- Знания
- 9 декабря 2022, 16:17
Кибербуллинг в России: кто становится жертвой и почему его трудно остановить
Согласно опросам VK 24% пользователей хоть раз подвергались травле в сети, 41% были свидетелями кибербуллинга. Мы попросили психолога-методиста фонда «Полдень» Анну Горовую объяснить, как происходит кибербуллинг, кто становится его жертвой и почему мы не можем это остановить.
Что такое кибербуллинг?
Кибербуллинг — это любая травля в сети, проявление нетерпимости по отношению к другому человеку, оскорбления, нападки. Кибербуллинг включается в себя понятия троллинг и моббинг. Троллинг — это определенное насмешливое отношение одних пользователей к другим. А кибермоббинг — это когда группа ополчается против одного пользователя и начинает его систематическую травлю.
Почему вообще появился кибербуллинг?
Скорее всего, это связано с тем, что большое количество групп получало доступ к сети — пространству, в котором не обозначены нормы общения. И все те явления, которые имеют место в нашей реальности, в том числе травля, перекочевали туда. Это все отягощается тем, что в интернете можно сохранять анонимность, поэтому какие-то вещи делать гораздо проще, потому что тебя не видят. Это плодородная почва для развития травли.
Кибербуллинг начал распространяться в подростковых коллективах. Но и взрослые тоже страдают от травли, особенно если это связано с какими-то социально-значимыми высказываниями, которые могут вызвать хейт пользователей. В таких случаях чаще всего начинается массовая травля взрослого человека.
Какие причины кибербуллинга?
Есть исследования, которые говорят, что основная причина кибербуллинга — это желание развлечься. Но также это отсутствие культуры, отсутствие понимания последствий и ощущение, что есть безнаказанность, возникновение иллюзии, что ты можешь творить все, что угодно, с кем угодно и тебе за это ничего не будет. Причиной может стать высказывание, позиция, в каких-то случаях — переход реальной травли (в классе, например) в киберсреду.
Роли в кибербуллинге такие же, как и в обычной травле: есть агрессор, свидетели и жертвы. Травля всегда происходит при молчаливой поддержке свидетелей. Также есть наиболее близкие к агрессору люди, которые могут не молчать, а напротив активно поддерживать происходящее. А есть наблюдатели, которые попустительствуют — они никак не говорят, что против происходящего, и у агрессора появляется ощущение, что группа его поддерживает, а его агрессивные проявления могут из-за этого даже усиливаться.
Как кибербуллинг влияет на всех участников травли?
Тут примерно такие же зависимости, как в обычной травле. У жертвы — депрессивные проявления, тревожность, агрессия, чувство вины, стыда. У свидетелей — чувство тревоги, потому что, когда ты находишься в небезопасном пространстве, есть риск, что ты станешь следующей жертвой. У агрессоров — когда травля не останавливается, их деструктивные паттерны поведения начинают подкрепляться и ощущение того, что ты в безопасности и можешь творить, что угодно, усиливается. Из-за этого увеличивается уровень криминальности поведения.
Но разве кибербуллинг может быть по-настоящему травмирующем? Это же не реальные угрозы?
Травля в киберсреде — это достаточно опасно, потому что там у человека нет возможности спрятаться. Мы все так или иначе публичные люди, это часть нашей жизни, и мы должны заходить в публичное пространство — как минимум по работе или учебе.
Сейчас политика многих соцсетей улучшается, потому что о проблеме говорят. Это тема, которая активно муссируется в обществе и требует мер. Сейчас ты можешь закрыть профиль, пожаловаться на пользователя, заблокировать его. Но нужно понимать, что невозможно изолироваться и ни с кем не общаться, это сильно влияет на ощущение социальной жизни человека и может спровоцировать тревожные и депрессивные состояния. Сейчас у многих в интернете жизнь гораздо активнее, чем в реальности. И в реальности ты можешь спрятаться от травли, например, дома. В сети, даже если ты заблокируешь обидчиков, все равно будешь находиться в школьных чатах, группах, сообществах, где травля может продолжаться.
Почему жертвы умалчивают о проблеме?
