18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Как ребенку защититься от похищения? Советы для родителей

Вместе с руководителем школы «Стоп Угроза» Лией Шаровой разбираемся в теме детской безопасности: что делать, чтобы защитить ребенка от такой опасности, как похищение, и какие мифы существуют вокруг этой проблемы. 

О проблеме

Ежегодно, по официальной статистике МВД, в России пропадает более 40 тысяч детей. В 2021 году поступило более 43 тысяч заявлений на поиск детей, и с учетом прошлых лет 1086 детей до сих пор не найдено. По статистике поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», за 2021 год поступило 8582 заявки на поиск детей в природной среде и в городах по всей России. Из них 7803 ребенка найдены живыми. Такие цифры приводит руководитель поискового отряда «ЛизаАлерт» Алина Павлюкова.

Почему такая проблема вообще существует?

Вокруг темы детской безопасности существует масса мифов, большинство которых попросту вредны.

Миф № 1. Родители уверены, что всему научили и все сделали правильно

Конечно, большинство родителей говорят с детьми о том, что нельзя разговаривать с незнакомцами, и верят, что этого достаточно. К сожалению, это заблуждение. Стоит принять тот факт, что обучение безопасному поведению — точно такой же процесс, как и обучение другим знаниям и навыкам. Никто не учит языку, азбуке, плаванию или танцам бессистемно. Никто не ограничивается парой советов или пугающими историями.

Безопасность — это простая система знаний и практических навыков.

И в каждом возрасте нужно учить детей на доступном им языке, интересно и без негатива. 

Представим ситуацию: вы хотите объяснить, что опасно уходить с незнакомцами. Проще всего это сделать через круг доверия: есть близкий круг, кому можно доверять (мама, папа, бабушка, дедушка), есть знакомые, которых мама может попросить забрать ребенка из школы (но она об этом предупредит и ребенка, и учителя), есть незнакомцы, с которыми уходить нельзя, даже если они говорят, что мама забыла предупредить (соседка по площадке тоже входит в их число!). 

Миф № 2. Ребенок уверен, что преступник — это злой дядька в темной куртке

Тренеры школы детской безопасности «Стоп Угроза» начинают тренинг «Защита от похитителя» с опроса: как выглядит преступник? Лес рук, и большинство ответов звучит так: «Он в маске», «Он страшный», «Он мужчина», «Одет во все черное». Затем тренер показывает разные фотографии и предлагает поиграть в угадайку: кто из этих людей преступник? Дети начинают угадывать, и оказывается, что и женщина с милым лицом, и приятный мужчина могут быть маньяками и педофилами — на тренинге используются фотографии реальных преступников и обычных людей. 

На самом деле преступником может быть любой человек, а статистика такова, что 80% преступлений в отношении ребенка совершают люди из ближнего круга. Это не значит, что никому нельзя доверять! Но совершенно точно важно разобрать с ребенком «правило нижнего белья». Оно гласит: никто не имеет права трогать ребенка в интимных местах (тех, что прикрыты майкой и трусами). Расскажите ребенку, что это может делать только врач под присмотром мамы или папы, а в остальных случаях следует рассказать обо всем взрослому. 

Миф № 3. Ребенок сможет закричать, привлечь внимание, отбиться от преступника

Лия Шарова
Лия Шарова
руководитель школы детской безопасности «Стоп Угроза», автор серии книг о безопасном поведении, онлайн-курсов и блога «Разморозка»

То, что ребенок может закричать в магазине, когда вы не купили ему конфету, не означает, что он поведет себя громко в ситуации, когда грозит опасность. Он может побоятся громко кричать или быстро бегать, потому что мог слышать: «Тише! Не кричи! Мне за тебя стыдно! Тетя смотрит! Не шуми!» Он может быть воспитан с установкой «старших надо уважать, пожилым нужно помогать». Он может не знать, что ответить приветливому взрослому, который заговаривает с ним.

Как научить? Например, рассказать ребенку трех-четырех лет (и старше, если еще не знает) «правило взрослых»: «Мы, взрослые, не разговариваем с чужими детьми, не угощаем их, не просим о помощи». Любой взрослый, нарушающий это правило, не прав, и с ним не нужно быть вежливым, не нужно его «уважать», а нужно спокойно сказать: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать» — или сразу убежать. Понимание этого правила снимает все вопросы в сознании и ребенка, и родителей. 

