- Опыт
- 16 января 2024, 18:21
- 3 минуты
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
Сотрудники направления развития НКО «Нужна помощь» — о своем сопровождении фондов и его значении для организаций.
Одна из главных целей «Нужна помощь» — поддерживать другие НКО. Для этого у фонда есть множество инструментов и сервисов, а помогает организациям в них всех разбираться целая команда — координаторы направления развития НКО. Сотрудники этого направления рассказали медиа «Нужна помощь», что именно они делают и как и почему их сопровождение помогает некоммерческим организациям развиваться.
Из чего состоит работа с НКО
«Нужна помощь» — фонд для фондов: он работает по всей стране, чтобы с его помощью некоммерческие организации могли развиваться, работать эффективнее и помогать еще большему количеству благополучателей. Например, команда фонда помогает НКО в фандрайзинге, продвижении, управлении, работе с командой, предоставляют возможности для обучения и работы с данными.
Нам важно, чтобы каждая капелька того, что мы делаем, будь это учебный курс или консультация фандрайзеров, помогала поднимать организацию на новый уровень. Мы хотим, чтобы с нашей поддержкой российские НКО слезли с грантовой иглы и у них были диверсифицированные источники дохода, чтобы о них писали СМИ и блогеры. И чтобы в итоге даже небольшие организации поднялись и стали ближе к топовым НКО.
Раньше для работы с фондами в «Нужна помощь» был отдел по работе с НКО, но сейчас он называется «направление развития НКО». К этому команда фонда пришла, поняв, что может и должна больше помогать организациям. Раньше главной задачей отдела было верифицировать НКО, но, как оказалось, многие из прошедших верификацию организаций даже не знали обо всех инструментах «Нужна помощь» и порой ничего не делали для своего дальнейшего развития. Команда фонда решила исправить эту ситуацию.
Теперь у направления развития НКО «Нужна помощь» три большие задачи:
- рекрутинг: координаторы фонда контактируют с ресурсными центрами, рассказывают о возможностях и об экспертизе фонда и приглашают НКО к сотрудничеству;
- верификация: команда фонда проводит аудит сайта и соцсетей НКО — смотрит, соответствуют ли эти ресурсы критериям открытости и прозрачности, указана ли на них вся необходимая информация, выложены ли учредительные документы, есть ли отчетность. При необходимости координаторы помогают улучшить сайт НКО, чтобы в итоге верифицировать организацию, то есть стать ее партнером, выложить информацию о ней в каталоге «Нужна помощь» и предоставить возможность собирать пожертвования на платформе фонда. Через два года каждая НКО верифицируется повторно: команда «Нужна помощь» смотрит, по-прежнему ли организация отчитывается о своей деятельности и соответствует всем критериям прозрачности;
- сопровождение: координаторы рассказывают верифицированным организациям о продуктах и сервисах «Нужна помощь», объясняют, как и для чего можно использовать каждый из них. Кроме того, специалисты фонда помогают НКО ставить цели для развития организаций и поддерживают их на этом пути, регулярно встречаясь и обсуждая актуальные проблемы и задачи. Верифицированные организации также готовят ежеквартальные отчеты для команды «Нужна помощь» и, основываясь на них, делают выводы, что сработало для НКО, а что нет, на какие моменты стоит обратить внимание.
Что получают НКО
Некоммерческие организации могут использовать в своей работе возможности, которые им предлагает фонд «Нужна помощь»:
- «Ядро» — бесплатный IT-сервис, в котором есть конструктор годовых отчетов, «Маршрутная карта» — подбор образовательных курсов, которые стоит пройти НКО, аналитика пожертвований;
- «Пользуясь случаем» — платформа для волонтерского фандрайзинга: на ней любой человек может открыть сбор в пользу верифицированной НКО;
- акции «Рубль в день» и «Остаемся помогать»: верифицированные организации автоматически попадают в каталог акций, где можно подписаться на ежемесячные пожертвования в их пользу;
- совместные посты и карточки НКО и «Нужна помощь» в соцсетях фонда, материалы и колонки об организации в медиа «Нужна помощь»;
- обучение в школе «Опытным путем» — здесь множество курсов и вебинаров по разным аспектам работы НКО.
