18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?
  • 22 августа 2019, 14:01

Как мы берем на сборы благотворительные организации

Кто общается с фондами?

Всю коммуникацию с благотворительными организациями, с которыми мы работаем / находимся в процессе заключения партнерских отношений, ведут сотрудники Отдела развития НКО фонда «Нужна помощь». Они координируют процесс проверки работы этих организаций (об этом ниже), следят за документооборотом, ездят в командировки, чтобы познакомиться с сотрудниками фонда и их работой лично, находят истории и героев для «Таких дел». За каждым координатором закреплены определенные организации. Нам важно, чтобы коммуникация велась последовательно, четко и была комфортной для всех участников.

Как фонды попадают к вам в каталог НКО и на сборы на «Таких делах»?

Любая благотворительная организация, которая хочет стать нашим партнером, может подать заявку через сайт. Если фонда нет в нашем каталоге, это не значит, что он работает неэффективно, или ему нельзя доверять. Возможно, он просто не подавался к нам на верификацию.

После того, как мы получаем заявку от фонда, начинается процедура первичной (формальной) верификации. Это значит, что мы проверяем организацию по списку признаков:

  • организация работает не меньше года;
  • все необходимые  регистрационные документы  (свидетельство государственной регистрации юридического лица (ОГРН), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, Устав) в открытом доступе;
  • финансовые и содержательные отчеты о проделанной работе открыты для всех желающих; 
  • финансовая деятельность организации прозрачна (никаких сборов на личные карты);
  •  на сайте организации есть вся актуальная информация и рабочие контакты.  

На этом этапе мы проверяем организацию именно по формальным признакам и оцениваем информацию, которая есть в публичном доступе. Это тот минимум, который позволяет понять, что перед нами не мошенники. Важный момент: мы не проводим расследования и у нас нет ресурсов, чтобы выявить подлог документов или другие финансовые махинации. Мы не можем (и не хотим) проверять персональную информацию сотрудников организации. 

После этого благотворительная организация попадает в наш каталог НКО, на сайт проекта «Рубль в день», в ее пользу можно создавать события на «Пользуясь случаем». Деньги, которые вы жертвуете этой организации, идут не на конкретный проект, а на уставные цели организации.

Именно на этом этапе мы знакомим благотворительную организацию с ценностями, которые лежат в основе работы фонда «Нужна помощь». Мы никому не навязываем свои взгляды в личной жизни, но вот в профессиональной просим подтвердить, что будущие партнеры разделяют их. В основе всех ценностей лежит простой принцип каждый человек имеет право на уважение, понимание и помощь вне зависимости от социального статуса, ситуации, в которой он оказался, личных взглядов или жизненных обстоятельств.

Если благотворительная организация хочет, чтобы мы поддержали ее конкретный  проект, то нужно не только отвечать всем пунктам формальной верификации, но и отдельно предоставить нам описание проекта и его смету. Дальше заявку оценивают независимые эксперты из некоммерческого сектора специалисты по конкретной проблеме, а в некоторых случаях специалисты широкого профиля с большим опытом работы. Они разбирают качество оказываемой помощи, необходимость именно тех трат, которые показаны в смете, устойчивость организации и системность ее подхода к решению проблемы.

Если проект получил положительные отзывы от двух экспертов, то он оценивается на Совете фонда «Нужна помощь». В его состав входят соучредитель Фонда Митя Алешковский, директор Фонда Анна Семенова, главный редактор «Таких дел» Анастасия Лотарева, директор по фандрайзингу Софья Жукова и руководительница Отдела развития НКО Полина Афонина. Мы оцениваем не только организацию, но и свои силы удастся ли нам собрать необходимую сумму, в какие сроки, о чем будут писать «Такие дела».

Теперь самое важное замечание

Мы доверяем мнению наших экспертов и словам фондов-партнеров. У нас нет ни морального права, ни ресурсов проводить масштабное «расследование» работы организации. Оценке подвергается только качество оказываемой помощи и нынешнее положение дел. Но мы не оцениваем личные черты сотрудников, их прошлый профессиональный опыт, ситуацию в регионе присутствия и еще десятки других факторов.

Мы понимаем, что это важные детали. Поэтому мы всегда просим коллег по некоммерческому сектору, журналистов, наших читателей и вообще всех рассказывать нам любую информацию, которая может быть нам важна и полезна. Но при этом стараемся воздерживаться от оценочных суждений и опираться на факты. Уважение к партнерам тоже наша важная ценность. Поэтому, если мы получаем информацию, вызывающую наши сомнения, то в первую очередь мы обсуждаем ее с организацией, к которой она относится. Кроме того, мы можем обращаться за комментариями к сторонним партнерам.

Важный момент: мы не проводим расследование, а пытаемся разобраться в ситуации.

Мы выступаем за открытый диалог и верим в работу над ошибками. При этом в крайнем случае оставляем за собой право разорвать отношения с благотворительной организацией. Алгоритм для этого мы тоже продумали: мы предлагаем людям, которые поддерживают через нас такую организацию, перевести ей платежи напрямую или поддержать другую организацию, решающую подобную проблему.

И немного лирики

Благотворительность это такая же работа и сфера жизни, как и все остальные. В ней работают обычные люди, а не святые. Со своими переживаниями, взглядами, методами работы и личными взаимоотношениями.  

Мы, «Нужна помощь», работаем не только с крупными организациями, хорошо разбирающимися в информационной повестке, современных трендах и умеющими активно пользоваться социальными сетями. В небольших организациях зачастую не хватает рук, чтобы оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, не говоря уж об ответственном поведении в соцсетях. А еще многие фонды, особенно те, которые работают с так называемыми «уязвимыми группами», боятся публичной огласки, замалчивают некоторые моменты из своей работы (например, чтобы не лишиться государственного финансирования или права доступа в закрытые учреждения, где живут их подопечные). Если методы, которыми они работают, или какие-то публичные высказывания некоторых организаций кажутся вам устаревшими, это вовсе не значит, что они некачественно оказывают помощь. Возможно, их стоит поддержать, вдохновить и рассказать о том, как бывает еще. 

А вот если эксперты при повторной проверке говорят, что методика действительно не работает, устарела или вредна, то это совсем другая история.

Фонд «Нужна помощь» поддерживает прозрачные организации, которые реализуют системные проекты для решения самых разных социальных проблем. Программу развития некоммерческих организаций мы реализуем с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
FAQ: как и зачем работает фонд «Нужна помощь»
12 февраля
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Читайте также
Опыт
«Рефакторим то, что видело динозавров»: кто разрабатывает все сервисы фонда «Нужна помощь»
15 декабря
Опыт
«Это точка пересечения моего волонтерского и профессионального треков»: колонка нового директора фонда «Нужна помощь» Елизаветы Васиной
28 сентября
Опыт
Как прийти работать в НКО и для чего это делать?
20 сентября
Помочь нам