18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?
  • Опыт
  • 20 сентября 2023, 15:09
  • 4 минуты

Как прийти работать в НКО и для чего это делать?

Как устроена работа в некоммерческом секторе, как ее найти и что человек получает, работая в благотворительности, рассказывает HR-менеджер фонда «Нужна помощь» Егор Воловичев.

Есть стереотип, что в благотворительности люди работают бесплатно — из благих побуждений. На самом деле работники НКО, которые трудятся в фондах и организациях на постоянной основе, получают за это зарплату и развиваются профессионально — как и в любой другой компании. 

Работа в благотворительности и в коммерции различается? 

Работа в этих двух сферах не различается кардинально. Разные направления бизнеса имеют свои отличия: в фармакологии работа распределяется по сезонам, работа в FMCG (товары повседневного спроса. — Прим. ред.) или табачной индустрии тоже будет отличаться — там на некоторых позициях (например, торговые представители) может быть очень много текучки. Как и в любой другой сфере, у НКО тоже есть свои особенности. Например, в некоммерческом секторе выше ответственность в принимаемых решениях. Здесь цель — не получение прибыли, а сбор средств на помощь, и это совсем другой фокус. 

Если говорить о процессе найма, то в НКО из-за отсутствия бюрократизированных процессов и нескольких этапов согласования иногда он может быть быстрее, чем в крупном и среднем бизнесе. Например, в фонде «Нужна помощь» нет долгих и многоступенчатых этапов согласования — обычно нанимают сотрудников HR-менеджер и непосредственный руководитель направления. Есть этап с HR-директором, если мы говорим о найме руководителей направлений.

Если говорить отдельно о фонде «Нужна помощь», то здесь принятие решений происходит быстрее, чем в большинстве бизнесов, потому что к сотрудникам и руководителям подразделений есть доверие в принятии самостоятельных решений. Во многих других НКО это тоже так. Поэтому срок закрытия вакансий у нас достаточно короткий по меркам коммерции — это в среднем 29 дней. 

Как мы ищем сотрудников

Для поиска кандидатов в фонд «Нужна помощь» мы используем те же ресурсы, что и бизнес: выкладываем вакансии на HeadHunter, в сообществах, даем объявления на job-площадках. Также есть несколько телеграм-каналов, которые специализируются на поиске работы в третьем секторе, как, например, канал «Вакансии у Валеры» или «Вакансии для хороших людей», которые дают возможность благотворительным фондам публиковаться бесплатно.

Часто в некоммерческом секторе кандидаты приходят по рекомендации или продвигаются внутри фонда, когда люди хотят сменить специальность. Но любые кандидаты проходят через один и тот же процесс — мы не делаем исключений. Получая отклики, мы собираем базу релевантных резюме, связываемся с кандидатами, обязательно даем тестовое задание, проводим собеседование. В некоторых случаях проводим дополнительную встречу с HR-директором. 

У фонда «Нужна помощь» сложился хороший бренд работодателя, поэтому к нам постоянно приходят входящие отклики — редко мы вынуждены сами искать кандидатов, хотя в коммерции я часто это делал. 

В чем преимущества работы в НКО и конкретно в фонде «Нужна помощь» для соискателя

