18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Тема порочной безысходности: детские дома в литературе

Литературовед, критик, главный редактор журнала «Прочтение» Полина Бояркина продолжает рассказывать о книгах, в которых описаны важные социальные проблемы.

На этот раз Полина выбрала книги о проблеме сиротства и детских домов, а председатель правления фонда «Арифметика добра» прокомментировала, почему важно писать и говорить об этом.

Открываю во время написания этого текста «Фейсбук», и первый же пост в ленте — статья «Таких дел»: «В Курганской области воспитанники детского дома издевались над детьми из расформированного дома малютки». Согласно статистике, в России около 50 тысяч сирот. Детский дом чаще всего — сродни пожизненному приговору: хорошо, если человек не столкнется с жестокостью, но уж настоящей любви он там не увидит. Тогда как безусловная любовь — сродни заклинанию матери, спасшему жизнь Гарри Поттера. Ее отсутствие делает человека мало приспособленным к жизни, и часто сироты, столкнувшись с внешним миром, оказываются жертвами мошенничества или становятся преступниками. Литература знает немало примеров книг о детских домах: начиная с «Республики ШКИД» и заканчивая «Домом, в котором». 

Вера Богданова. Павел Чжан и прочие речные твари

Попавший в шорт-лист «Нацбеста» еще рукописью и вышедший в финал роман Веры Богдановой — настоящий образец практически отсутствующей в России middle-brow литературы. Ровный стилистически, он берет в первую очередь увлекательностью и серьезной проработанностью сюжета. 

Недалекое будущее, мир победившей цифровизации. Наша страна находится под контролем Китая, там гражданам уже вживили чипы (якобы для их же пользы), теперь эту технологию хотят внедрить и в России.

Главный герой романа — Павел Чжан, талантливый программист, работающий в крупной китайской компании. Он упорно карабкается по карьерной лестнице, не заботясь о социальных связях и полагая пределом мечтаний повышение и переезд в Китай. Бывший детдомовец, он время от времени приезжает волонтером к сиротам и в одно из таких посещений встречает человека, который сломал ему жизнь.

Отправной точкой для линии героя, по словам самой Богдановой, стала история Лазурненской школы-интерната, в которой воспитатели и посетители насиловали детей. Это случилось и с Павлом Чжаном. Богданова показывает, что такая страшная травма, никак не проработанная, ставит крест на жизни человека, возводя стену между ним и окружающим миром, стену, которую в большинстве случаев оказывается невозможно снести.

Саша Филипенко. Возвращение в Острог

В отличие от «Павла Чжана» с его фантдопущением роман Саши Филипенко «Возвращение в Острог» — сугубо реалистический. В этом тексте нет ничего выдуманного. Градообразующее предприятие небольшого Острога — тюрьма. В центре сюжета — детский дом и его погибающие один за другим обитатели.

Завязка у романа — в традициях сериальных детективов: два полицейских приезжают в провинцию расследовать серию подростковых самоубийств. Есть в книге и отсылки к структуре древнегреческой трагедии, части произведения названы не главами, а песнями.

Несмотря на то, что Филипенко демонстрирует читателю целый букет социальных проблем (тут и карательная медицина, и произвол представителей закона, и провинциальная нищета), главной все же оказывается тема порочной безысходности.

Волонтеры не устают повторять, что не стоит засыпать детдомовцев подарками, ведь одноразовые акции — последнее, что нужно этим детям. Так и герои романа Филипенко, однажды встретившись с добром, возвращаются в ад детского дома — и чернота их жизни ощущается еще более беспросветной и безысходной. 

Марцин Щигельский. Театр невидимых детей

Подростковая книга польского прозаика о жизни мальчика-сироты в детском доме в Польше восьмидесятых годов написана от лица главного героя — и потому повествование, с одной стороны, слегка наивно, с другой — близко и понятно юному читателю. Родители Михала погибли, когда ему было три, и после смерти бабушки он оказался в детдоме под названием «Молодой лес». В жизни там есть свои плюсы и минусы, но в целом она сносна. Однако после очередной потери мальчик попадает в больницу, а затем и в особое заведение для детей, которые пережили страшное, — и там обретает по-настоящему близких людей, а ключевым событием их жизни становится подготовка театральной постановки о противостоянии детдомовцев злой воспитательнице.

«Театр невидимых детей» — не просто подростковая книга о добром и вечном, она еще и о любви (и нелюбви) и дружбе, о потерях и обретениях, мечтах и разбивающей их реальности. А помимо прочего — это исторический роман, свидетельствующий о политической ситуации в Польше 1981 года. Нехватка продуктов и предметов быта, возникновение общенационального движения «Солидарность», забастовка и введение военного положения — все это прямо влияет на жизнь «невидимых», никому не нужных детей. Так, исторический фон, рифмуясь с основной сюжетной линией, формирует еще одно, глубинное измерение текста.

Наиля Новожилова
Наиля Новожилова
Председатель Правления благотворительного фонда «Арифметика добра»

Безумно важно говорить о проблемах детей-сирот и сиротства как явления, используя разные формы и инструменты. Причем книги — это длительный контакт и можно обстоятельно и увлеченно разворачивать сюжет.

Я радуюсь, когда вижу, что авторы освещают сиротскую проблематику. Спасибо Вере Богдановой, Саше Филиппенко и Марцину Щигельскому за это. Уверена, читатель долго будет рефлексировать о том, как на самом деле ребенку без родителей, да еще и в детском доме.

Мы в «Арифметике добра», издав 5 художественных книг, уже много лет получаем обратную связь, как открыли новый мир для читателя. Я сама до сих пор под впечатлением от прочитанной летом книги Гузели Яхиной «Эшелон на Самарканд». Правда, надо признать, что сейчас дела обстоят значительно лучше с точки зрения регулярности питания и базовой безопасности. Но мысль о том, что так могут жить дети, запускает массу мыслей и действий.

Спасибо, что дочитали до конца! Поддержать работу благотворительного фонда «Арифметика добра» можно здесь.

Материалы по теме
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Что мешает сиротам поступать в вузы?
28 августа
Читайте также
Опыт
«Представьте, что вокруг вас всегда много людей, но никто никогда не обнимет вас по-настоящему»: колонка волонтера фонда «Старшие Братья Старшие Сестры»
7 августа
Культура
«Рак теперь часть нашей истории»: отрывок из книги Надежды Мелешко, которая три года боролась с онкологическим диагнозом
21 июня
Опыт
«Из благополучателей в благотворители»: как вовлечь родительские сообщества в фандрайзинг
27 января