18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

«Молчание — моя главная боль»: колонка организации «Наука и образование»

Директор организации «Наука и образование» Елена Панфёрова — о главной боли в работе по профилактике деструктивного поведения у детей и подростков и замалчивании проблемы наркопотребления среди них.

Чем мы занимаемся

Уже больше пяти лет АНО «Наука и образование» занимается профилактикой деструктивного поведения у детей и подростков, проводит исследования причин возникновения подобных проявлений. На сегодняшний день у организации более 50 тысяч благополучателей, ключевая программа «Современная профилактика» рекомендована к тиражированию на территории РФ. В данный момент ведется работа в трех направлениях.

Работа с подростками

  • «Современная профилактика» — уникальные интерактивные научные программы, где наглядно на экспериментах показываем, как психоактивные вещества влияют на организм человека.
  • Программа «НЕ#ЗАВИСИМОСТЬ» — курс-тренинг для подростков по развитию адекватной самооценки, навыков критического мышления и налаживанию здоровых коммуникаций.
  • Проект «Современная профориентация» — живой курс-тренинг, погружающий подростка в выбор будущей профессии: от направления деятельности до списка вступительных экзаменов в выбранное заведение в своем городе.
  • Проект «Первая помощь» — интерактивный тренинг для подростков о навыках оказания первой медицинской и психологической помощи.

Работа с родителями

  • «Современное воспитание» — серия живых и онлайн-лекций для родителей о воспитании современных подростков.
  • Проект «Независимый подкаст» — программы в видео- и аудиоформате, размещенные в интернете, где мы говорим с родителями и детьми честно и доверительно, учимся находить общий язык и дружить.

Работа со специалистами

Ресурсный центр «Независимость» — образовательный проект для специалистов, работающих с подростками по вопросам профилактики раннего употребления психоактивных веществ.

Включает следующие направления:

  • профессиональная профилактика (онлайн-обучение);
  • консалтинг организаций;
  • программа профилактики эмоционального выгорания для специалистов.

Самая сильная боль

Я много думала о том, какими подробностями моей работы стоит поделиться с людьми. О чем мне хотелось бы рассказать? О судьбах детей, с которыми работает моя организация? О маленьких и незаметных подростковых кризисах, которые приводят к страшным последствиям? Нет, не об этом. Сейчас мне хочется поделиться самой сильной болью, которая гложет меня без перерывов.

Начну с того, что наша организация «Наука и образование» работает в сфере профилактики деструктивного поведения у подростков. Что это? Если по-простому, то мы делаем все необходимое для того, чтобы ребята не хулиганили, чтобы из них выросли молодцы. Еще у нас есть большой проект для подростков, который направлен на профилактику употребления психоактивных веществ (ПАВ): наркотиков, алкоголя, сигарет, вейпов и всех никотиносодержащих, коих сегодня несметное множество. Для любителей ремарок вроде «ну мы же все употребляли — и ничего, выросли» уточню, что в 2023 году ПАВ, присутствующие на рынке, в разы сильнее, они быстрее формируют зависимости и разрушительно воздействуют на организм. Незнание этого факта сильно осложняет нашу работу, как и то, что многие предпочитают не замечать незримой войны, уносящей жизни миллионов молодых людей в возрасте до 35 лет — зависимые редко живут дольше.

Молчание — моя главная боль. Молчание, от которого гудит в голове. Молчание, породившее тихую эпидемию — о ней не говорит никто: ни участники, ни родственники участников, ни просто знакомые.

Младший брат моей подруги стал наркоманом в 15 лет, у него была приличная семья, положительные родители. Знаете, что произошло дальше? Настало время огромной тайны, взяла свое начало ужасная полоса жизни всей семьи. Все же боятся вести своего 15-летнего ребенка в больницу — на учет же поставят и не снимут никогда, ему ведь еще на работу как-то придется устраиваться! И никто не думает о том, что ребенку до этой работы необходимо дожить. В частные реабилитационные центры (РЦ) его тоже не поведут — туда берут только по достижении совершеннолетия, поскольку по закону лечить наркомана младше 18 лет нельзя: «извините, нюхайте как нюхали, дотянете — приходите». Конечно, некоторые РЦ за очень-очень хорошие деньги берут детей на свой страх и риск, отношение там за приличную плату такое же, как в дубайском Dukes или Atlantis… 

Поэтому семья моей подруги начала копить деньги: сумма на шестимесячный — а это минимум — «курорт» нужна огромная, и никто не знает, где ее взять. Вот если бы он хоть каким-то раком болел, давно бы родня помогла, соседи бы скинулись, а тут… вы же помните, огромная тайна. Чем окончилась эта история? Родителей уговорили отправить парня на лечение, долго искали, кто его возьмет, затем собирали деньги… Сейчас он в ремиссии, будем следить за ситуацией.

