18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

«Идеальный расклад — распределенная опека совместно с НКО»: колонка «Открытой среды» о новых поправках в законе о социальной защите людей с инвалидностью

Анна Малова, руководитель организации «Открытая среда», член управляющего совета ассоциации «Аутизм-Регионы», поделилась мыслями и тревогами по поводу новых поправок к закону о социальной защите людей с инвалидностью.

Что случилось?

В конце апреля были опубликованы поправки к закону о социальной защите людей с инвалидностью, закрепляющие понятия сопровождаемого проживания и трудоустройства, 3 мая они были приняты, а с 1 сентября 2023 года они вступают в силу. Пока очень мало информации, и говорить о главных изменениях мы сможем, когда увидим предложенные механизмы определения нуждаемости в степени сопровождения и вообще механизмы реализации сопровождаемого проживания. Я уверена, что позитивные изменения в жизни людей с инвалидностью прямо связаны именно с сопровождаемым проживанием, но наибольший эффект можно получить только привлекая к разработке процессов профильные НКО. Все еще нужно думать ораспределенной опекеПо ней у человека с ментальной инвалидностью может быть несколько опекунов, и это могут быть и физические, и юридические лица. То есть в том числе НКО. Сейчас после потери опекуна человек отправляется в ПНИ, и единственным опекуном становится директор интерната.  .

А как было?

Когда закона не было, несмотря на то, что были методические рекомендации от Министерства труда по сопровождаемому проживанию, само понятие сопровождаемое проживание, как социальной услуги не было закреплено в законодательстве. И, на самом деле, это большой прорыв то, что теперь есть закрепленное понятие и основы механизма реализации сопровождаемого проживания уже заложены.

Конечно, вызывает тревогу то, что во многом реализация, насколько мы понимаем и насколько сейчас можно судить по тем поправкам, которые вышли, перекладывается на регионы. И тревога во взаимодействии с регионами очень большая, потому что не все региональные власти, например, лояльно относятся к тем организациям, которые уже организовывают сопровождаемые проживание и делают это эффективно прозрачно и полезно. И вообще непонятна роль некоммерческих организаций, общественных организаций в процессе становления этой системы. Пока что ничего, что могло бы дать надежду на распределенную опеку или на содействие некоммерческих организаций в этих процессах, нет.  Более того — теперь государство может и само организовывать такие квартиры и такую систему как отдельную самостоятельную единицу, так как теперь все это закреплено законодательно и будет описано.

И что это значит?

Все это значит, что появляется надежда на альтернативу проживанию в психоневрологических интернатах, а также на защищенную трудовую занятость с возможностью получения зарплаты, даже если ты работаешь с ассистированием. Еще появляется надежда на продолжение эффективной работы тренировочных квартир, которые например в Краснодаре работают уже 5 лет и приносят хорошие результаты. Мы хотели бы, чтобы этот опыт, наш опыт, был использован. В таком случае эта система будет полезна, как для людей, которые сейчас находятся в интернатах (по разным оценкам это более 170 тысяч человек в 600 интернатах по всей стране), так и для людей, которые сейчас находятся в семьях, но при этом остаются в зоне риска.

И как теперь будет?


Мы не можем до сих пор сказать, как теперь будет, но в идеальном мире мы всё-таки говорим о том, что есть закон о распределенной опеке (пока его нет), и эти модели реализуются вместе с опытными НКО и есть целая экосистема квартир сопровождаемого проживания, тренировочных квартир, расширение доступности к образованию и, конечно же, развитиемастерских трудовой защищенной занятостиэто место, где люди с инвалидностью осваивают новые навыки, здесь все устроено инклюзивно и с прикладной пользой для участников.  .

Что думает «Открытая среда»?

Главная тревога нашей организации в том, какие категории лиц будут включены в такие услуги. Мы говорим о людях с ментальной инвалидностью, и мы видим, что в пилотных проектах редко представлена эта категория. Более того мы думаем о сложности механизмов реализации сопровождения людей с ментальной инвалидностью с методами с научно доказанной эффективностью и с выполнением клинических рекомендаций. 

И, конечно же, наша большая тревога в том, что опыт НКО не будет воспринят в регионах. И то, что начнется в столицах или в регионах, где некоммерческие организации работают десятки лет, будет выглядеть успешно и хорошо, а в других регионах превратится в профанацию с реализацией либо подведомственными некоммерческими организациями, которые не имеют реального опыта, либо с полным игнорированием того регионального опыта, который уже есть. Самая главная тревога — это механизм взаимодействия пациентского, родительского сообщества, общественных организаций и государства в сфере оказания таких услуг, так как распределенной опеки все еще нет. И никто не знает, что с этим дальше делать.

«Открытая среда» готова делать новые квартиры, передавать опыт и точно в этом году постарается получить статус поставщика социальных услуг. Мы уже открыли первую в крае квартиру СП, сделали форум по СП и продолжаем объединять опытные в СП региональные НКО. Разработаем курс для сопровождающих.

Какие у нас ожидания от реализации закона? Идеальный расклад —  распределенная опека совместно с НКО, возможность волонтерить в ПНИ и шанс на жизнь не в ПНИ для наших подопечных и тех, кто сейчас находится в интернатах, но мог бы жить в СП. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
«Она — чудо, которое изменило мою жизнь»: история, в которой сестра открыла фонд ради брата с аутизмом
12 января
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Читайте также
Опыт
Фонд против ДТП — о личном: путь длиною шесть лет в помощи тяжело пострадавшим в авариях и профилактике травматизма на дорогах России
16 ноября
Опыт
Как разговорный клуб меняет жизнь подростка с коммуникативными трудностями. Колонка «Социальной школы Каритас»
28 октября
Опыт
«Я не задавала вопроса “За что?” — мне было важно найти ответ “Зачем?”»: колонка HR-директора фонда «Нужна помощь» о борьбе с раком груди
23 октября