- Знания
- 24 августа 2022, 13:48
Образ сотрудника благотворительного фонда: мифы и реальность
Сегодня в России зарегистрировано несколько тысяч благотворительных организаций, но в обществе все еще мало знают о некоммерческой сфере и ее работниках. Вместе с сотрудниками НКО рассказываем о популярных стереотипах вокруг их работы, и объясняем, почему эти убеждения не имеют почти ничего общего с реальностью.
Как возникли мифы о работниках благотворительных фондов?
По мнению Алёны Удаленковой, менеджера по работе с частными донорами в фонде «Нужна помощь», большую роль в формировании образа сотрудника НКО сыграла история благотворительности в России.
Первые благотворительные организации появились еще в царской России, тогда в их деятельности участвовали светские дамы, которые делали это на филантропических началах. В Советском Союзе существовали добровольно-принудительные взносы во всякие общества, поэтому нельзя сказать, что это была благотворительность в том виде, в каком мы сейчас ее понимаем. По сути крупные благотворительные фонды начали открываться только в 90-х. Некоторые из них были филиалами зарубежных организаций и получали деньги от них. Какие-то НКО создали энтузиасты, которые по своей инициативе работали безвозмездно.
Так в обществе сложилось представление, что сотрудники благотворительных фондов — либо обеспеченные филантропы, либо волонтеры, которые руководствуются принципом «добрые дела нужно делать тихо и безвозмездно». Кроме того, в России до сих пор нет профильного образования — нельзя выучиться и стать профессиональным благотворителем, а потому многие относится к некоммерческий сфере несерьезно.
А из-за того, что информации о работниках некоммерческих организаций было очень мало, сформировались стереотипы даже об их внешнем виде: например, детям помогают сердобольные бабушки, а природоохраной занимаются странные ученые в больших очках и свитерах, которые постоянно ходят в походы.
Миф: сотрудники благотворительных организаций должны работать бесплатно
Некоторые люди убеждены, что все пожертвования должны идти на программы и подопечных НКО, а развивать благотворительный фонд можно только силами волонтеров.
У нас в фонде есть возможность помочь конкретному подопечному, и люди в большинстве случаев так и делают. А вот убедить людей жертвовать не адресно, а на системную работу фонда значительно сложнее. Тут возникают вопросы: «Почему я должен жертвовать на зарплаты сотрудников? Я не хочу платить вашим работникам, я хочу людям помогать».
Во многом этот стереотип сформировался из-за характера благотворительных сборов.
Ещё лет 15 назад многие НКО давили на жалость: мы бедные и несчастные, нам не хватает денег на операцию ребенку или на корм собаке, и никто не рассказывал о том, что это не разовая потребность, а системная проблема. Но когда тебе постоянно говорят, что деньги кончаются, не на что купить бинты или лекарство, мало кому придет в голову, что в фонде надо еще и выплачивать зарплату работникам — ведь как же сотрудник может писать, что организация считает последние копейки, и при этом сам жить нормально?
Правда
В благотворительных фондах есть много разных направлений, которые нужно постоянно совершенствовать — фандрайзинг, пиар, программная деятельность. Для этого необходимы профессионалы, и их работа не может быть бесплатна. Волонтеры занимаются помощью благотворительным организациям в свободное от работы время, но для сотрудников НКО развитие благотворительной сферы и есть работа.
Если фонды будут работать на волонтерских началах, то не смогут никому помочь.
Благотворительность — это про улучшение качества жизни, системный подход, эффективность и экспертность. Все эти вещи невозможны без полного вовлечения. Во все наши проекты включены зарплаты сотрудников, которые их реализуют, и доноры это прекрасно понимают.
Если зарплата будет рыночной, то в благотворительность будут приходить люди с хорошим образованием и релевантным опытом работы. Они помогут качественно развиваться благотворительности, и социальные изменения произойдут гораздо быстрее. По сути люди, которые могли бы стать сотрудниками НКО, выбирают компании, которые дают возможность получать нормальную зарплату.
Миф: в благотворительности работают только женщины
Правда
В НКО действительно трудится больше женщин, чем мужчин. Возможно, это связано с патриархальным обществом и определенными ожиданиями: содержание семьи обычно ложится на мужчину, поскольку социальный гнет в профессиональном плане на него выше. В благотворительной сфере зарплата ниже, чем в коммерческой на тех же должностях, и мужчины делают выбор в пользу более высокооплачиваемой работы.
Кому-то кажется, что мужчине непрестижно работать в НКО, ведь он должен быть кормильцем, а в фонде он ничего не заработает. Также распространен миф, что благотворительность — больше про жалость и эмоции, чем про системную работу, и сюда наслаивается стереотип, что жалостливые эмоциональные люди у нас только женщины.
Тем не менее в фондах немало сотрудников-мужчин.
Мне кажется, процент мужчин действительно ниже, но не то чтобы соотношение женщин и мужчин было 90/10. Совершенно точно мужчин в благотворительности полно — они работают и с подопечными, и с документами, и с деньгами. У нас в отделе фандрайзинга вообще четверо мужчин, и некоторые в шутку говорят, что нам завидует вся благотворительность. При этом я не помню, чтобы мне говорили, что я занимаюсь не мужским делом.
Анна Евина из Всемирного фонда дикой природы поделилась, что в финансово-административном департаменте и департаменте развития больше женщин, а вот среди экспертов-природоохранников преобладают мужчины.
