- Опыт
- 25 мая 2023, 17:15
- 4 минуты
Другие, но такие же: как поддерживают и включают в общество людей с ментальными особенностями
Центр адаптации и развития «Изумрудный город» — о своих программах помощи людям с инвалидностью.
О людях с ментальными особенностями есть множество мифов и предрассудков. Часто общество уверено, что они могут быть опасны для окружающих и что им стоит жить изолированно. Но на самом деле людям с ментальными особенностями можно помочь адаптироваться, и с необходимой им поддержкой они будут полноценными членами общества. Какая же им нужна помощь и как оказать ее может каждый из нас? