- Знания
- 2 сентября 2021, 18:14
Как бизнесу потратить деньги на благотворительность (если очень хочется)
Вместе с экспертами фонда «Нужна помощь» рассказываем, как бизнес может не просто вложить деньги в благотворительность, но и помочь в решении социальных проблем.
Как не стоит помогать
Не стоит делать разовые переводы в непроверенные фонды. Если компания приняла решение поддержать какую-то некоммерческую организацию, важно убедиться, что деньги будут потрачены правильно и пойдут на помощь благополучателям, а не мошенникам. У фонда «Нужна помощь» есть каталог проверенных НКО, которым можно доверять. Все фонды в каталоге проходят многоступенчатую верификацию, и мы уверены в их профессиональности.
Многие компании хотят помочь, и это классно. Часто я видела, как выделяются существенные средства и единоразово отправляются «на благо». В лучшем случае, это проверенный хороший фонд, в худшем — средства уходят на подарки и конфетки детям из детских домов. Это все разовые и не очень системные вещи.
Еще один вариант помощи, которая не оказывает серьезного социального воздействия и не решает социальные проблемы в целом, — адресная помощь. Разовый перевод в пользу какого-то конкретного благополучателя может помочь «здесь и сейчас», почувствовать, что получилось кому-то помочь. Но такими переводами невозможно решать проблему комплексно.
Помимо этого, регулярные сборы на адресную помощь приводят к быстрому выгоранию жертвователей. Деньги переводят на помощь конкретным людям, но тех, кто также нуждается в поддержке, очень много. В какой-то момент может показаться, что собирать деньги можно бесконечно, но изменений в обществе не происходит. Поэтому эксперты рекомендуют помогать системно, чтобы у благотворителей была возможность измерить свое социальное воздействие.
С чего стоит начать помогать системно
Первое, о чем стоит задуматься, когда бизнес хочет включиться в системную благотворительность — найти проверенные фонды. Второе — спрогнозировать, может ли компания поддерживать организации регулярно, а не разово.
Компании создают бизнес-модели, чтобы планировать свою деятельность на несколько лет вперед. И ко вкладам в благотворительность надо относиться также — планировать эти траты. Тогда их помощь будет намного ценнее.
Если компания заключает контракты с одним фондом или с несколькими, организации могут рассчитывать на эти деньги на постоянной основе — распределять бюджеты и планировать траты заранее. А это очень важно для работы фондов.
Направления благотворительности, на которые компании могут тратить деньги
- Прямые пожертвования от корпоративного донора на какой-то конкретный проект фонда. Для компании это может быть выгодно с точки зрения имиджа.
- Диджитал-спецпроекты, рекламные акции, часть средств с которых компания может регулярно переводить в фонды.
- Внутрикорпоративные активности. Благотворительные забеги, марафоны, футбольные чемпионаты. Акции по сбору пожертвований в фонды среди сотрудников, которые компания может удваивать.
- Коллаборации по мерчу с фондами. Запуск лимитированной коллекции одежды с символикой благотворительной организации. Часть средств с продажи таких вещей можно направлять в фонды, также такой мерч можно использовать как поощрение для сотрудников — в качестве подарка за вклад в волонтерскую деятельность или социальную активность.
- Компании могут делиться с НКО не только деньгами, но и рабочими часами своих сотрудников. Так, их специалисты могут помогать фондам проводить, например, какие-то исследования. Это называется pro bono волонтерство. Компания в таком случае тоже тратит деньги, но не в привычном виде, а в виде труда своих сотрудников. И это тоже способ помощи, который можно измерить с точки зрения социального воздействия. Например, посмотреть, насколько повысились у организации фандрайзинговые сборы после их консультаций.
Отдельно про один из самых полезных видов помощи НКО — грантовые конкурсы
Еще один вид прямой помощи деньгами в фонды — это организация грантового конкурса. Это одна из самых потенциально успешных стратегий, считают эксперты. Во-первых, компания может системно помочь. Во-вторых, отбор фондов при таком конкурсе проходит тщательнее, что позволяет избежать рисков и не отдать деньги недобросовестным организациям. В третьих, компания может отобрать те проекты фондов, которые созвучны именно ее ценностям.
В этом году свой грантовый конкурс провел «Тинькофф». Организация регулярно поддерживает молодых предпринимателей, и при оказании помощи благотворительным фондам они решили придерживаться той же стратегии. «Тинькофф» запустил грантовый конкурс «Поддержка будет» для молодых НКО. Компания распределила более 20 миллионов рублей между 15 фондами, которым еще нет пяти лет.
Деньги получили проверенные фонды, которые представили лучшие программы и проекты. Средства пойдут на их развитие. И тут компания не тратит все деньги на один благотворительный проект, а пытается выстроить более устойчивую систему поддержки социального сектора.
Но это же сложно организовать
Самое важное для тех компаний, которые готовы инвестировать свои деньги в благотворительность и решение социальных проблем с помощью грантовых конкурсов — поддержка опытных профессионалов. С ними рядом должен быть партнер или консультант. В случае конкурса, который провел «Тинькофф», таким партнером выступил благотворительный фонд «Нужна помощь».
Как может помочь фонд «Нужна помощь» при организации гранта?
— верифицировать участников;
— правильно распределить деньги;
— нанять экспертов для оценки заявок;
— самим выступить экспертами и отобрать самые качественные программы;
— помочь победителям грантового конкурса распределить деньги, организовать реализацию программ, грамотно поставить цели и задачи.
А зачем вообще компаниям заниматься благотворительностью
Налоговый вычет
Компания может получить налоговый вычет за поддержку некоммерческих организаций. Подробнее о том, как это сделать, можно узнать здесь.
Если компания платит налоги на прибыль, то есть в рамках общей системы налогообложения, то они могут сократить свой налог за счет трат на благотворительность.
Лояльность сотрудников
Если организация хочет себя выделить на фоне остальных среди соискателей, она может себя позиционировать как компания, у которой есть благотворительное направление.
Первый и ключевой момент, который дает участие компании и ее сотрудников в благотворительности, — это эмоциональная связь с компанией, как работодателем.
Второй момент: когда компания транслирует свои ценности, сотрудникам важно видеть, что она не только их транслирует, но и разделяет. То есть если компания говорит, что заботится об экологии, то сотрудникам важно видеть реальные действия в этом направлении. И если компания так и делает — лояльность сотрудников повышается. Третий момент: сотрудникам важно видеть, что компания воспринимает людей не как функцию, а думает о ценности их жизни. И когда человек ищет работу, то он, в том числе, обращает внимание на это.
Например, если сотрудники компании вовлечены в волонтерскую активность, это решает многие hr-задачи. Такая деятельность даже может помочь в том, чтобы специалисты дольше оставались в организации, а не уходили в другие места.
Лояльность клиентов
Чтобы компании могли произвести впечатление на клиента, все благотворительные инициативы должны сопровождаться пиар-кампаниями. Потому что их пользователи должны об этом узнавать. Но как и с организацией помощи благотворительным фондам, так и с освещением такой деятельности, — к этому надо подходить осознанно.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вы хотите, чтобы фонд «Нужна помощь» подсказал вашей компании, как потратить деньги на благотворительность, пишите нашему коммерческому директору Ольге Рончинской [email protected].
Иллюстрация: Наталья Лисова