Миф: сотрудники НКО — идеальные люди
У тех, кто работает в благотворительной сфере, нет вредных привычек, татуировок и хорошей машины. Они не ругаются матом, не выкладывают фото в купальнике, не ходят на вечеринки и никогда не злятся.
Правда
Конечно, в благотворительность редко приходят без желания помогать, это ценностный выбор — человек готов трудиться за меньшие деньги, но при этом быть причастным к социальным изменениям. Тем не менее профессиональная благотворительность — это работа, а не желание помогать в свободное время. Это такой же сектор экономики, как и другие, и в нем работают обыкновенные люди.
Я не встречала в некоммерческом секторе святых людей. Сотрудники НКО ездят в отпуск, матерятся, шутят и делают все, что делают обычные люди. Мне кажется, это один из самых вредных мифов, потому что он закрывает путь многим людям, которые хотят пойти в благотворительность, но считают, что не дотягивают до каких-то моральных стандартов. Это дистанцирует людей, которые работают в благотворительности, от всего остального общества.
Честно говоря, я не видел ни одного идеального человека в благотворительности за всю свою жизнь. Помню, кто-то из сотрудников WWF выложил фото со стаканом и с подписью: «Ну за тебя, WWFушка родной!», и в соцсетях был жуткий скандал по этому поводу. Многие люди по-прежнему считают, что если человек работает в благотворительном фонде, то он должен быть если не совсем святым, то хотя бы где-то на пути к этому.
Часто этот миф касается сотрудников некоммерческих организаций, помогающих людям с различными заболеваниями. Владимир Омелин привел пример: если ты работаешь в фонде, и твои подопечные — пациенты с раком, то когда люди узнают об этом, начинают сравнивать себя с тобой: «Я туда никогда не пойду работать, мне неловко, страшно, этим занимаются сверхлюди».
Однако часть благотворительного сообщества поддерживает идеализированный образ своих работников.
Многие фонды сознательно выстраивают имидж сотрудников как святых людей и просят не выкладывать фото с вечеринки или с отдыха на курортах — мы ведь благотворительный фонд, доноры могут подумать, что мы живем как обычные люди якобы на их деньги. В короткой перспективе, может быть, это кому-то облегчит жизнь — на тебя лишний раз не нападут в социальных сетях из-за того, что у тебя сотрудник пьет вино в дорогом ресторане, но в перспективе эта стратегия совершенно не рабочая. Если ты говоришь, что сотрудники у тебя едят чуть ли не солнечную энергию (а это по умолчанию невозможно), то как ты объяснишь те же самые административные расходы?
Миф: команда благотворительной организации каждый день взаимодействует с подопечными
Правда
В благотворительных фондах много направлений: есть отдел фандрайзинга, пиар-специалисты, маркетинг, бухгалтеры, юристы. Все эти сотрудники помогают подопечным, но опосредованно, и работают в офисе.
Мне говорили: «Ой, у вас же такая тяжелая работа, это же каждый день встречаться с людьми, которые болеют раком, а зачем это нужно…». Я действительно общаюсь с подопечными, пишу про них тексты, но не сижу с ними в палате. Даже ни разу не был в НМИЦ гематологии, где лечатся большинство наших подопечных. Каждый день с ними взаимодействуют координаторы программ, но, мне кажется, это 15-20% от всех сотрудников фонда. Все остальное — операционная, невидимая часть, и она огромная.
Да-да, с утра встал, погладил тигра. Мои друзья и родственники представляли себе, что раз я устроилась работать в фонд, то теперь и в Москве-то не бываю — постоянно в экспедициях с животными в обнимку. У нас в фонде даже есть смешная картинка «чем я занимаюсь по мнению родителей, друзей, родственников», и там фотографии красивых видов природы, а на самом деле я сижу в офисе перед компьютером и бумажки анализирую. Встреч с нашими подопечными не происходит, но на самом деле это хорошо, потому что дикая природа и люди не очень хорошо сосуществуют вместе, поэтому чем меньше мы взаимодействуем, тем лучше. Но моя работа сильно повлияла на характер моих путешествий, я была в очень многих уголках нашей страны, в заповедниках и национальных парках.
Как избавляться от стереотипов про сотрудников НКО?
Владимир Омелин из Фонда борьбы с лейкемией считает, что все дело в незнании. Люди начинают фантазировать на основании того, что они где-то видели, слышали. Чем больше рассказывать о том, как обстоит дело на самом деле, тем меньше будет пространства что-то додумывать.
Сотрудники фондов могут сами рассказывать о себе и свой жизни. Вот, например, Лида Мониава (учредитель фонда «Дом с маяком» — прим.ред.) ведет блог, ее очень многие знают, и не только из благотворительной сферы. Лида молодая женщина, которая получает нормальную зарплату, не стесняется об этом писать, ходит на тусовки, путешествует и старается влить жизнь в подопечных а не закрыть их в ПНИ или где-то еще.
Важно поддерживать имидж благотворительного фонда как профессиональной организации — если НКО делает классные штуки, я понимаю, что и люди там такие же. С другой стороны — рассказывать о сотрудниках, делать их более человечными. У hh.ru есть замечательный проект про сотрудников благотворительных фондов. Такие материалы отлично борются с мифами и привлекают новых людей в благотворительную сферу. Когда ты видишь, что в НКО работают совершенно обычные люди, начинаешь рассматривать себя на эту роль. Можно делать рассылки о работниках благотворительной организации, рассказывать о них в соцсетях — какую музыку слушают, что любят читать, какие фильмы смотрят, — это очень сближает аудиторию и фонд.
Спасибо, что дочитали до конца!