- Опыт
- 1 сентября 2021, 12:12
«Если ты не сталкиваешься с проблемой, — это не значит, что ее не существует»: как российские школы вовлекают учеников в благотворительность
К 1 сентября фонд «Нужна помощь» пообщался с учителями, школьниками и их родителями о том, как развивается благотворительность в их школах.
Новая школа
В Новой школе под Новый год проходит благотворительная ярмарка. Для нее учреждается свой банк, который выпускает деревянные деньги, ньюкоины. Их можно купить, а потом обменять на понравившиеся вещи. Дети (и родители) сами придумывают, что будет происходить на ярмарке, поэтому там царит веселье с катанием на байках вокруг школы, тараканьими бегами, концертами школьных групп и театральными спектаклями. Торговые точки соревнуются между собой за внимание посетителей. А рядом проводятся аукционы, где самый популярный лот — ночевка в школе.
Я обожаю нашу новогоднюю ярмарку. Это праздник, во время которого чувствуешь, что вот оно, рождественское чудо. Все собираются, что-то воодушевленно придумывают, делают красивые и классные вещи, пекут печенье. И это праздник не только для детей, но и для родителей, и вообще для всех. В доковидные времена мы звали с собой друзей, даже бездетных, потому что это было событие, которое не хотелось пропускать!
В прошлом году на ярмарке удалось собрать около 3 миллионов рублей в пользу благотворительных фондов. И эта цифра свидетельствует о том, что эту ярмарку можно считать заметным событием в мире благотворительности.
Помимо ярмарки в школе постоянно ведутся благотворительные сборы. Собирают как деньги, так и еду, и вещи. Для фонда «Старость в радость» ребята собирают пакеты с подарками и пишут поздравительные открытки. В школу часто приезжает кто-то из фондов пообщаться и рассказать о своей работе. Получается, что дети живут в атмосфере, когда кто-то постоянно кому-то помогает.
Мне кажется это безумно важным. Благополучные дети немного знают о проблемах, которые есть за пределами их мира. Нужно знакомить их с ними, давать опыт эмпатии, участия, показывать, что, если ты не сталкиваешься с проблемой, — это не значит, что ее не существует. И с самого начала учить, что ты в ответе не только за себя, но и за общество в целом, за тех, кому тяжелее, кому не так повезло. Что в твоих силах им помочь.
Школа «Летово»
В школе «Летово» участие в социальных инициативах в старших классах включено в образовательную модель. В школе уверены, что знакомство с тем, как устроена благотворительность, помогает расширить представление о мире.
Чтобы ученикам было самим интересно участвовать и инициатива шла, в первую очередь, от них, выбран проектный поход. Берется какая-то проблема или фонд, и дальше ученики должны придумать что-то, чтобы эту проблему попробовать решить. Как они будут это делать — ребята решают сами. Например, одна из учениц сделала методичку для пожилых людей, в которой просто и доступно объяснила, как пользоваться гаджетами. Кто-то снял социальный ролик для фонда «Лавка радости». Кто-то сделал проект карты мира для слепых и слабовидящих детей. Одни ребята создали робота, который мог ездить по школе и вместо медсестер замерять температуру, CO2, влажность и освещение в соответствии с нормами СанПина. Другие — придумали экологическую упаковку для школьных пайков.
А еще ученики «Летово» часто помогают фондам с переводами, дизайном и много чем еще. Например, вместе с центром Дмитрия Рогачева и школой «Учим Знаем» летовские десятиклассники разработали свою программу уроков по внеакадемическим дисциплинам для детей из центра, которые находятся на длительном лечении.
В «Летово» говорят, что это помогает детям подойти к вопросу помощи не с позиции «спасения мира», а с позиции «найти в себе что-то, что этому миру полезно и нужно». Чтобы ученики узнавали о проблемах, которые решают фонды, больше, «Летово» приглашает к себе в гости представителей фондов, а еще возит ребят на экскурсии. В «Летово» уже приходили из «Ночлежки», «Веры». Ребята были в хосписе фонда «Дом с маяком» и несколько раз посещали приюты для бездомных животных.
Лицей НИУ ВШЭ
В стенах Лицея НИУ ВШЭ работает несколько социальных проектов, придуманных учениками. Например, несколько лет назад ученица Лицея придумала Teen Tutors. Во время самоизоляции она решила побыть онлайн-репетиром pro bono и привлекла в свою команду около 80 лицеистов — вместе они до сих проводят занятия для более чем сотен детей по всей России.
Еще у Лицея есть постоянный проект Charity Market. Его участники готовят еду, приносят ее на все школьные праздники, а вырученные деньги отправляют в фонды. Так участники футбольной команды Лицея, которые играют в нашем благотворительном футбольном чемпионате «Меняй игру!», в том числе собирали деньги в пользу фонда «Насилию.нет».
Еще один проект — «451 градус дружбы» — делается вместе с волонтерским проектом «Мастерская Светоч». Его цель — поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. Лицеисты проводят для них игры, мастер-классы, художественные занятия, занятия по чтению.
В социальных проектах Лицея участвует больше сотни учеников. А еще старшеклассники регулярно ездят в Центр Поддержки Семьи и Детства, чтобы помочь детям в трудной жизненной ситуации с уроками.
Школа «Апельсин» Димы Зицера
В петербургской школе Димы Зицера «Апельсин» благотворительная ярмарка — тоже важная часть школьной жизни. «Апельсин» устроен так, что все решения в нем принимает парламент, состоящий из учеников и учителей. Каждый год в школу приходят фонды со своими запросами, которые выглядят как заявка на грант: в ней нужно написать, что за проект, сколько нужно денег, на что они будут потрачены. После этого проходит презентация этих заявок перед парламентом, который в итоге решает, какие проекты выбрать. В пользу выбранных проектов и идут продажи с ярмарки.
Такая подготовка помогает детям вникать в работу фондов, дает им представление о том, как устроены благотворительные гранты, как фонды решают, сколько денег им нужно и как потом отчитываются перед донорами.
Спасибо, что дочитали до конца!