  1. Многих привлекает в работе социальная миссия. В фонде не нужно напоминать о значимости нашей работы и продуктов, которые мы создаем: у нас есть четкие цели на год, есть возможность посчитать и проверить результаты нашей работы на конкретных социальных проблемах, а порой и на человеческих жизнях. Нам не нужно напоминать сотрудникам о том, почему наша работа важна, ведь от наших действий напрямую зависят судьбы. Я почувствовал это на своем примере, когда раньше работал в индустрии кофе, который я не пил, или в IT-агентстве, где мне нравилось, но все еще не хватало смыслов. А в фонде «Нужна помощь» я ощущаю значимость своей работы. 
  2. В этой сфере больше шансов найти единомышленников. От людей в бизнесе я иногда слышу, что они работают в нем только ради зарабатывания денег. Но в НКО сотрудники всегда общаются теснее: у нас есть общая цель, и мы все здесь разделяем похожие ценности. Недавно я готовил внутреннюю анкету по примеру тех, которые мы все заполняли в детстве. Там были вопросы о любимом фильме, книге, цвете и всякое такое. Я разослал анкету коллегам, и оказалось, что у многих из нас есть общий бэкграунд и похожие вкусы вне зависимости от возраста. Даже в нашей HR-стратегии один из принципов звучит так: мы будем работать в команде людей, объединенных общим стилем жизни, тех, кто ориентирован на решение социальных проблем в России и понимает, как конкретно качество и результаты его работы на это влияют.
  3. В фонде «Нужна помощь» можно аккуратно и аргументированно рисковать. У нас в команде существуют прозрачные и понятные всем коммуникации и любой сотрудник может напрямую связаться с руководителем и предложить ему свою идею по оптимизации и росту. Так есть гораздо больше шансов, что предложение услышат и одобрят. Поэтому у нас в команде люди могут себя реализовывать.  
  4. Принято считать, что в бизнесе люди могут претендовать на бóльшую зарплату, чем в НКО. Да, мы не всегда можем соревноваться с зарплатами в IT, но к нам приходит очень много разработчиков и специалистов этой сферы, так как они видят большой смысл в нашей работе. Отдел разработки, кстати, у нас самый крупный среди всех остальных подразделений и занимается тем, что создает IT-продукты, которые помогают НКО. 
  5. Наконец, работа в НКО — это большой бонус при знакомстве с другими людьми: когда говоришь, что работаешь в благотворительности, они обычно активно интересуются и задают много вопросов. Это приятно.

Какие ценности важны для работы в НКО

Прежде чем оценивать профессиональные навыки, знания и компетенции сотрудника, мы анализируем совпадение по ценностям кандидата с ценностями команды. Мы считаем, что каждый человек имеет право на свое мнение, при этом нам важно, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно и в безопасности, общаясь с коллегами, поэтому в основе наших ценностей в том числе взаимное уважение, отсутствие дискриминации, ценность человеческой жизни и право каждой личности на самоопределение.

Есть ощущение, что работодатель — это такая махина, которая принимает абсолютно все решения, а сотрудник на его фоне маленький и беспомощный. Но важно помнить, что сотруднику, который приходит работать, тоже должно нравиться это место, эти люди, эти смыслы и задачи. Выбор делает не только работодатель, но и соискатель.

Классно, когда в НКО приходят хорошие специалисты из коммерции и говорят: «Мы знаем, что вы делаете классное дело и что у вас ограниченный ресурс, поэтому хотим внести свой вклад в развитие благотворительного сектора». К нам, кстати, с таким настроением приходит много классных специалистов, которым важны смыслы и хочется применять свою экспертизу во благо третьего сектора. Кандидаты с таким намерением, как правило, сознательно идут на понижение дохода, понимая все контексты, в которых находится благотворительность в России.

Как могут расти сотрудники внутри НКО

В целом так же, как и в бизнесе. В фонде «Нужна помощь» сейчас активно выстраивается система роста и развития сотрудников. На ближайшее время у нас есть цель создать модель компетенций для команды разработки. По ним можно будет формировать индивидуальные планы развития сотрудников, чтобы они могли прокачивать свои компетенции. У некоторых команд такие инструменты уже есть, например у направления по развитию НКО.

У нас нет грейдовой системы, как в бизнесе, хотя мы очень хотим ее создать. Расти можно за счет того, что команда не очень большая, поэтому иногда сотрудники растут не только вертикально, но и горизонтально. Например, у нас есть сотрудник, который изначально пришел в фонд координатором по работе с НКО, а теперь занимает должность продакт-менеджера в нашем сервисе «Ядро». Нынешний программный директор фонда приходила к нам изначально как коммерческий директор. 

К тому же, оставаясь на прежней должности, можно брать новые задачи или интересные тебе проекты. Например, команда HR сейчас занимается внедрением системы управления целями OKR.

