18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

«Не бояться того, что будет впереди»: колонка фонда «Цвет жизни»

Медиа фонда «Нужна помощь» запускает цикл колонок благотворительных организаций о том, что сейчас происходит с ними, их программами помощи, подопечными и сотрудниками, как они себя чувствуют в нынешних условиях.

Это колонка Марины Гордеевой, директора фонда «Цвет жизни».

Благотворительный фонд «Цвет жизни» оказывает комплексную поддержку семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Среди наших подопечных — более 200 семей с детьми от 3 до 18 лет с различными нозологиями, многие из которых сохраняются на всю жизнь. Но самое главное, что они живут, несмотря ни на что. И мы хотим помочь им прожить полноценную интересную жизнь, найти себя, познать мир и обрести свое индивидуальное счастье. 

Каким был 2022 год

Прошедший год был сложным для каждого из нас с вами. Но рядом со сложностями всегда есть место и для новых возможностей. 

В «Цвет жизни» я пришла год назад. Для меня переход из коммерческого сектора в некоммерческий казался временным решением. В фонде я занималась подготовкой грантовых заявок, взаимодействием с партнерами, фандрайзингом. Большую часть времени занимала удаленная работа с пересечением по всем проектам фонда с их руководителями.

В 2022 году мы выиграли два гранта — «Абсолют Банка» и Фонда Потанина, заключили соглашение с «Яндексом» о социальной поддержке «Яндекс.Такси» для наших подопечных и социальной рекламе «Яндекс.Директ». Но гранты Фонда президентских грантов и мэра Москвы нам не дались. Казалось, что есть над чем работать в 2023 году. 

В конце года мы столкнулись с тем, что некоторые члены команды уехали из страны или покинули фонд по иным причинам, в том числе и часть руководящего состава. Необходимо было оперативно провести перестановки внутри команды, чтобы завершить все текущие проекты и начать 2023 год.

Так в конце ноября мне предложили стать директором фонда…

Сложное решение

Наш фонд оказывает комплексную поддержку семьям с детьми с ОВЗ. Основной проект — Центр семейного досуга и развития (в Строгине), где ежедневно с 10 до 19 часов наши педагоги ведут индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми, работают нейропсихологи, дефектологи.

Есть дистанционный клуб, к занятиям в котором подключаются дети с ОВЗ со всех концов страны, для многих из них это единственная площадка для общения в силу физических и психологических особенностей и территориальной удаленности. Прильнув к экранам, они вместе с педагогами и волонтерами читают, обсуждают, мечтают каждый о своем.

И все это — особенные дети. Дети, которые так же, как и все мы, имеют право быть счастливыми, несмотря ни на что…

Первым моим решением был отказ от предложения стать директором. Думала, что точно не справлюсь, сложно совмещать очный и удаленный форматы работы, нет профессиональных знаний в части работы с такими детьми, а следовательно, не смогу выстроить отношения с педагогами, много проектов, глубину которых пока даже не представляла, пласт административных вопросов. Список аргументов против казался бесконечным. 

Но очень скоро я поняла, что надо просто начинать работу. И на этой чаше весов было всего два пункта. Первый: сейчас надо временно помочь команде, пока будем искать нужного человека. Второй: а ведь это вызов себе — попробовать все это осилить, научиться новому. 

Быстрое погружение

Декабрь оказался непростым для меня.

Нельзя руководить процессом, если не знаешь, как он устроен. Поэтому первое, что пришлось и приходится делать сейчас, — это полное и по возможности быстрое погружение внутрь каждого проекта, чтобы понять, что и как там работает. Многие проекты у нас были запущены достаточно давно, в частности дистанционный клуб «Мир! Дружба! Онлайн!» (запущен в период пандемии в 2020 году), волонтерский клуб (работает с момент создания фонда в 2008 году), информационное сопровождение и позиционирование деятельности фонда на собственных и специализированных площадках.

Сейчас стало понятно, что мы готовы расти и хотим развиваться в сторону более профессиональной коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и комплексной поддержки таких семей в целом. А значит, наши проекты должны меняться. Психологически согласиться на изменения в отлаженном годами механизме непросто.

Я прекрасно понимаю, что нас с командой ждет сложная работа по выстраиванию новой стратегии, совместный поиск решений, путь проб и ошибок, многое придется осваивать заново.  