Еще меньше оптимизма

Дальше будет намного меньше оптимизма. Один мой знакомый, талантливый и интересный в прошлом человек, вполне себе совершеннолетний, на прошлой неделе вышел в окно — они почему-то предпочитают именно в окна выходить. В пору его еще осознанной жизни журналиста с уже регулярными эпизодами употребления у нас с ним случилась дискуссия на тему «Можно ли получить просветление от наркотиков». 

Наверняка вы уже поняли мою позицию, а вот этот знакомый сказал, что всю жизнь мечтал наркоманом стать. И стал — такая удивительная карьера, — чтобы таким путем прийти к Богу. Я ему тогда сказала: «Жизнь нас рассудит», но даже не думала, что пройдет так мало времени до того, как это произойдет. И я не знаю, к Богу ли он со своего девятого этажа полетел, но последние его годы были страшны. 

И после этого интернет на местном уровне взорвался прощальными постами о том, какой человек был необыкновенный, добрый и талантливый, но ни слова про огромную тайну! На похоронах вместе с родственниками присутствовала тишина о наркотиках — он просто упал, просто несчастный случай. Потому что у нас о мертвых либо хорошо, либо ничего. А то, что мертвых этих, вполне хороших людей, все больше и больше, никого не смущает.

Другая история будет покороче, она о супружеской паре тоже вполне известных молодых людей. Пару лет назад они очень красиво, обнявшись, умерли в одной кровати. От передоза. У них осталось двое маленьких детей. Пара была известна как вполне приличная, талантливая, фестивали организовывали, а тут вдруг… Угадаете сами, что было в информационном поле после смерти? Цветы, слезы и… правильно, огромная тайна.

Огромная тайна

Знаете, почему я все это пишу? Потому что пока мы играем в эту огромную тайну, все будет становиться только хуже. Нам трудно работать, потому что люди не осознают, что наркотики правда опасны. Вот спросите любого: боится ли он инфаркта? Конечно! А того, что его ребенок станет наркоманом? Нет, его ребенок точно не станет. Ну дай Бог… 

Только статистика плохая. По одним лишь официальным данным АНО «Здравница», 20% наркоманов это школьники от 9 до 14 лет, 60% — молодежь от 16 до 24 лет. А с 2019 по 2021 год, по данным Росстата, число погибших от наркотиков возросло с 4569 до 10 043 человек. И огромная тайна помогает не заметить, пропустить, скормить наркотикам очередную человеческую жизнь. Но я верю, что все тайное однажды становится явным и чем более открыто мы станем говорить об этой беде и опасности, тем больше у нас станет шансов спасти наших детей.

Проект «Современное воспитание»

Поэтому в прошлом году мы пошли в школы к родителям и запустили проект «Современное воспитание». Мы говорим с родителями на важные для них темы взросления и безопасности детей в современном мире. 

И вот там, среди общих тем о жизни современного подростка, мы запускаем разговор, аккуратно разблокируем стигму этой огромной тайны среди родителей. Зачастую это сложно и страшно для них, но мы умеем быть аккуратными и безопасными для людей, чтобы у родителей появилась возможность взглянуть на наш мир честно и без прикрас, тем самым помогая ребенку избежать ловушки. 

На сегодняшний день в этом проекте приняли участие 1232 родителя, мы уже провели 27 семинаров и в новом учебном году продолжим эту работу. Да, это пока всего лишь результаты одного города в большой России, но большое дело всегда начинается с первого шага, и он уже сделан.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
Как выбрать реабилитационный центр для нарко- и/или алкозависимого близкого
8 декабря
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Читайте также
Опыт
Фонд против ДТП — о личном: путь длиною шесть лет в помощи тяжело пострадавшим в авариях и профилактике травматизма на дорогах России
16 ноября
Опыт
Как разговорный клуб меняет жизнь подростка с коммуникативными трудностями. Колонка «Социальной школы Каритас»
28 октября
Опыт
«Я не задавала вопроса “За что?” — мне было важно найти ответ “Зачем?”»: колонка HR-директора фонда «Нужна помощь» о борьбе с раком груди
23 октября