Разбираемся, кто такие наставники и почему они так нужны детям-сиротам.
Воспитанники российских детских домов после выпуска нередко оказываются не готовы к жизни за пределами учреждения. Они растут в коллективе, такие условия не способствуют индивидуальному развитию и поддерживающей подготовке к выпуску. Таким детям помогают наставники — взрослые люди, прошедшие специальную подготовку, и готовые дать индивидуальное внимание и поддержку. Наставники работают не только в детских домах, но и в некоторых больничных учреждениях и психоневрологических интернатах.
В России наставников для детей из сиротских учреждений готовят некоммерческие организации. Мы поговорили с представителями фондов «Домик детства», «Арифметика добра» и «Волонтеры в помощь детям-сиротам», чтобы узнать о том, как работает институт наставничества и чем можно помочь выпускнику детского дома.
Кто такие наставники?
Практику наставничества давно используют в образовательной, профессиональной сферах. По словам Анастасии Сорокиной из «Арифметики добра», в Россию наставничество, как проект помощи детям в трудной жизненной ситуации, попал из США. Там с 1904 года работает организация «Старшие братья старшие сестры» (Big brothers, Big sisters, BBBS) — одна из крупнейших и старейших в стране. Волонтеры из BBBS помогают детям из семей военных, работают с детьми, чьи родители оказались в тюрьме. Наставники также работают в американских школах.
В России же чаще всего наставник помогает выпускнику или воспитаннику детского дома адаптироваться к жизни вне стен учреждения. Разумеется, такая помощь нужна не всем детям из сиротских учреждений — это зависит от многих факторов.
Я бы не стал говорить, что все выпускники детских домов одинаково не подготовлены, или все одинаково плохо подготовлены. Выпускник коррекционной школы-интерната куда менее готов к самостоятельной жизни, чем выпускник какого-нибудь благополучного учреждения, находящегося в городе-миллионнике.
Ребята, которые росли в детском доме в крупном городе, чаще всего имеют возможность выходить в магазин, у них есть карманные деньги, благодаря этому они учатся тратить, покупая жвачки и лимонад. У них есть опыт общения с волонтерами и опыт наблюдения за жизнью в большом городе. Общественный транспорт, крупные супермаркеты, кинотеатры не становятся для них чем-то невообразимо новым.
Имеет значение, в каком возрасте ребенок попал в государственное учреждение. Ребенок-отказник, находящийся там с рождения, или ребенок, попавший туда в подростковом возрасте — разные. Одно дело, если ты всю жизнь в системе и заперт в четырех стенах, другое — если ты имел опыт в жизни семье, наблюдения за моделью семьи, за тем, как мама с папой работают и воспитывают детей.
Что наставник может сделать для ребенка?
У наставника широкий круг задач, который формируется от потребностей ребенка. В процессе общения взрослый понимает, какие пробелы в жизни подопечного он может закрыть.
Например, ребенок не знает простых, бытовых вещей, просто не было возможности увидеть, как это делается, нет примера. В таком случае с наставником это можно попробовать. Электричество откуда-то берется, а то, что за него платить надо, в голову не приходит. И ребята не знают, что для оплаты электричества нужно выделять определенное количество денег, что надо платить ежемесячно. Что многое зависит от того, сколько ты тратишь. Если не выключаешь свет… А в детском доме свет частенько и по ночам может гореть в коридоре! В своей квартире ты так не сделаешь, потому что ты платишь за это.
Простые вещи, которые кажутся нам с вами естественными, для них не всегда бывают нормой. В ежедневном взаимодействии наставник своим опытом показывает жизнь вне детского дома.
«Домик детства» помогает иначе — выпускники детских домов сами обращаются за помощью в проект «Центр взросления», узнавая о нем из интернета или по сарафанному радио. Это место, где можно получить психологическую и юридическую поддержку, а также научиться готовить, шить, работать в столярной мастерской и выращивать овощи и фрукты на приусадебном участке.
