18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • 7 сентября 2017, 12:25

Пользуясь случаем отдадим ежика в добрые руки

Фото Сергей Карпов для блога

У Жени Беленькой, руководителя проекта “Пользуясь случаем”, на рабочем столе сидит ежик из натуральных кожи и меха. Она называет его Ччи — это три последние буквы дорогого бренда, который этого ежика придумал и сшил. Женя руководит в фонде проектом “Пользуясь случаем”, а Ччи очень просто объясняет, как работает проект и зачем он был создан.

— Я очень надеюсь, что человек, который подарил мне этого ежика, не прочитает этот текст. Мне подарили его на День рождения. Он стоит около 300 евро, сделан из натуральной кожи и обшит натуральным мехом. Один известный итальянский бренд продает этих ежиков в качестве сувениров. Когда мне его подарили, конечно, было приятно, но совершенно непонятно, что с этим ежиком делать. По сути, проект «Пользуясь случаем» как раз про это. Можно получать бессмысленные подарки или вместо этого помочь тем, кому это очень нужно.

Теперь я всем, кто к нам приходит говорю:

Смотрите, это ежик, он стоит 300 евро и мне подарили его на день рождения. Может, вы подумаете, что не хотите на свой день рождения ежика, и вместо этого создадите событие “Пользуясь случаем” , чтобы ваши друзья перечислили деньги какому-нибудь из фондов, которым мы помогаем.

Ежик Ччи в тумане бессмысленности своего бытия

— У нас нет слогана, но я думаю так — хочешь помочь, повод найдется. День рождения, свадьба, крестины, именины, марафон или чемпионат мира по футболу — неважно. Главное, создать событие на сайте и поделиться с друзьями в соцсетях. C запуска в январе мы собрали почти 10 млн рублей без каких-либо вложений в рекламу. То есть все все это за счет эффекта сарафанного радио, обзвонов, просьб и работы со знаменитостями.

Что это за знаменитости

— В первую очередь, мы пошли к людям с большим количеством подписчиков в соцсетях. С актрисой Ириной Горбачевой у нас был первый громкий, успешный кейс. Она собирала на детский хоспис «Дом с маяком». Собрали в итоге 500 тысяч рублей.

C Ириной нам повезло. Она и сама очень много помогает, так что с большой радостью и интересом отнеслась к нашей идее. Мы ей предложили не только создать событие, но и стать нашим амбассадором. Знаменитость — знаменитости рознь. Человек должен быть осознанно в это вовлечен. Здесь должно быть четкое понимание, на что ты идешь. Просто ради пиара поговорить на камеру не работает. Отклик находит искренность. В этом слысле, я очень люблю кейс с Таней Задорожней и ее картинками. Он собрал больше миллиона или Баста, который, запинаясь и с подсказками пел «пусть бегут неуклюже».

Миллениалы и есть ли жизнь за МКАДом

— Здесь опять же показателен кейс с Бастой. Он собрал немного по общим меркам, 75 тысяч рублей. Но тут важно понимать, кто слушает Басту. Это миллениалы-регионалы. Там были пожертвования по 7 рублей. Так что в целом, эта история сработала неплохо, мы привлекли какую-то совершенно новую аудиторию. Это и есть цель «Пользуясь случаем» — рассказать о благотворительности и как она работает тем, кто раньше о ней и не помышлял. И я вижу, что наш проект действительно меняет ситуацию.

Иногда сложно достучаться до фондов. Большинство из них пока, к сожалению, не понимают, что мы даем им в руки удочку. Они хотят, чтобы им сразу приносили рыбу. И это большая проблема. C одной стороны, понятно, что у них не хватает ресурсов. Благотворительные фонды существуют в очень сложных условиях, в которых приходится выживать. Так что мне каждому приходится объяснять, что, мы создали инструмент, который отлично работает. Но мало создать сбор на странице «Пользуясь случаем». Если оно будет просто висеть у нас на сайте, его никто не увидит, как это было с Глюкозой. Суть в том, чтобы расшерить его в соцсетях, сделать так, чтобы его увидело как можно больше людей. Безусловно, у многих фондов не развиты соцсети, но у них есть волонтеры, а у тех — свои фейсбуки и вконтакты. У кого-то в друзьях 50 друзей, а у кого-то 500. Это армия.

Я пытаюсь до фондов донести простую мысль:

У вас есть армия. Раздайте своим волонтерам лопаты, пусть они идут и копают! И вот эту мысль как раз донести очень сложно.

Русский характер, хвастовство и скромность

— С русским характером тоже есть некоторые трудности. Многие люди не хотят публично заниматься благотворительностью. Это какое-то общее место — в России неприлично говорить о том, что ты кому-то помогаешь. Это бич, с этим трудно бороться. И ты говоришь людям, каким-то лидерам мнений: «Ты же можешь заразить стольких людей хорошей идеей». Но не все на это отвечают энтузиазмом. Это какое-то советское наследие. Как приехать на работу на «Волге», оставить ее за два квартала, чтобы, ни дай бог, кто-нибудь не увидел как ты хорошо живешь. Барьеры есть не только среди известных или обеспеченных людей. Кто-то стесняется, что может дать только сто рублей, а не 10 тысяч и не дает.

При этом, есть абсолютный полюс. Такие люди как Елена Смирнова(директор фонда «Созидание») , мать пятерых детей, чемпионка мира по прыжкам в воду среди профессионалов или Катя Бермант из фонда «Детские сердца» — такие люди зажигают других и создают суперуспешные прецеденты .

Женя пришла в благотворительность из бизнес-девелопмента в e-commerce. Помогала компаниям запускать новые продукты. По ее собственному признанию, в фонд «Нужна помощь» она пришла осознанно, до этого была волонтером нескольких фондов и просто захотела делать больше. Женя говорит, что в фонде “Нужна помощь” «впервые за 20 лет профессиональной жизни на 100% понимает, во что выливаются ее усилия».

Читайте также
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
Берегись «подснежника»: как безопасно водить зимой и не бояться это делать
1 марта
Опыт
«Все как у всех — только с бинтами»: монолог женщины, которая с рождения живет с буллезным эпидермолизом, но узнала об этом только в 30 лет
29 февраля