Уверена: каждый фонд, приходя в «Нужна помощь», может реализоваться и достичь новых высот. Верифицируясь у нас, НКО получает свой сайт как полностью прозрачный и тем самым повышает уровень доверия жертвователей и партнеров к себе. А в процессе сопровождения НКО получают постоянную поддержку: мы делимся с ними экспертизой и помогаем решить те или иные проблемы.
Например, в 95% случаев у фондов «болит» финансирование. Мы просим их сформулировать конкретный запрос, чего именно им не хватает, определить сумму, которую бы они хотели собирать. А затем вместе смотрим, как прийти к этой цели: какие ресурсы, возможности есть, как нарастить рекуррентные пожертвования. Например, фонд участвует в нашей акции «Рубль в день» — а распространял ли он информацию об этой акции? Если нет, мы предлагаем варианты, идеи, что можно делать в этом случае: писать в соцсетях, распространять листовки. А если да, то смотрим, почему не сработало: может, был нецепляющий фандрайзинговый текст? Тогда думаем, какую историю можно написать, чтобы люди ее прочитали, испытали эмоции и пожертвовали.
Один из главных принципов координаторов «Нужна помощь» — стремиться к диалогу. Они используют активное слушание и мотивируют НКО предлагать идеи самостоятельно. Помогают проводить работу над ошибками, спрашивая, что и как фонды могут улучшить сами, при необходимости делятся своей экспертизой или связывают НКО с нужным ей специалистом. Например, чтобы ответить на все вопросы организаций, сотрудники направления развития НКО обращаются к коллегам из отдела фандрайзинга или дирекции по внешним коммуникациям фонда «Нужна помощь» и другим экспертам.
Историй НКО, добившихся успеха с поддержкой «Нужна помощь», множество. Например, фонд «Зеленый светофор» из Комсомольска-на-Амуре изначально был полностью волонтерским, но затем благодаря партнерству с фондом «Нужна помощь» его команда смогла повысить фандрайзинговые сборы и в итоге обеспечить зарплату своим сотрудникам. Организация «Диада + 1» из Новосибирска начала удачно использовать сервис «Пользуясь случаем» и, не выиграв грант, без проблем собрала средства на работу своего ресурсного класса для детей с аутизмом с помощью волонтерского фандрайзинга. А с благотворительным фондом «Прекрасное далеко» из Новороссийска команда «Нужна помощь» обсуждала тему выгорания и необходимости делегировать некоторые задачи руководителя. В итоге директор организации Татьяна Замилова взяла в штат фандрайзера, и ей стало намного легче работать.
«Нужна помощь» — это большой дополнительный спектр возможностей для некоммерческих организаций. К сожалению, многие НКО не знают о них: живут на гранты, не представляя, что такое фандрайзинг, или не успевая им заниматься, не зная, где еще о них можно писать, кроме своих соцсетей. Мы помогаем найти выход из этой ситуации, проложить НКО вектор развития и выйти на новый уровень. На данный момент у нас верифицировано уже 726 организаций, и мы с радостью рассматриваем новые заявки и берем на сопровождение еще больше НКО.
Чтобы подать заявку на верификацию фондом «Нужна помощь», зарегистрируйтесь в сервисе «Ядро» и заполните анкету.
Важные инсайты из статьи
-
«Нужна помощь» — фонд для фондов: он помогает некоммерческим организациям развиваться и поддерживает их на этом пути. В фонде есть специальное направление — развития НКО, и в нем работают пять координаторов.
-
У направления развития НКО «Нужна помощь» три основные задачи: рекрутинг, верификация, сопровождение. Команда фонда приглашает НКО к сотрудничеству, помогает им стать более открытыми и прозрачными, а также способствует тому, чтобы организации развивались и получали новые знания.
-
Некоммерческие организации могут использовать в своей работе возможности, которые им предлагает фонд «Нужна помощь»: это школа «Опытным путем», IT-сервис «Ядро», платформа для волонтерского фандрайзинга «Пользуясь случаем» и многое другое. Некоторые сервисы доступны только верифицированным организациям. Чтобы подать заявку на верификацию фондом «Нужна помощь», надо заполнить анкету в сервисе «Ядро».