18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Кибербуллинг в России: кто становится жертвой и почему его трудно остановить

Согласно опросам  VK 24% пользователей хоть раз подвергались травле в сети, 41% были свидетелями кибербуллинга. Мы попросили психолога-методиста фонда «Полдень» Анну Горовую объяснить, как происходит кибербуллинг, кто становится его жертвой и почему мы не можем это остановить.

Что такое кибербуллинг?

Кибербуллинг — это любая травля в сети, проявление нетерпимости по отношению к другому человеку, оскорбления, нападки. Кибербуллинг включается в себя понятия троллинг и моббинг. Троллинг — это определенное насмешливое отношение одних пользователей к другим. А кибермоббинг — это когда группа ополчается против одного пользователя и начинает его систематическую травлю. 

Почему вообще появился кибербуллинг?

Скорее всего, это связано с тем, что большое количество групп получало доступ к сети — пространству, в котором не обозначены нормы общения. И все те явления, которые имеют место в нашей реальности, в том числе травля, перекочевали туда. Это все отягощается тем, что в интернете можно сохранять анонимность, поэтому какие-то вещи делать гораздо проще, потому что тебя не видят. Это плодородная почва для развития травли.

Кибербуллинг начал распространяться в подростковых коллективах. Но и взрослые тоже страдают от травли, особенно если это связано с какими-то социально-значимыми высказываниями, которые могут вызвать хейт пользователей. В таких случаях чаще всего начинается массовая травля взрослого человека. 

Какие причины кибербуллинга? 

Есть исследования, которые говорят, что основная причина кибербуллинга — это желание развлечься. Но также это отсутствие культуры, отсутствие понимания последствий и ощущение, что есть безнаказанность, возникновение иллюзии, что ты можешь творить все, что угодно, с кем угодно и тебе за это ничего не будет. Причиной может стать высказывание, позиция, в каких-то случаях — переход реальной травли (в классе, например) в киберсреду. 

Роли в кибербуллинге такие же, как и в обычной травле: есть агрессор, свидетели и жертвы. Травля всегда происходит при молчаливой поддержке свидетелей. Также есть наиболее близкие к агрессору люди, которые могут не молчать, а напротив активно поддерживать происходящее. А есть наблюдатели, которые попустительствуют — они никак не говорят, что против происходящего, и у агрессора появляется ощущение, что группа его поддерживает, а его агрессивные проявления могут из-за этого даже усиливаться.

Как кибербуллинг влияет на всех участников травли?

Тут примерно такие же зависимости, как в обычной травле. У жертвы — депрессивные проявления, тревожность, агрессия, чувство вины, стыда. У свидетелей — чувство тревоги, потому что, когда ты находишься в небезопасном пространстве, есть риск, что ты станешь следующей жертвой. У агрессоров — когда травля не останавливается, их деструктивные паттерны поведения начинают подкрепляться и ощущение того, что ты в безопасности и можешь творить, что угодно, усиливается. Из-за этого увеличивается уровень криминальности поведения. 

Но разве кибербуллинг может быть по-настоящему травмирующем? Это же не реальные угрозы?

Травля в киберсреде — это достаточно опасно, потому что там у человека нет возможности спрятаться. Мы все так или иначе публичные люди, это часть нашей жизни, и мы должны заходить в публичное пространство — как минимум по работе или учебе.

Сейчас политика многих соцсетей улучшается, потому что о проблеме говорят. Это тема, которая активно муссируется в обществе и требует мер. Сейчас ты можешь закрыть профиль, пожаловаться на пользователя, заблокировать его. Но нужно понимать, что невозможно изолироваться и ни с кем не общаться, это сильно влияет на ощущение социальной жизни человека и может спровоцировать тревожные и депрессивные состояния. Сейчас у многих в интернете жизнь гораздо активнее, чем в реальности. И в реальности ты можешь спрятаться от травли, например, дома. В сети, даже если ты заблокируешь обидчиков, все равно будешь находиться в школьных чатах, группах, сообществах, где травля может продолжаться. 

Почему жертвы умалчивают о проблеме?