«Центр взросления» — это место принятия, куда можно прийти даже просто побыть. Поесть, погреться, провести время. Кров, еда, досуг — это базовые вещи, которые мы предоставляем всем. Дальше по мере знакомства и по мере необходимости выявляем потребности, или человек сам рассказывает.
Это может быть психологическая помощь — у нас два раза в неделю проходят группы с психологом. По мере необходимости проходят индивидуальные консультации. Плюс есть юридическая помощь. У нас соглашение с адвокатом, мы направляем ребят к нему за разовой консультацией или для ведения дел. К сожалению, у подопечных часто бывают проблемы с законом, нужно сопровождение в судах. Начиная от написания иска и обжалования, до поездок на зону и передачек.
У девушек, которые к нам обращаются, случаются ранние беременности. Мы оказываем поддержку и на этапе беременности, и на этапе воспитания ребенка. У нас есть отдельный воспитатель, который занимается детьми наших детей. Из-за отсутствия модели семьи и отсутствия возможности наблюдения за воспитанием их самих, они не знают, как воспитывать своих детей. Приходится этому учить.
Какую подготовку проходят наставники и как они работают с подопечными?
Чтобы стать наставником, необходимо пройти обучение — для этого нужно обратиться в некоммерческую организацию, у которой есть подобный проект. Программа и длительность курса варьируются в разных НКО. Например в «Арифметике добра» обучение состоит из двух этапов. Первый — онлайн школа наставников, где желающие самостоятельно погружаются в тему социального сиротства, знакомятся с поведенческими особенностями подростков, воспитывающихся в детских домах. Второй этап — очный тренинг и консультация с психологом. По окончании полного курса выдается сертификат о прохождении школы наставников. Наставничество — это волонтерство, добровольцы не получают за это деньги.
Во время обучения наставников настраивают, что работа с ребенком — это длительный процесс. Выстраивание отношений в паре может занимать до полугода, только после этого потом наставник может что-то донести до ребенка, чему-то научить через собственный опыт и пример. Если контакт сложился, общение длится до тех пор, пока ребенку нужна поддержка. С течением времени, отношения между наставником и подростком могут переходить в дружеские или естественным образом сходить на нет, когда повзрослевшему подшефному уже не так нужна поддержка, потому что он выстроил свою жизнь.
После успешного прохождения курсов будущий наставник должен собрать документы. В зависимости от учреждений и обучающей НКО набор справок может меняться. Например, могут понадобиться справка об отсутствии судимости, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров — конкретную информацию о необходимых документах наставнику сообщат в некоммерческой организации. Также иногда требуют справку о прививке от коронавируса или свежий ПЦР-тест.
Помимо того, что будущий наставник обязан подходить по формальным требованиям (пройти обучение и собрать документы), он также должен уметь хорошо общаться, выстраивать диалог, быть ответственным и эмоционально зрелым человеком.
Если вы просто сердечный человек с широкой душой и горите желанием помочь детям — этого мало. Если подумать, то тут не сердечность и широта души ставится во главу угла, а ваш жизненный опыт. Те полезные навыки жизни в социальной среде, которые вы можете передать ребенку. Что толку от того, что вы его будете баловать? Как это поможет ему, когда он останется один? Я бы сказала, что куда более важно доверие между наставником и подопечным, а также уважение к своему наставнику, как к человеку. Чтобы это доверие заслужить, наставнику нужно добиться хоть какого-то результата в собственной жизни, иметь опыт в различных сферах жизни.
Мой опыт работы в проекте весьма невелик — в апреле исполнится год. Мой воспитанник выпускается в 2022 году. При всех сложностях, есть то, что мне безумно нравится. Мне нравится, когда мой ребенок смеется, первым пишет в чате, задает мне вопросы, делится планами на учебу. Когда рассказывает, что произошло в школе. Когда присылает фото своего рисунка.
