18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • Опыт
  • 5 октября 2023, 16:08
  • 3 минуты

Электронные письма не горят: почему рассылки — важный канал коммуникации для НКО

Фонд «Нужна помощь» и CDP-платформа enKod — о роли рассылок для НКО и своем опыте.

О «смерти» email-рассылок говорят не первый год: кажется, что все более распространенными средствами связи становятся мессенджеры и социальные сети. Но на самом деле электронная почта остается для НКО важным каналом коммуникации со своими сторонниками и донорами

Опыт фонда «Нужна помощь», работающего на CDP-платформе для автоматизации маркетинга enKod, подтверждает это: за год общая сумма сборов НКО через email-рассылки выросла на 5 миллионов рублей (18 354 487 рублей в 2021 году и 23 058 847 — в 2022-м). 

Менеджер по прямым коммуникациям фонда «Нужна помощь» Анжелика Чудинова и маркетолог enKod Елизавета Михейкина рассказали, почему email-рассылки остаются одним из самых удобных инструментов фандрайзинга и коммуникации, как НКО эффективно работать с ними, и поделились своим кейсом.

Преимущества рассылок

Email-рассылки — канал для общения с аудиторией, который помогает устанавливать и сохранять с ней связь. Рассылки также способствуют достижению маркетинговых целей НКО: например, увеличить размер пожертвований и количество рекуррентов, продвинуть тот или иной сбор, повысить узнаваемость организации.

По сравнению с другими каналами коммуникации (СМС-сообщения, чат-боты, рассылки в мессенджерах, push-уведомления на сайте и в приложении) у email-рассылок есть свои преимущества, уверены Елизавета Михейкина и Анжелика Чудинова. Главные среди них:

  • автономность: email-рассылки не зависят от других каналов коммуникаций и на них в наименьшей степени влияют внешние факторы (в то время как на сообщества/группы и сайты влияют алгоритмы соцсетей и поисковых систем);
  • доступность: возможно выбрать недорогой или даже бесплатный тариф в сервисе email-рассылок. Средняя стоимость отправки одного письма — 13 копеек (для сравнения: одно СМС-сообщение стоит порядка 2-3 рублей). К тому же это быстроокупаемый способ взаимодействия: как правило, email-рассылки начинают приносить доход почти сразу;
  • простота в запуске: этот канал теоретически может начать использовать любой человек — нет необходимости в специальных знаниях, а среднее время подготовки системы рассылки — две недели;
  • экономия усилий и времени: рассылки могут автоматически круглосуточно работать на пользу организации — достаточно настроить все один раз, и «воронка» будет работать без дальнейшего вмешательства.
Елизавета Михейкина
Елизавета Михейкина
маркетолог enKod

Другой не менее важный момент — сегментация, которая легко делается в email-рассылках и доступна на нашем сервисе. Мы разделяем базу получателей рассылки на определенные группы, и это позволяет персонализированно подходить к общению с жертвователями: каждой группе — свое сообщение. Например, один человек жертвовал нашей НКО деньги в этом месяце, а второй — нет, мы относим их к разным сегментам и отправляем им разные письма. 

Запуск рассылки

Чтобы запустить рассылку, команде организации нужно собрать базу подписчиков. Для этого есть два основных инструмента:

  • форма пожертвования. Перечисляя деньги в НКО, пользователь оставляет свой e-mail. Важно, что ему необходимо дать согласие на обработку персональных данных, и в этом согласии должно быть прописано, что на его электронную почту будут отправляться письма;
  • статичные и всплывающие формы подписки на сайте. Пользователь либо оставляет адрес в специальной форме для подписки на рассылку, либо заходит на сайт НКО и во время какого-то своего действия видит всплывшую форму для сбора данных.

Затем необходимо выстроить взаимодействие с донорами через email-канал. Подумайте, для чего вы будете использовать рассылки в работе с донорами. Наиболее распространенные цели:

  1. фандрайзинг — сбор средств на работу НКО;
  2. знакомство аудитории с организацией — письма о ее деятельности и отчеты о сделанном;
  3. повышение уровня лояльности подписчиков, в том числе через перевод их из статуса в статус: сделавших разовое пожертвование призывают перейти в рекуррентные доноры, подписанных на регулярное пожертвование — увеличить размер доната, отменивших подписку — вернуться. 
Анжелика Чудинова
Анжелика Чудинова
менеджер по прямым коммуникациям фонда «Нужна помощь»

Первые цепочки коммуникаций, которые вы можете внедрить, — это автоматические welcome-цепочки. Например, вам сделали пожертвование — отправляйте письмо с благодарностью и информацией о том, что вы дальше будете с ним делать, где можно следить за вашими действиями или какие еще есть возможности вам помочь. 