Взрослый может заговорить с чужим ребенком, если ребенок сам попросил о помощи. И это — единственное исключение. В остальных случаях и правило, и алгоритмы поведения ребенка всегда одинаковы и не зависят ни от предлога, с которым к ребенку обратился взрослый, ни от того, мужчина это или женщина, молодой это человек или пожилой, добрый или неприятный.

Миф № 4. Можно выучить кодовое слово, и все будет в порядке

Некоторые родители придумывают кодовые слова, которые несут только вред, а в некоторых случаях и опасность. Эксперименты, проводимые с детьми, показывают, что буквально минута разговора — и незнакомец может обойти это кодовое слово, заболтав ребенка или перехитрив. Так, например, на тренинге для школьников семи — девяти лет одна девочка уверенно сказала: «А я не уйду ни с кем, пока он не назовет мне пароль!» Через пару минут она выдала свое секретное слово, так как тренер задала пару наводящих вопросов: выяснилось, что пароль — это месяц ее рождения. Так и преступник может подслушать, выведать или попросту догадаться, какой пароль вы придумали с ребенком. Куда эффективнее научить его говорить простую фразу: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!»

Еще важно дополнить: ребенка очень просто сбить с толку, если обратиться к нему по имени (а имя легко подслушать), назвать имя мамы или папы или сказать, что с мамой что-то случилось. Например, если подбежать к ребенку в парке и сказать: «Это твоя мама в белой куртке, да? Ее сбил велосипедист, пойдем скорее» или «Маша, там твоей маме стало плохо, и она послала меня за тобой, сейчас приедет скорая, бежим быстрее», то ни один ребенок от шока даже не подумает о каком-то пароле.
Ребенок забудет о пароле, если его неожиданно обвинить в каком-то проступке. Например: «Зачем ты ударил мою дочку? Ну-ка пойдем, она сказала, что ее ударил парень в зеленой рубашке. Сейчас позвоним твоим родителям и разберемся». Многие преступники — отличные психологи и не используют примитивные уловки из серии угощений или странных разговоров, а сразу ошарашивают и дают какую-то команду, которую растерянный ребенок автоматически выполняет.

Поэтому нужно доводить до автоматизма ответ на абсолютно любой вопрос, не допуская диалога и не ставя перед ребенком задачу что-то выяснять или вникать в детали: нет — и всё!

Миф № 5. Ребенок не растеряется, ведь дома вы повторяли, что делать в опасной ситуации

Вопросы незнакомцев или любая другая ситуация, которая случается впервые, могут стать стрессом для ребенка, он может растеряться. Поэтому важно тренировать навыки безопасного поведения в обычных, бытовых условиях. 

Лия Шарова
Лия Шарова
руководитель школы детской безопасности «Стоп Угроза», автор серии книг о безопасном поведении, онлайн-курсов и блога «Разморозка»

Выучите наизусть номера телефонов родителей, например, через игру. Когда идете домой, обратите внимание ребенка на те места, куда можно побежать в случае опасности: это магазин, кафе, полицейский участок, лавка с фруктами. Инстинктивно ребенок, скорее всего, захочет побежать в подъезд, чтобы спрятаться, — расскажите, что не стоит этого делать, ведь там сложнее попросить о помощи. Находясь в подъезде, спросите ребенка, что бы он делал, если бы с ним хотел поехать в лифте незнакомец или он понял, что этот человек уже представляет угрозу. Правильные ответы: не заходить в лифт ни с кем (не стыдно говорить: «Я на другом» или «Я здесь жду маму, она спускается/поднимается») или кричать: «Пожар!» (а не «Помогите!») — если грозит опасность. 

Миф № 6. Эти правила сделают моего ребенка пугливым, невозможно же совсем никому не доверять! 

Если вы проводите домашние беседы, помните, что важно не превращать эти занятия, разговоры, чтение книг по безопасности в «серьезное дело», нагнетая нервную атмосферу и прививая ребенку с раннего детства скуку и отвращение к подобным темам. Занятия должны быть похожи на короткий интересный диалог и веселые практические тренировки. Они должны быть логично выстроены так, чтобы, кроме знаний о том, что делать можно и чего нельзя, ребенок десятки раз попробовал каждый из навыков на практике. Ответы незнакомцам в разных ситуациях, просьба о помощи, тренировка быстрого бега и громкого крика — все это и многое другое уложится в сознании ребенка прочно и без напряжения, если делать это в игровой форме и без строгости. 

