Как в России устроиться на работу человеку с инвалидностью, а работодателю организовать для него пространство

Рассказываем, как законы регулируют трудоустройство людей с инвалидностью в России, что следует учитывать работодателям и какую помощь можно получить от некоммерческих организаций. И делимся тем, как трудоустройство людей с инвалидностью происходит в ИКЕА и «Яндексе».

Законодательство

До середины 90-х годов главным критерием установления инвалидности в России была потеря трудоспособности. Нынешнее законодательство такого не предусматривает: люди вне зависимости от степени инвалидности могут устраиваться на работу, но сделать это все еще непросто. 

В России живет более 11,7 миллиона человек с инвалидностью, из них 3,8 — трудоспособного возраста. При этом у большей части — 2,8 миллиона человек — нет работы. 

Квоты

Один из главных законов о регулировании трудоустройства людей с инвалидностью в России — ФЗ «О социальной защите инвалидов». Например, согласно документу, работодатели должны выделять квоты — рабочие места для людей с инвалидностью, о которых компания сообщает центру занятости. Количество таких квот зависит от того, сколько человек работает в организации:

  • от 35 до 100 человек — квоты составляют не выше 3% среднесписочной численности сотрудников;
  • больше 100 человек — квоты составляют от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников.

Адаптация рабочих мест

В законе также указано, что организации должны не просто выделить рабочие места для людей с инвалидностью, но и оборудовать их: адаптировать оборудование, дополнительно оснастить необходимыми техническими средствами, учитывая индивидуальные потребности кандидата. Точнее этот вопрос прописан в приказе Минтруда № 685н. К примеру, если на работу устраивается слабовидящий сотрудник, то для него требуется общее и индивидуальное освещение, оборудование рабочего места видеоувеличителями, лупами, адаптированные видеодисплеи на компьютере, программное обеспечение с укрупненным шрифтом и возможностью контрастирования, принтеры для печати крупным шрифтом.

Требования по оснащению рабочих мест для незрячих сотрудников более жесткие. Они должны быть оборудованы акустическими ориентирами, специальными табличками, надписи должны быть нанесены с помощью специальных шрифтов, а зрительная информация должна дублироваться другим доступным человеку способом. Приказ также прописывает, как переоборудовать рабочее место для сотрудников с нарушениями слуха, опрно-двигательного аппарата и слепоглухих сотрудников.

Условия работы

— Сотрудники  с I и II группами инвалидности работают по сокращенному графику — не более 35 часов в неделю с сохранением полной зарплаты;

— Сверхурочная работа, работа в выходные дни допускается только с согласия сотрудника и при условии, что это не запрещено человеку по состоянию здоровья;

— Сотрудникам с инвалидностью полагается ежегодный отпуск не менее 30 дней;

— У сотрудника с инвалидностью есть право на оплачиваемые больничные длительностью до 5 месяцев в году, из них подряд — 4 месяца;

— Сотрудник с инвалидностью имеет право на наставника при трудоустройстве. Его должен предоставить работодатель из числа действующих сотрудников.  

Как человеку с инвалидностью найти работу

Чтобы найти работу, человек с инвалидностью может самостоятельно отслеживать вакансии на специальных сайтах, встать на биржу труда или обратиться за помощью в профильные НКО. Например, центр «Работа i» — социальное рекрутинговое агентство —  помогает устроиться на работу выпускникам детских домов и молодым людям с инвалидностью. Сначала ребят выводят на временные рабочие места в организации малого и среднего бизнеса, в социальные проекты, чтобы они могли пройти стажировку и получить первый трудовой опыт. Затем тех, кто готов идти дальше, устраивают в штат компаний. «На выходе мы получаем состоятельных молодых людей»,  — говорит директор «Работы i» Илья Сметанин.

Одним из партнеров «Работы i» выступает сеть благотворительных магазинов «Спасибо». Эта организация предлагает жителям Петербурга сдавать ненужную одежду и затем сортирует их на складе. Часть вещей идут на продажу, а часть попадают в центры выдачи, куда могут прийти люди в трудной жизненной ситуации и бесплатно выбрать для себя что-то подходящее. 

По словам координатора «Спасибо» Анны Печалиной, с «Работой i» у них два вида сотрудничества. Первый — предоставление рабочих мест: ребята работают клинерами в центрах выдачи. Второе направление — стажировки молодых людей, у которых еще не было никакого опыта. Они могут попробовать себя в качестве помощников сотрудника центра выдачи, помощников сортировщика или помощников продавца. После стажировки ребята выходят на постоянные работы.

«С нами связываются куратор от “Работы i”, которые спрашивают, куда нужны стажеры. Мы кидаем клич по всем нашим подразделения, пишем примерные обязанности и отправляем. Кураторы подбирают подходящих кандидатов. Они приходят сначала на собеседование, потом выходят на пробный час. 70% кандидатов, которые приходили, оставались на стажировку. На собеседовании мы задаем кандидатам стандартные вопросы: был ли опыт работы, где учились. Диагноз — это конфиденциальная информация, нам он не озвучивается. Все остальное мы спрашиваем как любого другого кандидата, которого бы мы брали на стажировку или на работу», — объясняет Печалина.

При работе со стажерами, говорит Анна, нужно обращать внимание на «такие вещи, которые нам кажутся обыденными: что надо прийти вовремя, что перерыв 15 минут, а не полчаса». 