«Если мы хотим развиваться, то надо меняться самим»

Некоммерческий сектор имеет свои характерные особенности. Зарплаты небольшие, нагрузки высокие, многое держится на альтруизме и личной мотивации людей, рычагов воздействия, как в коммерческом секторе, нет. Но если мы хотим развиваться, то надо меняться самим: учиться делегировать — брать ответственность, выстраивать отношения с учетом особенностей разных поколений, постоянно поддерживать профессиональное развитие — свое и сотрудников, педагогов, специалистов, волонтеров, распределять обязанности. 

Первым шагом стало начало обучения некоторых наших сотрудников в части расширения профессиональных компетенций, продолжение работы с ментором — нейропсихологом. Запланированы системное обучение и поддержка наших волонтеров. 

Если говорить о нашем основном проекте — развивающем центре, то, на мой взгляд, он уникален! На бесплатной основе семь дней в неделю с 10 до 19 часов с детьми занимаются педагоги — нейропсихологи и дефектологи, проводится бесплатная диагностика нейропсихологом, расширяется сетка тематических мастер-классов, в проведении которых нам помогают прекрасные волонтеры всех возрастов. 

Очень важно, что наш центр за полтора года работы стал для более чем 150 семей с детьми с ОВЗ местом дружбы и общения, игр и приобретения полезных навыков для жизни.  

Так, в конце прошлого года мы запустили в центре музыкальные занятия для детей с ОВЗ. В сопровождении музыки, самодельных декораций наш педагог (профессиональный орф-педагог, музыковед и мама особенного ребенка) создает такую душевную атмосферу, что даже сотрудники фонда не могут пройти мимо таких занятий! Мы начинали с одного-двух пробных занятий в неделю, за месяц их число увеличилось: теперь мы охватываем до четырех групп в день два раза в неделю. Мы провели музыкальный Новый год, серию рождественских тематических занятий. Впереди музыкальная масленичная неделя.

Сейчас в наших планах — запустить в центре арт-направление, чтобы творческая и духовная составляющие помогали не только нашим детям, но и их прекрасным родителям. 

Вместо итогов

Меня очень радует, что некоммерческий сектор становится все более профессиональным и динамичным. Так, на рынке появляются разнообразные интерактивные и программные продукты, адаптированные для работы с детьми с ОВЗ.

В нашем центре обустроена сенсорная комната, есть возможность применять практики песочной терапии. В текущем году мы очень хотим с помощью доноров собрать средства на приобретение логопедического интерактивного комплекса для расширения возможностей работы с детьми разных возрастных групп с различными нозологиями.

Цифровизация НКО, множество обучающих программ, которые доступны для НКО и их сотрудников, автоматизация процессов, активная информационная поддержка, совместные проекты и прочее — это также очень важные инструменты, которые хочется максимально использовать.

Например, у нас огромный банк документов по траектории развития каждого ребенка: результаты диагностики, рекомендации педагогов, анкеты родителей, медицинские справки. Все это требует быстрой обработки и структурирования. Все эти данные должны быть учтены при составлении расписания занятий и возможных заменах. Сейчас мы готовимся к совместному проекту с фондом «Дети-бабочки» по внедрению у нас CRM-системы для автоматизации процессов.

Что я хочу пожелать нашему фонду и всем остальным? Не бояться того, что будет впереди. Учиться новому, помогать здесь и сейчас тому, кто в этом нуждается. У помощи нет возраста, нет критериев. Пусть у нас с вами будет хороший и интересный год.

Мы благодарны фонду «Цвет жизни» и Марине Гордеевой за то, что поделились тем, что с ними происходит. Это очень ценно. Фонд «Нужна помощь» работает с сотнями благотворительных организаций по всей России, и нам важно, чтобы каждый голос был услышан. Мы будем продолжать публиковать такие колонки и давать возможность высказаться каждому, кто готов. Спасибо вам, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Опыт
Беременность и ВИЧ: как родить здорового ребенка
4 декабря
Читайте также
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Фонд против ДТП — о личном: путь длиною шесть лет в помощи тяжело пострадавшим в авариях и профилактике травматизма на дорогах России
16 ноября
Опыт
Как разговорный клуб меняет жизнь подростка с коммуникативными трудностями. Колонка «Социальной школы Каритас»
28 октября