Лия Шарова
Лия Шарова
руководитель школы детской безопасности «Стоп Угроза», автор серии книг о безопасном поведении, онлайн-курсов и блога «Разморозка»

Безопасность — это не самооборона и не подозрительность, не страх и не недоверие. Это сочетание простых и ясных алгоритмов поведения и правильного понимания своих прав и ценности своих личных границ. Можно сколько угодно повторять: «Не разговаривай с чужими» или «Если тебя куда-то поведет плохой дядя, то ты громко кричи», но на практике, если ребенок стесняется кричать или быть невежливым, ничего не получится.

Что делать, чтобы быть спокойным за ребенка? 

Лия Шарова
Лия Шарова
руководитель школы детской безопасности «Стоп Угроза», автор серии книг о безопасном поведении, онлайн-курсов и блога «Разморозка»

Если родители без сомнений доверяют профессионалам с профильным образованием обучение ребенка школьным предметам, спорту, танцам, языкам и даже правилам этикета, то логично сделать то же самое с самым важным в жизни — с системой безопасности. К счастью, все больше родителей понимают это и не пускают безопасность ребенка на самотек. Но, к сожалению, именно эта важная тема часто становится нужной лишь тогда, когда что-то уже случилось. Ребенок потерялся, или ушел с чужим взрослым, или рассказал о «странном дяде», или легко вступил в опасную переписку уже в восемь-девять лет. Тогда родители спохватываются.

Но вместо того, чтобы всерьез обучить ребенка всем навыкам с помощью профессионалов, они делают привычное: кричат, читают нотации, угрожают, запрещают, усиливают контроль или показывают видео из серии «вот, посмотри, девочку увели, потому что она заговорила с дядей, пообещай, что ты так не сделаешь». Если вы пока не готовы отвести ребенка на тренинг, то стоит хотя бы пересмотреть общение. Выстраивайте доверительный контакт с ребенком: спрашивайте, а не допрашивайте, будьте всегда на его стороне, чтобы он не боялся довериться и рассказать, что случилось что-то неприятное. На усвоение новых знаний влияет и интонация: если вы разговариваете, а не читаете нотации, то у ребенка будет меньше сопротивления. Приводите примеры, предлагайте порассуждать, как бы поступил ребенок в той или иной ситуации, делитесь своим опытом. 

Что делать для безопасности детей?

Тренинги школы детской безопасности «Стоп Угроза»

Тренеры школы работают в более чем 85 городах России, проводят тренинги в детских садах, школах и детских центрах. Не только затрагивают тему похищений, но и учат навыкам общения при неприятностях (гопники, задиры), соблазнах (наркотики, алкоголь), буллинге и кибербуллинге, чрезвычайных происшествиях. Тренеры проводят семинары для родителей и педагогов, чтобы те могли закреплять знания детей и проводить профилактику. 

Книги и онлайн-продукты от Лии Шаровой

  • Серия книг «Стоп Угроза» для детей четырех — десяти лет, каждую можно читать вместе с детьми.
  • Онлайн-курс «Безопасность от А до Я», состоящий из 31 урока по безопасности с заданиями, которые можно сделать в домашних условиях. 
  • Бесплатный семичасовой курс для родителей на youtube-канале «Разморозка»: когда, как, почему и чему нужно учить детей, чтобы уберечь от беды.

Все эти способы предполагают и участие родителей, чтобы каждый мог продолжать профилактику безопасного поведения и снизил градус тревожности по этому вопросу.

Спасибо, что дочитали до конца!

А вы говорите о безопасности со своими детьми?
Материалы по теме
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Опыт
Беременность и ВИЧ: как родить здорового ребенка
4 декабря
Опыт
Навсегда мамы: что переживают потерявшие ребенка и как им помочь
9 октября
Читайте также
Знания
«Родители не волнуются, что сыновья могут вырасти насильниками, но переживают, что они будут слабаками»: что дети должны знать о сексуальной безопасности и как развивать у них эмпатию
1 июня
Опыт
Каждый десятый ребенок в мире рождается раньше срока: все о преждевременных родах и недоношенных детях
5 мая
Знания
Микроэнциклопедия редких нервно-мышечных заболеваний
9 февраля