Как правильно откликнуться на вакансию  

Важно сделать хорошее резюме. Тут есть несколько советов:

  • редактируйте название резюме, чтобы оно подходило к вакансии. Если вы откликаетесь на позицию координатора по развитию НКО, то и резюме должно называться так же или близко по смыслу. На HeadHunter можно создать несколько резюме для разных позиций — это бесплатно и этим нужно пользоваться; 
  • опыт в резюме должен быть релевантным позиции. Мы верим, что у вас есть классный опыт и множество проектов, о которых вы хотите рассказать, но, чтобы принять решение, нам важно знать именно о том опыте, который нам нужен;
  • большим плюсом будет, если вы напишете о результатах вашей работы по тем критериям, которые описаны в вакансии. Например, если мы ищем человека, который будет находить партнеров и доноров, расскажите, скольких договоренностей о партнерстве вы достигли, к каким результатам для организации это привело;
  • для большинства позиций важно портфолио, например для методиста или дизайнера. Оно обязательно должно быть в резюме.

С любым резюме стоит направлять сопроводительное письмо. Особенно если вы присылаете свое портфолио на почту или через наш лендинг работодателя.

Работа в «Нужна помощь» тут 🥳

  • Сопроводительное письмо должно быть грамотным — это банально, но очень часто я встречаю ошибки, которые можно было исправить, если текст перечитать или прогнать через проверку грамотности онлайн.
  • Хорошее письмо должно читаться за две-три минуты. Если дольше, есть шанс, что рекрутер и/или нанимающий менеджер потеряет какие-то важные смыслы, которые вы хотите донести.
  • Еще важна структура: в сопроводительном письме это обычно личный бэкграунд, профессиональный опыт и мотивация.
  • Прочитайте вакансию, на которую вы откликаетесь. Я периодически получаю письма, которые написаны нарочито для бизнеса, например, что кандидаты хотят выходить на новые рынки, а у нас рынков (кроме российского) вообще нет. Это абсолютно не наша терминология, поэтому шансы на ответ в таком случае сильно падают.
  • Обязательно проверяйте название организации. Если это фонд, пишите о фонде. Если компания, то обращайтесь к компании. Небольшой совет: пишите «организация», и тогда это будет универсально для любого работодателя.
  • Привлекает, когда люди ссылаются на наши тексты, проекты и продукты. Это показывает вовлеченность кандидата, и таким кандидатам мы автоматически доверяем больше, так как мотивация человека уже не вызывает вопросов.

И еще один совет: если вас пригласили на собеседование, обязательно готовьте вопросы к работодателю. Это покажет ваш интерес к вакансии, и это обычно нравится рекрутерам и внутренним стейкхолдерам. Спросите о планах организации на полгода или год, о линиях развития сотрудников, о корпоративной культуре и/или об отношении к разным важным для вас вопросам. Мы привыкли, что это работодатель нас оценивает, но не забывайте, что и вы тоже оцениваете и выбираете будущее место работы.

Как попасть к нам на работу? Довольно просто: проверить доступные вакансии можно на HeadHunter. Можно написать с предложением о работе на почту [email protected] или через нашу страницу работодателя.

Мы всегда проверяем письма и отвечаем на них. Хорошие и интересные резюме я обязательно показываю руководителям направлений. Если вы подходите нам по одной из открытых вакансий, то с вами обязательно свяжется HR-менеджер фонда.

Спасибо, что дочитали до конца!

Спасибо, что дочитали до конца!

Мы уверены, что первый шаг в решении любой проблемы — это сделать ее видимой для общества. Именно этим мы и занимаемся в медиа фонда «Нужна помощь».

А еще мы даем голос фондам по всей России, чтобы об их работе узнали как можно больше людей.

Поддержите нас

Оформите пожертвование для фонда «Нужна помощь»

У вас карта зарубежного банка? Перейдите к  специальной форме

Выберите тип и сумму пожертвования
Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
FAQ: как и зачем работает фонд «Нужна помощь»
12 февраля
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Читайте также
Опыт
«Рефакторим то, что видело динозавров»: кто разрабатывает все сервисы фонда «Нужна помощь»
15 декабря
Опыт
«Это точка пересечения моего волонтерского и профессионального треков»: колонка нового директора фонда «Нужна помощь» Елизаветы Васиной
28 сентября
Новости
«Нужна помощь» 8 лет. Как поддержать работу фонда с помощью благотворительных аукционов
7 сентября
Помочь нам