- Знания
- 29 августа 2023, 10:00
- 3 минуты
Помощь военным и недоверие иноагентам. Как люди участвовали в благотворительности в 2023 году
Фонд «Нужна помощь» и агентство онлайн-исследований Tiburon Research в седьмой раз провели опрос интернет-пользователей из крупных городов об их участии в благотворительности.
Кому люди чаще помогали в 2023 году, как справился сектор после событий 2022 года и почему Евгений Пригожин оказался среди тех, кому жертвователи доверяют больше всего — приводим основные тезисы исследования.
Как и кому помогают люди
Согласно исследованию , за последний год 71% респондентов хотя бы раз участвовали в каких-либо активностях в поддержку благотворительных организаций. Этот показатель снизился на 4 процентных пункта по сравнению с прошлым годом и стал самым низким за всю историю наблюдений с 2017 года.
Чаще всего люди, как и прежде, помогают одеждой или продуктами, делают пожертвования в ящики-копилки в общественных местах или в интернете, отправляют смс на короткий номер. При этом, за последний год россияне стали чуть реже передавать вещи благотворительным организациям, но чаще жертвовать им наличными деньгами.
В 2022 году количество людей, которые участвовали в профессиональной благотворительности ежемесячно, сократилось – во многом это было связано с отключением платежных систем в России. Но в 2023 году эта тенденция не продолжилась. Возможно потому, что благотворительные организации находили новые возможности сбора пожертвований.
Например, практически каждый десятый респондент делал пожертвования в криптовалюте на кошелек организаций. Чаще это были мужчины до 35 лет с высоким уровнем ежемесячного дохода.
По словам директорки по привлечению средств фонда «Нужна помощь» Майи Соеровой, сектор, безусловно, адаптировался к внешним изменениям, но бурного роста частного фандрайзинга как не было, так и нет. Некоторые организации остаются в рабочем состоянии только потому, что еще год назад или уже в этом году так или иначе сократили свои программы, говорит она.
Платежные методы, которые перестали работать в прошлом году, успешно заменены — российский банкинг очень развит и гибко реагирует на все. Но говорить о том, что некоммерческий сектор растет и укрепляется, я не могу. Если продолжить выражаться финансовыми терминами, то я бы сказала, что сектор переживает рецессию, причем не только в плане финансов, но и в плане смыслов, идей, новых подходов и ответов на вопрос: «Зачем?»
Как внешние события влияют на выбор помощи
Самыми популярными направлениями помощи остаются сборы «на лечение детей» и на помощь бездомным животным. Но в 2023 году люди стали активнее помогать еще и «российским военным, добровольцам СВО и членам их семей». Это направление разделило третье место по распространенности пожертвований с организациями, которые помогают малоимущим. Его чаще поддерживали люди в возрасте 45–60 лет и жители Москвы.
Кроме этого, исходя из внешних обстоятельств, в 2022 году значительно выросла поддержка организаций, помогающих беженцам и мигрантам, но в 2023 произошел «откат» к более низким значениям.
В 2023 году снижение поддержки отмечается еще и у пострадавших от стихийных бедствий и военных конфликтов, которым в прошлом году люди стали помогать чаще. По мнению исследователей, снижение могло произойти в том числе за счет изменения инструментария: «перетекания» поддержки в сторону помощи российским военным, добровольцам СВО и членам их семей.
Список категорий, которым помогают меньше всего, не изменился. Это стигматизированные группы: люди с ВИЧ и разного рода зависимостями, заключенные.
Почему люди помогают
Основными мотивами помогать благотворительным организациям остаются сострадание и сочувствие нуждающимся. Но за последний год и здесь произошли некоторые изменения.
Например, люди стали чаще говорить о морально обязывающих мотивах — чувство долга как гражданина России и как верующего человека. Чувство гражданского долга было более выражено у мужчин, людей в возрасте 45–60 лет, жителей городов с населением 100–250 тысяч человек.
Как люди относятся к благотворительности в целом
Доверие фондам
В целом, людям по-прежнему не так важны название и репутация благотворительной организации, которым они помогают. Только 13% опрошенных обращали на это внимание при совершении пожертвования за последний год.
Не увеличивается и погруженность жертвователей в то, что происходит с их помощью в дальнейшем. Практически две трети респондентов, которые имели опыт пожертвований в благотворительную организацию в 2022 году, признались, что не отслеживали судьбу своих пожертвований.
Доверие к людям из благотворительности
Кроме того, что пользователи не очень обращают внимание на репутацию организаций и редко следят за движением своих пожертвований, они также не следят за публичными людьми, которые занимаются благотворительностью, и людьми внутри сектора.
Исследование показало, что более половины опрошенных затрудняются назвать даже одного человека из благотворительного сектора, которому бы они доверяли. Из тех, кого респонденты все-таки называли, абсолютное лидерство — у Константина Хабенского. В список известных людей, кому люди доверяют, также попали актриса и учредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова, президент России Владимир Путин и основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. При этом, Чулпан Хаматова возглавила и список тех, кому респонденты не доверяют больше всего. В него также вошли певцы Алла Пугачева и Филипп Киркоров.
Социолог-исследователь «Нужна помощь» Карина Пипия назвала попадание Евгения Пригожина в список тех, кому люди доверяют, символическим. Дело в том, что опрос проводился в период мятежа главы ЧВК «Вагнер», когда его имя было на слуху.
Практически всегда в открытых вопросах о доверии, неважно благотворителям или политикам, называют и имена вне сферы, о которой идет речь. Доверие – серьезная категория, серьезнее, чем одобрение (одобряют всегда больше, чем доверяют). Если человек ориентируется на чье-то мнение, доверяет ему, то он распространяет это доверие на все сферы. Здесь важнее не то, что россияне назвали Евгения Пригожина, а то что они практически не знают реальных благотворителей, таких как, например, Нюта Федермессер, которую отметили менее 1% населения.
Отношение к иностранным агентам в секторе
С 2021 года выросла доля россиян, которые знают, что статус «иностранного агента» может быть применен и к некоммерческой организации. Однако среди слышавших о законе респондентов нет единого мнения о том, почему НКО получают такой статус. Что указывает на непонимание происходящего.
Кроме этого, за последние два года выросла поддержка применение закона об «иностранных агентах» в отношении НКО, а готовность населения публично поддерживать организации с таким статусом и доверие к ним, напротив, снизились. При этом, молодые люди до 35 лет, жители Москвы и Санкт-Петербурга и регулярно поддерживающие благотворительные организации респонденты чуть лояльнее относятся к организации, которая может получить статус «иностранного агента».
Что мешает людям помогать
С 2022 года в настроениях жертвователей наметилась негативная тенденция – готовность людей жертвовать в благотворительные организации снизилась. Сами респонденты одной из основных трудностей к участию в благотворительности называют снижение доходов.
Кроме этого, люди по-прежнему не доверяют благотворительным организациям – в 2022 году об этом сказали больше 50% респондентов. Вероятно поэтому растет количество жертвователей, которые помогают напрямую нуждающимся в обход НКО.
Исследователи фонда предполагают, что в ситуации неопределенности у людей просто нет возможности разбираться в том, можно ли верить организациям, зачем нужно помогать системно и развивать благотворительный сектор. Проще помочь тому, кого знаешь и увидеть мгновенный результат, почувствовав контроль за своей и чужой жизнью.
Изучить исследование подробнее можно в отчете и дашборде.
Спасибо, что дочитали до конца!