Кто такие социальные координаторы и что они делают

Фонд «Жить вместе» — о профессии социального координатора и ее важности.

Мы привыкли, что пожилым и людям с инвалидностью помогают социальные работники. Но на помощь могут приходить и другие специалисты — социальные координаторы. В чем особенность их работы, почему она важна и таких специалистов должно быть больше, рассказывает руководитель программы «Маршрут помощи» благотворительного фонда «Жить вместе» Анна Савик.

Кто такой социальный координатор

Социальное координаторство — новое явление. Впервые оно появилось в разных странах, в том числе и в России, в 1990-х годах — тогда это называлось «работа со случаем». Задачей социального координатора было выявить потребности человека, понять, какая помощь ему нужна, и составить план: как, с помощью каких ресурсов и в какие сроки эта помощь будет оказываться. Изначально опыт кураторства, координаторства применялся в сфере профилактики сиротства, а затем стали поддерживать также пожилых людей, паллиативных пациентов, беженцев, людей с инвалидностью. 

Важное отличие социального координатора от соцработника в том, что последний ограничен регламентом и утвержденным перечнем услуг, а у первого его нет — он действует в зависимости от конкретной жизненной ситуации человека. Соцработник обычно выполняет функцию, помогая здесь и сейчас, например приносит продукты, покупает лекарства, делает уборку. Социальный координатор же анализирует все сферы жизни человека и узнает о разных его потребностях — не только физиологических, но и социальных, духовных. С учетом этой информации он составляет план, как улучшить жизнь конкретного человека. В каждом случае этот план индивидуальный. 

Официально такой профессии, как социальный координатор, в России до сих пор нет. Не существует прописанных стандартов, нет ставок и вакансий в государственных учреждениях — как для соцработников. В 2018 году появилась первая программа дополнительного профессионального образования «Социальный координатор» в Свято-Филаретовском институте. Пока это единственное учебное заведение в России, где готовят таких специалистов. Обучение для студентов длится полтора года.

Основное место работы социальных координаторов — некоммерческие организации. Такие специалисты могут трудоустроиться в НКО, помогающие пожилым людям, паллиативным больным, взрослым с ментальными нарушениями. Социальные координаторы есть также при некоторых больницах и скоропомощных центрах города Москвы — в этих случаях их работа финансируется департаментом труда и социальной защиты населения.

Что делает социальный координатор

Социальный координатор работает по такой схеме:

  • выявление потребностей человека. Здесь специалист применяет человекоориентированный подход: расспрашивает подопечного, уделяя ему достаточно времени, задает дополнительные вопросы, знакомится с его ближайшим окружением, анализирует все основные жизненные сферы человека и его семьи. Этот момент выявления важен, так как сам подопечный не всегда может сформулировать, какая именно помощь ему нужна. 

Вот пример из практики фонда «Жить вместе»: на горячую линию обращается человек с запросом купить ему лекарства, на которые у него самого не хватает денег. Задача социального координатора — не просто купить эти лекарства, а в процессе разговора выяснить, почему человек оказался в такой ситуации и что нужно и можно предпринять, чтобы изменить ее. Оказывается, что эти лекарства можно получить бесплатно, как и многие другие технические средства, на которые человек сейчас тратит собственные деньги. Социальный координатор помогает подопечному оформить инвалидность, чтобы изменить его жизненную ситуацию, — таким образом, человек начнет получать пособие по инвалидности, и ему бесплатно будут предоставлять лекарства, ходунки, средства личной гигиены;

  • составление плана помощи. Для соцкоординатора важна не только сиюминутная помощь в режиме реагирования, но и планирование, так как его цель — изменить и улучшить жизнь человека на долгое время. 

Важно также, что в составлении плана участвует сам подопечный. Он не получатель социальных услуг, а участник процесса: ему не «причиняют добро», а оказывают только ту помощь, которую он одобряет сам;

  • привлечение ресурсов для помощи. У соцкоординатора есть карта ресурсов, которую он использует. Это могут быть как государственные ресурсы — пособия, субсидии, различные программы поддержки, так и помощь благотворительных фондов, медицинских учреждений и многое другое. Задача соцкоординатора — найти подходящие ресурсы и помочь человеку получить нужную помощь.

У социального координатора несколько подопечных: например, у сотрудника фонда «Жить вместе» может быть до 12 человек, с которыми он параллельно работает. В течение дня социальный координатор ездит не только домой к подопечным, но и в различные учреждения, где ему надо представлять, а иногда и защищать интересы своего клиента. Например, соцкоординатор может добиваться получения необходимой помощи для своего подопечного в пенсионном фонде, больнице. В том или ином месте он объясняет, какая помощь человеку должна быть оказана, почему, предоставляет заранее собранные документы, ссылается на законодательную базу.