Инклзивное трудоустройство
Совместный информационный проект «Нужна помощь» и Центра РНО «Бизнес и НКО»

Как принимают на работу людей с инвалидностью крупные корпорации

В России есть организации, которые продвигают философию инклюзии и нанимают на работу людей с инвалидностью, в том числе и крупные компании, такие как «Яндекс», «ИКЕА», «Хилтон», «SAP», «Почта России», «Филип Моррис Интернэшнл».

ИКЕА (группа компаний Ingka)

Представители компании ИКЕА сообщили, что в разных подразделениях компании в России работает больше 160 человек с инвалидностью на различных позициях, большинство вакансий — в магазинах, в центре поддержки клиентов, в дистрибьюторском центре — доступны для сотрудников с инвалидностью.

«Компания ИКЕА открыта для всех, кто разделяет наши ценности. При выборе кандидатов на первый план для нас выходят внутренние установки человека, мотивация и компетенция. Если по медицинским показаниям человеку противопоказана та или иная деятельность, мы неукоснительно следуем этим рекомендациям и требованиям охраны труда, а также пожеланиям самого человека. Именно поэтому мы готовы пересматривать должностные обязанности на некоторых позициях и программу адаптации», — рассказала Лилия Шакирова, менеджер по многообразию и инклюзивности в ИКЕА Россия.

Компания готова адаптировать рабочий функционал под индивидуальные потребности. Например, для работника с нарушениями зрения может быть исключена работа за кассой. Это избавляет его от стресса и опасения совершить ошибку и снижает физическую усталость из-за напряжения глаз. При необходимости переоборудуются и рабочие места: используются столы, меняющие высоту нажатием кнопки, регулирующиеся кресла, подставки под ноги, особое освещение, увеличивается ширина проходов и учитывается доступность расположения общественных мест (раздевалок, туалетных комнат). Слабослышащим сотрудникам выдают сигнальные браслеты, соединенные с системой безопасности. Они оповестят об экстренной ситуации вибрацией. Тренинги и собрания, где присутствуют слабослышащие сотрудники, проводятся с участием переводчиков жестового языка.

У каждого сотрудника есть индивидуальный план развития и обучения, который он составляет вместе с руководителем. 

«Начав работу с трудоустройством людей с инвалидностью мы обнаружили, что в нашем обществе много стереотипов об инвалидности, поэтому самым первым этапом в работе для нас стала работа со страхами, неуверенностью HR-сообщества и нанимающих менеджеров. Мы проводили тренинги по преодолению предубеждений для всех сотрудников, этике общения и по особенностям трудоустройства людей с инвалидностью. Со стороны менеджеров, к примеру, можно было встретить опасения по поводу того, что у сотрудника с инвалидностью продуктивность будет низкой. Но когда люди видят, что у коллеги в команде работает человек с инвалидностью и продуктивность не упала, а команда сплотилась, это опасение уходит», — отметили в ИКЕА.

Яндекс 

Как рассказали в пресс-службе «Яндекса», на собеседованиях в компании не задают вопросы о состоянии здоровья, кандидат может поделиться этой информацией сам, если считает нужным. Большая часть уже работающих сотрудников «Яндекса» — программисты и инженеры, серьезной адаптации рабочих мест для них не требуется. Для программистов с нарушениями зрения возможны закупки дополнительного программного обеспечения, объясняют в компании. 

В Яндексе работал слепой тестировщик, а в поддержке такси есть сотрудник со спинальной мышечной атрофией, который живет в хосписе. Компания также готова нанимать сотрудников с инвалидностью на массовые специальности: хозяюшки, секретари отделов и так далее. Сотрудникам с инвалидностью компания предоставляет дополнительные опции в ДМС.  

Какие есть опции для партнеров, которые сотрудничают с Яндексом

Uber в России одним из первых активно привлекал к сотрудничеству глухих и слабослышащих водителей. После интеграции программа была масштабирована на  Яндекс.Такси. В ней есть обучающий курс для водителей, чтобы они быстро могли узнать функционал Яндекс.Про и принципы работы сервиса. Каждый новый заказ сопровождает мигающий сигнал, а таксометр можно синхронизировать с фитнес-браслетом. Для пользователей Яндекс сделал оповещение в приложении, что заказ будет выполнять слабослышащий водитель. В чате можно уточнить детали поездки, а с помощью коммуникационных карт решить возможные вопросы.

Еще важно упомянуть программу по подключению к сервису Яндекс.Еда для глухих и слабослышащих курьеров. На специальной странице соискатели могут познакомиться с профессией и оставить заявку на подключение. Материалы на сайте снабжены субтитрами и переводом на язык жестов, а подробности о том, как добраться до офиса, приходят в виде СМС. В приложении пользователи и рестораны смогут увидеть, что их заказ доставит курьер с нарушениями слуха. Для общения разработаны специальные визуальные карточки, чтобы решать любую типовую ситуацию, например, если в заказе не хватает блюда или курьеру нужно подзарядить телефон.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
«Сама доброта, которая происходит, — гораздо важнее победы». Как бизнес участвует в чемпионате «Меняй игру»
16 сентября
Культура
Наркопотребление в кино: от гламуризации до «Реквиема»
14 сентября
Культура
Интервью с Евгенией Волунковой о ее книге «Подтексты» и том, как социальная журналистика меняет мир
13 сентября
Читайте также
Опыт
«Сама доброта, которая происходит, — гораздо важнее победы». Как бизнес участвует в чемпионате «Меняй игру»
16 сентября
Культура
Наркопотребление в кино: от гламуризации до «Реквиема»
14 сентября
Знания
Как фонду безопасно выбрать партнера и заключить с ним договор
9 сентября