себе: как я могу ему помочь?
27 октября
Опыт
Все об антидепрессантах: 15 мифов, которые мешают восстановить ментальное здоровье
10 октября
Помочь нам