- Знания
- 9 сентября 2021, 16:35
Как фонду безопасно выбрать партнера и заключить с ним договор
Как некоммерческим организациям правильно выбирать партнеров и оформлять с ними отношения, чтобы защитить свои интересы — рассказали юристы «Правовой команды» и юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев.
Деятельность любой некоммерческой организации связана с взаимодействием не только с донорами и благополучателями, но и с исполнителями, подрядчиками, поставщиками — теми, кто проводит мероприятия, консультирует, организует съемки, создает и размещает рекламу, обеспечивает офис канцелярскими и хозяйственными принадлежностями. При коммуникации с ними всегда есть риск, что что-то пойдет не так: проявятся недостатки товара, обнаружатся проблемы с качеством работ или другая сторона совсем перестанет выходить на связь, исчезнув с предварительно перечисленными деньгами.
Выбор и проверка партнера (контрагента)
Юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев отмечает, что в коммерческой сфере считается хорошим тоном, когда компания перед сделкой запрашивает уставные и финансовые документы, бухгалтерскую отчетность, сведения о количестве сотрудников у своего будущего партнера. Тем самым она проявляет осмотрительность и проверяет, действительно ли контрагент активно ведет деятельность и сможет качественно выполнить свои обязательства. НКО предлагаем следовать по тому же пути.
Надежный контрагент:
- Не находится в процессе ликвидации и не признан банкротом. Информация проверяется через Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), отмечают юристы «Правовой команды». Заказать выписку может любой желающий.
- Имеет необходимый код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), а также ведет деятельность больше года. Информация также сверяется по выписке ЕГРЮЛ.
- Не имеет непогашенных задолженностей по исполнительным листам. Информацию об исполнительных производствах можно найти на сайте службы судебных приставов.
- Не участвует в многочисленных судебных спорах как ответчик. Для проверки этих данных Константин Воробьев рекомендует воспользоваться картотекой арбитражных дел.
- Имеет лицензию, разрешение, другой документ, подтверждающий право на ведение деятельности. Например, если организация предоставляет медицинские или образовательные услуги. Подлинность лицензии можно проверить на сайте соответствующего лицензирующего органа.
- Не имеет налоговой задолженности. Проверять на сайте налоговой.
- Имеет сайт, где размещены учредительные документы, контактная информация, сведения о руководителе/сотрудниках, юридический адрес.
Также необходимо изучить информацию о партнере (контрагенте), его учредителях, руководителе в средствах массовой информации, на тематических сайтах и в социальных сетях, добавляет Воробьев. Проверять следует наличие как положительных отзывов или рекомендаций известных организаций и людей, так и сведений о незаконной, криминальной, мошеннической деятельности.
Оформление отношений
Все договорённости важно оформлять в письменном виде, советует Константин Воробьев. Когда все зафиксировано на бумаге, стороны понимают, чего ждать друг от друга, у кого какие обязанности и права.
То, как именно будет заключено соглашение, во многом зависит от ситуации и специфики конкретного договора. В гражданском законодательстве и на практике письменная форма считается соблюденной в следующих случаях:
— составление и подписание одного документа под названием договор/контракт/соглашение;
— обмен документами (письмами, телеграммами, электронными документами, либо другими данными, в которых определены и согласованы существенные условия договора);
— оплата счета или совершение иных действий, которые свидетельствуют о фактических договорных отношениях.
Оплата счета является довольно рискованным вариантом (если вы при этом не подписываете договор), но это допустимо в случаях, когда вы приобретаете товары в организациях оптовой/розничной торговли, оплачиваете услуги гостиницы, такси, курьера, почты или аналогичных служб, но с оформлением также накладной, акта приема-передачи товаров (об оказанных услугах).
Заключение же договора в форме единого документа позволяет избежать разногласий, сделать отношения предсказуемыми и упорядоченными, поэтому максимально защищает ваши интересы.
1. Составление договора
В первую очередь, необходимо убедиться, что содержание договора соответствует ожиданиям от его заключения. Эксперты сходятся во мнении, что все положения должны быть прописаны простыми словами, чтобы избежать неоднозначных формулировок.
Особое внимание следует обратить на наиболее значимые условия договора:
- предмет договора (то, что должно быть выполнено контрагентом, с указанием конкретных деталей – объем, размер, количество);
- права и обязанности сторон;
- место и сроки исполнения обязательств;
- способ исполнения обязательств (порядок действий, их последовательность);
- цена или то, как она определяется;
- порядок оплаты/расчетов.
2. Важные нюансы
Большинство споров возникают, когда стороны не точно согласовали предмет договора – ограничились общими указаниями и забыли про характеристики, которые были значимы для одной из сторон.
Поэтому при определении предмета необходимо точно представлять, что вы хотите получить от заключения договора, является ли он разовым или длительным и так далее.
Лучший вариант обезопасить себя от мошенничества — избежать полной предоплаты, предложив взамен гарантийные письма или предоставив выписку со счета, продолжает юрист фонда «Нужна помощь». Риск будет также ниже, если прописать в договоре поэтапную оплату.
Обращение к профессионалам
При возникновении сомнений или трудностей при заключении договора, Воробьев рекомендует воспользоваться услугами юриста или обратиться за бесплатной правовой помощью в специализированные организации. Например, в организацию «Юристы за гражданское общество» и «Правовую команду». Это позволит избежать проблем и возможных судебных разбирательств.
Спасибо, что дочитали до конца!