- Знания
- 27 июня 2023, 13:38
- 5 минут
Пожертвования в криптовалюте: мнение государственных органов
Криптовалюты постепенно становятся все более привычным инструментом фандрайзинга в зарубежных странах, но не в России. Одна из причин такого медленного развития — неопределенное отношение к криптовалюте со стороны государства.
Юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев рассказывает о положении криптовалют в России и разбирает позиции органов власти.
В октябре прошлого года мы опубликовали большой материал о том, какими правилами (стандартами) можно руководствоваться, если вы решили начать сбор пожертвований в цифровой валюте, согласно принципам законности, прозрачности и открытости.
Сегодня пожертвования цифровой валюты принимают следующие организации:
- «ОВД-Инфо»Некоммерческая организация включена в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента (собрано 18 миллионов рублей с августа 2021 года);
- фонд «Русь сидящая»Некоммерческая организация включена в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента (25 миллионов рублей с сентября 2021 года);
- фонд «Собиратор» (120 тысяч рублей с июня 2022 года);
- центр «Насилию.нет»Некоммерческая организация включена в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента (54 тысячи рублей с июня 2023 года).
Случаев совсем немного отчасти из-за того, что, принимая решение об открытии сбора пожертвований в такой форме, некоммерческие организации до конца не могут быть уверены, как отреагируют проверяющие органы: поощрит ли территориальное управление Министерства юстиции или сделает предупреждение, признает ли налоговая инспекция полученные пожертвования целевыми поступлениями, не облагаемыми налогом.
Мы обратились за разъяснениями к Минюсту, Минфину и Федеральной налоговой службе, чтобы узнать, будет ли, по их мнению, сбор пожертвований в цифровой валюте соответствовать закону, если НКО при этом действует прозрачно, применяет надежные меры безопасности, тщательно документально оформляет весь процесс, а также не забывает про налоги.
Далее рассмотрим полученные ответы. При этом заметим, что в каждом случае Минюст и его территориальные подразделения указывали, что разъяснение законодательства не входит в их компетенцию.
Министерство юстиции Российской Федерации
Особенность благотворительных организаций состоит в том, что их деятельность осуществляется в рамках уставных целей и видов деятельности, определенных уставами.
При этом с учетом статей 1 и 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» такие организации создаются для реализации целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 закона, посредством осуществления благотворительной деятельности. С учетом статьи 15 закона одним из возможных источников формирования имущества благотворительных организаций являются благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме.
Исходя из изложенного, возможность пожертвования благотворительным организациям в форме криптовалюты действующим законодательством не урегулирована.
Главное управление Минюста по Москве
Полагаем возможным сообщить, что согласно статье 15 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» одним из возможных источников формирования имущества благотворительных организаций являются благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме.
Исходя из изложенного, возможность пожертвования благотворительным организациям в форме криптовалюты действующим законодательством не урегулирована.
Не совсем понятно, с чем именно связан вывод о неурегулированности возможности получать пожертвования криптовалюты. Можно предположить, что у проверяющего органа есть сомнения в отнесении криптовалюты к денежной или натуральной форме имущества.
Вместе с тем закон предусматривает, что криптовалюта не может выступать в качестве средства платежа, не является деньгами, а значит, в рамках указанной классификации автоматически относится к натуральной (неденежной) форме имущества, так же как и ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности, цифровые права.
Главное управление Минюста по Санкт-Петербургу
Информируем, что источники формирования имущества некоммерческой организации установлены статьей 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Ответ можно считать благоприятным, поскольку согласно приведенной норме перечень источников является открытым, ими могут быть добровольные имущественные взносы, пожертвования и любые иные не запрещенные законом поступления. Следовательно, в связи с отсутствием в законе запрета на безвозмездное получение криптовалюты такие поступления могут быть источниками формирования имущества некоммерческой организации.
Управление Минюста по Дагестану
Для подготовки комплексного ответа направлены запросы в Министерство финансов Республики Дагестан, Министерство цифрового развития Республики Дагестан и Управление ФНС по Республике Дагестан. Ответы на запросы пока не получены.
Управление Минюста по Тверской области
Не разъясняем законодательство.
Управление Минюста по Татарстану
Не разъясняем законодательство.
