18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Как помогать беженцам и не выгорать

У организаций, помогающих беженцам, сейчас непростое время. Существенно увеличивается объем работы, многократно возрастает количество контактов с людьми и запросов от обращающихся, волонтеров и коллег. Как работать в таких условиях и не выгорать? А, сочувствуя беженцам и их историям, не сойти с ума и продолжить делать свою работу? Советами с «Нужна помощь» поделилась директор центра «Вдох» Ольга Сорина.

Для сотрудников НКО

Работающих с беженцами можно условно разделить на две группы: сотрудники организаций, уже имеющие большой опыт контакта с мигрантами, и волонтеры, недавно погрузившиеся в их проблемы.

Стресс опытных сотрудников, с одной стороны, не так силен, потому что они давно работают с этой проблемой, и у их психики уже есть некий защитный механизм. Но с другой стороны, их нагрузка и ответственность больше, чем у «новичков». В таком положении надо быть внимательнее к своему состоянию, замечает Ольга Сорина.

На рабочем месте для этого надо предусмотреть несколько вещей:

  • сократить рабочее время сотрудников, продумав посменный график. 

Интенсивная и вызывающая эмоции работа не может быть 40 часов в неделю. Психика человека просто не выдержит постоянного контакта с людьми, оказавшимися в сложной ситуации. Прием беженцев одному сотруднику стоит вести два-четыре часа в день, не больше. И речь необязательно о личном контакте: даже если сотрудник работает удаленно и отвечает на сообщения беженцев, переписывается и говорит по телефону с ними, ему тоже необходимо ограничить время такой работы. 

  • договориться о взаимодействии по телефону и в рабочих чатах в регламентированное время. 

Чем экстремальнее ситуация, тем жестче должны быть границы каждого сотрудника. Договоритесь о времени, когда вы на связи: например, с 8 утра до 8 вечера. Выделяйте свободные часы на то, чтобы полностью «отключиться» от работы. В сложный период это особенно важно. 

  • выделить место для отдыха в офисе. 

В этом помещении сотрудники могут находиться без подопечных и переводить дух. Например, делать перерыв на кофе или обед. Если такого места нет, сотрудники беспрерывно будут в режиме «готов помогать», а значит, не смогут отдыхать. Следовательно, они не наберутся сил и не будут работать продуктивно.

Ольга Сорина
Ольга Сорина
директор центра «Вдох»

На волне желания помочь, вины, стыда и других сложных чувств люди могут забывать о себе. Если вы замечаете подобную тенденцию у своих сотрудников, не оставляйте все под их контролем. Например, можно выделить человека, который будет следить не только за тем, чтобы подопечные поели, но и за тем, чтобы все коллеги сделали обеденный перерыв.

  • проводить интервизии.

Регулярно проводите встречи, на которых все сотрудники будут на равных обсуждать происходящее, делиться своими эмоциями. Если раньше вы уже проводили такие собрания, то теперь, возможно, стоит организовывать их чаще — хотя бы одна встреча на полтора-два часа в неделю. При этом ни в коем случае не превращайте эту встречу в планерку: здесь вы не должны обсуждать задачи и результаты своей работы. Только эмоции и случаи, которыми вы бы хотели поделиться. 

Ольга Сорина
Ольга Сорина
директор центра «Вдох»

Все это правила, которые можно и нужно использовать в обычной жизни, но в кризисе им нужно следовать еще жестче. Больше границ и рамок для каждого, разграничение места работы и отдыха, больше поддерживающей коммуникации. Должны быть места и периоды, где люди выключаются. Без этого они рано или поздно выдохнуться и просто не смогут продолжать работу — им все время будет хотеться плакать.

Для волонтеров

Волонтерам и новым сотрудникам, только включившимся в работу, сложнее. Они не могут оценить грозящий им стресс и заранее продумать, как уберечь себя от его последствий. В итоге у этих людей может развиться тревожное или депрессивное расстройство. Чтобы предотвратить это, продумайте для волонтеров обучение, регламенты и поддержку:

  • в самом начале проведите инструктаж. 

На нем необходимо проговорить, чем конкретный волонтер может помочь беженцам, а чем нет. Это предостережет его от желания «разорваться» и помочь всем сразу всеми возможными способами. Например, психологическую помощь он не может оказать, даже если хочет. Если обращающий ее запрашивает, его надо перенаправить к профессиональному психологу. 

  • продумайте разные виды деятельности.

Волонтеры также не должны все время работать с людьми — это слишком высокая эмоциональная нагрузка, тем более для неподготовленного человека. В зависимости от опыта волонтера и его стрессоустойчивости определите ограниченное время, которое он может работать с беженцами. Остальное время добровольца займите помощью с документами или на складе, доставкой необходимых вещей.

  • ограничьте рабочее время.

Даже если волонтер очень воодушевлен и хочет помогать каждый день, для него лучше ограничить рабочее время двумя-тремя днями в неделю. Необходимо объяснить: иначе будет только хуже для волонтера. Мы не можем делать больше, чем мы можем, а попытки сделать так только повергают нас в отчаяние и изматывают. 

  • проводите групповые встречи.

Их принцип такой же, как у встреч сотрудников — делиться эмоциями и случаями из работы, которыми хочется и непременно нужно поделиться. На них напоминайте волонтерам о целях и задачах организации и благодарите за помощь в их достижении. Например, НКО занимается гуманитарной помощью — значит, только ей. И волонтер разобрал на складе десять коробок — он большой молодец, это то, в чем была сегодня его задача, он ее выполнил. И он не должен требовать от себя большего и пытаться помочь всем подопечным еще и психологически или финансово.

Для всех

Большой проблемой для всех помогающих беженцам в сегодняшней ситуации могут быть тяжелые эмоции и чувства. Прежде всего, беспомощность — ведь мы не остановим спецоперацию. Также стыд и вина — мы начинаем чувствовать коллективную ответственность за происходящее с беженцами, за то положение, в котором они оказались.

В этой ситуации стоит переключить внимание с коллективной ответственности на личную. Да, мы не можем остановить происходящее, но это не значит, что деятельность конкретного человека не имеет значения. Помогающие беженцам очень многое делают сейчас. И это их личный выбор и ответственность: работать и помогать, а не прятать голову в песок. Важно не обесценивать эти действия.

Ольга Сорина
Ольга Сорина
директор центра «Вдох»

Сейчас время для коротких спринтов, а не больших дистанций. Все быстро меняется, и мы делаем то, что можем в данный момент. Проговаривайте сами для себя и вместе с коллегами то, что сделано вами на этой неделе и почему это важно. Это помогает бороться с чувством беспомощности. 

Если эти советы вам не помогают, и вы продолжаете испытывать отрицательные эмоции, значит, у вас глубокие чувства вины и стыда. В этом случае стоит обратиться за психологической помощью к профессионалу.

Спасибо, что дочитали до конца! Больше информации о психологической поддержке себя на работе, можно узнать на сайте центра «Вдох». Кстати, в издательстве фонда «Нужна помощь» «Есть смысл» скоро выйдет книга Ольги Сориной «Так можно: не выгореть, помогая другим». Сейчас на книгу открыт предзаказ.

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Читайте также
Знания
Инсульт: как и какую помощь можно получить от государства
29 октября
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября
Помочь нам