Опыт фонда «Нужна помощь» и enKod

Команда «Нужна помощь» искала новую платформу для рассылки писем в 2022 году, когда из России ушел зарубежный сервис, которым она пользовалась раньше. В итоге свой выбор специалисты фонда остановили на enKod — CDP-платформе.

Елизавета Михейкина
Елизавета Михейкина
маркетолог enKod

Бывают CDP- и ESP-платформы. Разница в том, что ESP не хранят данные пользователей. Следовательно, на этих платформах нельзя работать с данными для повторной коммуникации: невозможно сделать сегментацию и посмотреть, кто из подписчиков что делает. А CDP-платформы хранят все данные наших пользователей. У каждого проекта на нашей платформе свой личный кабинет, и в нем хранятся карточки по каждому подписчику. Из них можно узнать, например, сколько раз и какую сумму подписчик жертвовал, на что именно и когда.

НКО должны принять важное решение, какую именно систему использовать. Если у вас нет бюджета на CDP и/или IT-ресурсов (сотрудника с соответствующими знаниями), то, наверное, вам подойдет ESP-платформа. А если планируете расти и масштабироваться, вам понадобится CDP. Да, вложения на начальном этапе понадобятся, но они в итоге окупятся и вы получите свой профит. «Нужна помощь» — крупный фонд с большим количеством подписчиков, и выбор его команды в пользу CDP был совершенно точно правильным.

В начале своей работы команда фонда «Нужна помощь» отправляла письма с отчетами о своей деятельности и благодарностью за пожертвования. Постепенно цепочка коммуникаций разрасталась, потому что фонд видел эффективность канала. На платформе enKod был необходимый для переноса всех рассылок фонда функционал. Например, у фонда «Нужна помощь» уже была база данных подписчиков, и эту базу можно было загрузить внутрь сервиса, а затем сегментировать.

Email-маркетинг позволил фонду увеличить сбор пожертвований и повысить лояльность подписчиков. Способствовало этому добавление новых цепочек. Команда «Нужна помощь» продумала два разных welcome-сообщения: для новых рекуррентных доноров и для новых подписчиков, совершивших разовое пожертвование. Цель фонда в этом случае — познакомиться, заслужить лояльное отношение к себе и во втором случае также подвести подписчиков к тому, что было бы здорово оформить ежемесячное пожертвование. 

Анжелика Чудинова
Анжелика Чудинова
менеджер по прямым коммуникациям фонда «Нужна помощь»

Мы всегда использовали рассылки и активно развивали этот канал, придумывали больше разных писем. Например, стали использовать триггерное письмо, которое приходит после отмены подписки: его профит в том, что на него отвечает много людей, и мы видим обратную связь — почему они отменяют подписки. Постепенно мы доросли до огромных схем коммуникации. Сегодня email-рассылки задействованы в каждом нашем продукте, и везде этот канал доказывает свою эффективность и оправдывает все вложения: сборы пожертвований все время растут, большая часть мест на курсах школы «Опытным путем» продается за счет рассылок, и это основной канал коммуникации с нашими НКО-партнерами.

Важные инсайты из статьи: как НКО запустить успешную email-рассылку

  • Email-рассылки остаются важным каналом коммуникации, который НКО могут эффективно использовать в своей работе. При этом по сравнению с другими каналами у рассылок немало преимуществ, в том числе часто актуальные для НКО ценовая доступность, экономия усилий и времени.
  • Важная функция CDP-платформ для email-рассылок — сегментация подписчиков. Она позволяет разделять подписчиков на группы по определенному признаку и отправлять каждой из групп свое сообщение. Таким образом выстраиваются разные цепочки писем: например, для тех, кто сделал разовое пожертвование, и тех, кто подписан на рекуррентные. НКО, планирующим развивать такой канал коммуникации, как email-рассылки, следует выбирать именно CDP-платформы и сегментировать свою аудиторию.
  • Для запуска рассылки команде НКО нужно собрать базу подписчиков — это стоит делать через свой сайт (специальная форма либо форма для пожертвования). Затем следует продумать, для чего организация будет рассылать письма (фандрайзинг? знакомство подписчиков с организацией? повышение лояльности аудитории?), как именно она будет это делать (например, отчеты о деятельности фонда, подборка новостей, благодарность за пожертвование), какие сегменты аудитории выделит и какую цепочку писем выстроит с каждым сегментом.
Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
FAQ: как и зачем работает фонд «Нужна помощь»
12 февраля
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Читайте также
Технологии
С Новым годом, донор: как «Нужна помощь» поздравляет своих сторонников
18 января
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Как развивать онкологическую помощь в регионах
10 января