Это такие простые, на первый взгляд, вещи говорят о многом — мы становимся ближе, он все больше мне доверяет. Это делает меня по-настоящему счастливой. Это лишний раз убеждает, что я делаю все правильно, что мое участие не бесполезно.
При создании наставнической пары учитывают разные аспекты: темперамент и характер, интересы, возможности наставника и потребности ребенка. Берется во внимание даже возраст — например, в «Арифметике добра» разница между ребенком и взрослым должна быть не менее 10 лет, а также девушкам-подросткам не подбирают наставника-мужчину. В «Волонтерах в помощь детям-сиротам» для участия в программе наставничества нужно достичь 27 лет.
Пару подбирают координатор и психолог. После обучения наставники проходят собеседование у психолога. Если оно прошло успешно, то наставник попадает ко мне. Я с ним общаюсь и понимаю, в какое учреждение и к какому ребенку он мог бы подойти. Каждого человека мы обсуждаем с психологом, он мне рассказывает свое видение.
Далее мы едем к ребенку. С ним до нашей встречи тоже проводится работа. Ему рассказывают про программу, объясняют, зачем это нужно, и спрашивают, хочет ли он себе наставника. Если ребенок отказывается, то наставника мы к нему не прикрепляем.
Иногда бывает так, что человек вначале отказывается, а потом спустя несколько месяцев меняет свое решение. В целом сейчас дети уже знают про наставничество. У их друзей есть наставники, они видят чужой опыт и уже понимают, для чего это. Они приходят к персоналу детского дома и говорят: «Мне нужен наставник, я хочу!» То есть инициатива может исходить и от ребенка и от воспитателей учреждения, которые понимают, что какому-то ребенку очень нужен такой старший друг.
Уже на первой встрече с наставником становится понятно, контакт сложился или нет. Мы оставляем за ребенком право решить, хочет он продолжать общение или не хочет.
Мы поддерживаем волонтеров-наставников. Они всегда на связи со мной, у каждого наставника есть сопровождающий психолог от фонда. Он созванивается с ним раз в месяц, для того чтобы обсудить, что волнует в отношениях, что можно попробовать делать по другому и поделиться тем, что получается. Такие встречи также являются профилактикой выгорания волонтеров и разрыва отношений.
Также раз в месяц-полтора проходят проходят групповые встречи для наставников, на которых наставники делятся опытом, обсуждают свои вопросы, проблемы и способы их решения. В них участвуют .как опытные наставники, так и новые и это позволяет видеть картинку того что происходит в отношениях с ребенком шире и понимать какие есть закономерности, обмениваться идеями.
Один волонтер сказал, что если придумать метафору, то наставник — это земледелец. Мы засеваем поле и спустя время видим, что какие-то семена взошли. Чтобы увидеть ростки, всем нужно разное время — кому-то месяцы, а кому-то годы. Но это редко бывает быстрым процессом.
Организации, которые готовят наставников или помогают выпускникам и подопечным из детских домов:
Фонд «Арифметика добра» — https://www.a-dobra.ru/
Фонд «Благо» (Воронеж) — https://blago-vrn.ru/
Фонд «Верю в чудо» (Калининград) — https://www.deti39.com/
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» — https://otkazniki.ru/
Фонд «Дети наши» (Москва, Смоленская область) — https://detinashi.ru/
Общественная организация «Домик детства» (Самарская область) — https://domikdetstva.ru/
«Старшие Братья Старшие Сестры России» — http://www.nastavniki.org/
Фонд «Семья детям» (Екатеринбург) — https://family2children.ru/
Фонд «Счастливые дети» (Красноярск) — https://happydeti24.ru/
Фонд «Солнечный город» (Новосибирск) — https://www.sgdeti.ru/
Фонд «Дети Марии» — https://mariaschildren.ru/
Фонд «Бюро добрых дел» — https://burodd.ru/
Фонд «Яркая жизнь» (Ленинградская область) — https://brightlifefund.ru/
Спасибо, что дочитали до конца!