***
Позиция Министерства юстиции и его территориальных управлений имеет большое значение, поскольку они осуществляют государственный контроль (надзор) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
При выявлении нарушений законодательства Минюст выносит предупреждение организации с указанием срока для его устранения. В случае если нарушение имеет существенный характер, проверяющий орган может направить в суд заявление о ликвидации некоммерческой организации.
Важный признак каждого из проанализированных ответов — министерство не запрещает и не предостерегает о недопустимости такой деятельности, но лишь обращает внимание на отсутствие ее прямого нормативного регулирования. Следовательно, по умолчанию сам факт открытия сбора пожертвований в цифровой валюте не будет нарушением закона, а значит, и не должен привести к претензиям от проверяющего органа.
Также стоит заметить, что в соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса, если гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). А при невозможности использования аналогии закона — общие начала и смысл гражданского законодательства (аналогия права) и требования добросовестности, разумности и справедливости.
Федеральная налоговая служба
Вопрос соответствия деятельности по сбору и получению пожертвований НКО в виде цифровой валюты действующему законодательству Российской Федерации относится к компетенции Минюста России.
Для рассмотрения и подготовки мотивированного ответа обращение по вопросу налогового учета поступлений в цифровой валюте перенаправлено в Управление ФНС по Москве.
УФНС России по Москве
В статье 251 Налогового кодекса приведен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Так, пунктом 2 статьи 251 кодекса предусмотрено, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления, в частности целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц и использованные по назначению.
При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 кодекса в указанные целевые поступления включены пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем следует учитывать, что в силу пункта 14 статьи 250 кодекса доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются внереализационными доходами и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Одновременно сообщается, что глава 25 кодекса не содержит особого порядка налогообложения доходов, получаемых налогоплательщиками при совершении операций с цифровой валютой.
Поступления цифровой валюты наравне с иными видами имущества относятся к доходам некоммерческой организации, и для их освобождения от налога применяются все те же условия. То есть они должны быть сделаны в виде пожертвования, а также использованы целевым образом. При этом НКО обязана вести обособленный учет доходов (расходов) в рамках таких поступлений.
Поэтому надлежащий финансовый (налоговый) учет пожертвований цифровой валюты, а также их тщательное документальное оформление должны исключить претензии налоговой инспекции.
Министерство финансов
Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте…» регулируются отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации.
Согласно указанному федеральному закону цифровая валюта признается имуществом только для целей:
1) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
2) Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
3) Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
4) Федерального закона «О противодействии коррупции».
В Гражданском кодексе понятия цифровой валюты, а также нормы о признании ее имуществом не закреплено.
Согласно статье 14 приведенного закона в России запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
Таким образом, установлен запрет на использование цифровой валюты на территории России в качестве средства платежа.
Кроме того, организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами, которые еще не приняты.
Ответ Минфина сильно отличается от позиции налоговой службы, поскольку министерство ставит под сомнение возможность признания цифровой валюты имуществом для гражданского законодательства.
Вместе с тем еще в 2021 году Минфин опубликовал письмо № 03-04-05/107093, в котором указал, что с учетом отсутствия в главе 25 Налогового кодекса РФ особого порядка налогообложения доходов, полученных при совершении операций с криптовалютой, указанные доходы налогоплательщика учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общем порядке.
Однако сама возможность получения дохода от операций с криптовалютой обусловлена необходимостью признания ее объектом гражданским прав, не ограниченным в обороте, — другими словами, имуществом, которое может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Также отсутствие федеральных законов, регулирующих обращение цифровой валюты в России, не будет являться проблемой, поскольку некоммерческая организация может использовать программы, сервисы и платформы для получения и последующей продажи цифровой валюты, которые принадлежат зарубежным компаниям, имеющим соответствующую лицензию для легального осуществления такой деятельности.
Как видим, мнения органов власти не отличаются единым подходом. Более того, могут меняться со временем. Тем важнее уделять повышенное внимание вопросам юридического оформления получения и использования пожертвований цифровой валюты, их финансовому учету, а также публичной отчетности — это позволит снизить риски негативных последствий и аргументированно ответить на возможные вопросы проверяющих органов.
Спасибо, что дочитали до конца!