Рассказывать про такой опыт очень неловко. И это проблема не травли, а детско-родительских отношений, и в принципе отношения к буллингу в обществе. К сожалению, многие родители считают, что если тебя травят, ты должен сам с этим справиться, сам за себя постоять. Есть распространенные мнения вроде: «у нас в школе это было и ничего, выросли», «все через это проходят», «это естественно для подростков». Но нет, для подростков это не очень естественно. Травля может быть естественной реакцией для людей, которые находятся в закрытых учреждениях без учета их потребностей и желаний. Например, в армии или в тюрьме. А вот в интернете все по-другому: мы сами выбираем, где нам находиться. Например, мы сидим в группе любителей компьютерных игр или чего угодно еще, для нас ценностно это важно. Если в таком сообществе происходит травля, то это бьет сильнее, потому что тебя выгоняют не из класса, который тебе может быть противен, а из места, где тебе хочется находиться. Об этом еще труднее рассказать взрослым, потому что они эти твои ценности могут не разделять.

Как взрослому помочь жертве буллинга? 

В первую очередь, это вопрос возраста. Если это подросток, с ним нужно разговаривать о том, что это ненормально, и что на это нужно жаловаться. Родителю важно объяснять, каким образом ребенок может обезопасить свой аккаунт. Объяснить, что происходящее — это не его вина, а травля — это наказуемая вещь. У нас есть законодательные акты, которые контролируют и оскорбления, и преследование. Про это надо разговаривать и ни в коем случае не винить ребенка, не говорить «сам виноват, что туда полез», надо поддерживать и помогать. 

Почему учителя часто игнорируют проблему травли и кибербуллинга?

На самом деле, учителя сами часто запускают травлю. Это достаточно популярная история, когда в классе появляется «неудобный» ребенок (гиперактивный, невнимательный, плохо пишет и так далее), и учитель начинает его травить. Есть много случаев, когда учитель открытым текстом говорит родителям: «Ваш ребенок в нашем классе учиться не может. У меня образцово-показательный класс, таким как вы здесь не место». И это травля. Другие дети видят, что так можно, и сами начинают над этим ребенком смеяться. Так запускается механизм. 

Кроме того, учителя, находясь в школе, часто сами находятся в ситуации коллективного давления, когда ты должен соответствовать определенным нормам — показатели должны быть хорошими. Если показатели плохие, с учителей начинают снимать нагрузку, дают «плохие» классы. В этой ситуации учитель сам себя чувствует бесправным. Он не понимает, что может сделать с травлей, и находится в ситуации беспомощности. Но вообще есть случаи, когда учитель просто фразой «у нас здесь другие нормы, мы в нашем классе так себя не ведем» останавливал травлю. И это, конечно, задача учителя — наладить отношения с классом, установить такие нормы и ценности, которые травлю остановят. Есть проект «Травли Нет», они делают очень хорошие методички для учителей и ведут просветительскую работу в этом направлении.

Есть ли какое-то наказание для агрессоров?

В российском законодательстве есть статьи за публичные оскорбления, где наказание — штраф до 10 000 рублей. Но если это реальные угрозы жизни и здоровью, возможно лишение свободы сроком на 2 года. Для того, чтобы обращаться в суд, необходимо собирать доказательства, то есть сохранять все комментарии и послания с угрозами.

Что делает фонд «Полдень»?

Мы работаем с подростками через игры. Мы проводим их в школах и колледжах Москвы. Например, у нас есть игры, которые направлены на осознание того, что такое травля и как с этим справиться. Есть игры, которые направлены на кибербуллинг. Как это происходит: ребята попадают в ситуацию, когда сначала они сами являются хакерами, которые воруют информацию из соцсетей и решают, что с ней делать, а потом они становятся жителями города, которые должны наказать обидчиков, которые информацию выложили или кому-то переслали. После этого у нас проходит сессия рефлексивного анализа, на которой мы с ребятами обсуждаем полученный в игре опыт и перекладываем его на жизнь. И как раз в моменты рефлексии они могут поделиться, рассказать, что с ними происходило, каким образом они с этим справлялись, что им помогало, рассказывали ли они родителям или взрослым. Здесь еще есть момент групповой поддержки – ребята могут выработать в группе способы поддержки человека, который оказался подвержен кибербуллингу. 

Спасибо, что дочитали до конца! Работу фонда «Полдень» можно поддержать по ссылке.

Материалы по теме
Опыт
Нет буллингу: как остановить травлю в школе
1 сентября
Культура
Рассказ «Волосы» из сборника «Бу! Леденящие душу сказки про буллинг»
21 октября
Знания
«Травля любит тишину»: что такое буллинг и как с ним бороться
17 октября
Читайте также
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
Берегись «подснежника»: как безопасно водить зимой и не бояться это делать
1 марта
Опыт
«Все как у всех — только с бинтами»: монолог женщины, которая с рождения живет с буллезным эпидермолизом, но узнала об этом только в 30 лет
29 февраля