В любой момент социальный координатор может получить звонок по горячей линии и услышать запрос человека, которому тоже необходима его помощь. Соцкоординатор должен быть готов в любой момент выслушать человека, поговорить с ним и предложить ему варианты поддержки. 

Анна Савик
Анна Савик
руководитель программы «Маршрут помощи» благотворительного фонда «Жить вместе»

Получая помощь социального координатора, человек перестает быть «невидимым». Многие пожилые люди или люди с инвалидностью живут взаперти, общество не замечает их, а они сами чувствуют себя «за кадром».

Наша цель — не только помочь таким людям получить необходимую помощь, но и сделать так, чтобы они были самостоятельными, чувствовали себя нужными.

Не только потребляли то, что им дают, но и сами отдавали что-то окружающим. Команда нашей программы старается улучшить жизнь прежде всего «невидимых» людей, «намагнитив» к ним других: социальные службы, волонтеров, родных, соседей. И человек уже не чувствует себя одиноким: он читает с кем-то книгу или делится своим любимым рецептом. А может, он сам пишет стихи — и мы записываем их, помогаем ему издать книгу, и у него появляются свои читатели.

Истории помощи

В фонде «Жить вместе» девять социальных координаторов — все они прошли профильное обучение по программе Свято-Филаретовского института. За три года работы программы «Маршрут помощи» они помогли более чем 350 подопечным.

Одна из них — 80-летняя Татьяна Александровна. Она бежала из Северодонецка вместе со своей 60-летней соседкой Аллой Васильевной. У Татьяны Александровны сильная деменция, усугубившаяся после пережитых событий. Социальный координатор подключил для помощи женщинам различные благотворительные фонды, специализирующиеся на оказании материальной и гуманитарной помощи беженцам. Он организовал для подопечных регулярную продуктовую помощь от благотворителей, затем оформил женщинам пенсии. Параллельно социальный координатор помог Татьяне Александровне пройти медицинское обследование и встать на учет в психоневрологический диспансер, ей оформили инвалидность, дали паллиативный статус, обеспечили необходимыми средствами личной гигиены и бесплатными лекарствами, благодаря которым у женщины улучшилось состояние и она стала более адекватна и самостоятельна. 

Социальные координаторы могут находить необычные способы решать проблемы своих подопечных. Например, знакомить их друг с другом, чтобы те не чувствовали себя одинокими. Подопечная фонда «Жить вместе» Вера Андреевна недавно потеряла мужа, и ей очень тяжело и одиноко из-за этого. Женщина даже не может зайти в комнату, где ей все напоминает о супруге, и в итоге спит на кухне. Вера Андреевна думала уехать жить в дом престарелых, чтобы не быть одной. А в это время другая подопечная фонда, Наталья Леонидовна, оказалась в сложной ситуации: она прожила 13 лет в незарегистрированном браке, а после скоропостижной смерти мужа его родственники выгнали ее из дома. Наталья Леонидовна устроилась работать консьержкой и теперь ночует и живет прямо на рабочем месте. Сейчас команда программы «Маршрут помощи» думает предложить двум женщинам вариант совместного проживания: таким образом, первой не будет одиноко, а вторая не окажется на улице.

Анна Савик
Анна Савик
руководитель программы «Маршрут помощи» благотворительного фонда «Жить вместе»

Много людей, которым нужна помощь, а ресурсов для помощи немного, особенно сейчас, в кризисное время. Важно расходовать ресурсы верно и помогать этим людям эффективно — оказывать именно ту помощь, которая им нужна. Ключевую роль здесь играет человекоориентированный подход, который применяет социальный координатор. Он исходит из конкретной жизненной ситуации и в центр своей деятельности ставит человека: проживает с ним отрезок его жизни, вникает во все его проблемы и помогает их решить. В результате своей работы социальные координаторы видят, как изменился человек, и понимают, зачем они все это делают.

А их работа действительно имеет смысл. Я уверена, что готовить больше социальных координаторов и поддерживать фонды, занимающиеся этим, очень важно. Мы все влияем друг на друга, и чем больше будет людей, знающих, как качественно помочь другим, тем лучше будет жизнь всех нас. 

Если вам или вашему близкому нужна комплексная помощь или сопровождение социального координатора, вы можете обратиться на горячую линию фонда «Жить вместе»: 8 (800) 550-32-48.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
FAQ: как и зачем работает фонд «Нужна помощь»
12 февраля
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Технологии
С Новым годом, донор: как «Нужна помощь» поздравляет своих сторонников
18 января
Читайте также
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Как развивать онкологическую помощь в регионах
10 января
Опыт
«Рефакторим то, что видело динозавров»: кто разрабатывает все сервисы фонда «Нужна помощь»
15 декабря
Помочь нам