Рассказывать про такой опыт очень неловко. И это проблема не травли, а детско-родительских отношений, и в принципе отношения к буллингу в обществе. К сожалению, многие родители считают, что если тебя травят, ты должен сам с этим справиться, сам за себя постоять. Есть распространенные мнения вроде: «у нас в школе это было и ничего, выросли», «все через это проходят», «это естественно для подростков». Но нет, для подростков это не очень естественно. Травля может быть естественной реакцией для людей, которые находятся в закрытых учреждениях без учета их потребностей и желаний. Например, в армии или в тюрьме. А вот в интернете все по-другому: мы сами выбираем, где нам находиться. Например, мы сидим в группе любителей компьютерных игр или чего угодно еще, для нас ценностно это важно. Если в таком сообществе происходит травля, то это бьет сильнее, потому что тебя выгоняют не из класса, который тебе может быть противен, а из места, где тебе хочется находиться. Об этом еще труднее рассказать взрослым, потому что они эти твои ценности могут не разделять.
Как взрослому помочь жертве буллинга?
В первую очередь, это вопрос возраста. Если это подросток, с ним нужно разговаривать о том, что это ненормально, и что на это нужно жаловаться. Родителю важно объяснять, каким образом ребенок может обезопасить свой аккаунт. Объяснить, что происходящее — это не его вина, а травля — это наказуемая вещь. У нас есть законодательные акты, которые контролируют и оскорбления, и преследование. Про это надо разговаривать и ни в коем случае не винить ребенка, не говорить «сам виноват, что туда полез», надо поддерживать и помогать.
Почему учителя часто игнорируют проблему травли и кибербуллинга?
На самом деле, учителя сами часто запускают травлю. Это достаточно популярная история, когда в классе появляется «неудобный» ребенок (гиперактивный, невнимательный, плохо пишет и так далее), и учитель начинает его травить. Есть много случаев, когда учитель открытым текстом говорит родителям: «Ваш ребенок в нашем классе учиться не может. У меня образцово-показательный класс, таким как вы здесь не место». И это травля. Другие дети видят, что так можно, и сами начинают над этим ребенком смеяться. Так запускается механизм.
Кроме того, учителя, находясь в школе, часто сами находятся в ситуации коллективного давления, когда ты должен соответствовать определенным нормам — показатели должны быть хорошими. Если показатели плохие, с учителей начинают снимать нагрузку, дают «плохие» классы. В этой ситуации учитель сам себя чувствует бесправным. Он не понимает, что может сделать с травлей, и находится в ситуации беспомощности. Но вообще есть случаи, когда учитель просто фразой «у нас здесь другие нормы, мы в нашем классе так себя не ведем» останавливал травлю. И это, конечно, задача учителя — наладить отношения с классом, установить такие нормы и ценности, которые травлю остановят. Есть проект «Травли Нет», они делают очень хорошие методички для учителей и ведут просветительскую работу в этом направлении.
Есть ли какое-то наказание для агрессоров?
В российском законодательстве есть статьи за публичные оскорбления, где наказание — штраф до 10 000 рублей. Но если это реальные угрозы жизни и здоровью, возможно лишение свободы сроком на 2 года. Для того, чтобы обращаться в суд, необходимо собирать доказательства, то есть сохранять все комментарии и послания с угрозами.
Что делает фонд «Полдень»?
Мы работаем с подростками через игры. Мы проводим их в школах и колледжах Москвы. Например, у нас есть игры, которые направлены на осознание того, что такое травля и как с этим справиться. Есть игры, которые направлены на кибербуллинг. Как это происходит: ребята попадают в ситуацию, когда сначала они сами являются хакерами, которые воруют информацию из соцсетей и решают, что с ней делать, а потом они становятся жителями города, которые должны наказать обидчиков, которые информацию выложили или кому-то переслали. После этого у нас проходит сессия рефлексивного анализа, на которой мы с ребятами обсуждаем полученный в игре опыт и перекладываем его на жизнь. И как раз в моменты рефлексии они могут поделиться, рассказать, что с ними происходило, каким образом они с этим справлялись, что им помогало, рассказывали ли они родителям или взрослым. Здесь еще есть момент групповой поддержки – ребята могут выработать в группе способы поддержки человека, который оказался подвержен кибербуллингу.
Спасибо, что дочитали до конца! Работу фонда «Полдень» можно поддержать по ссылке.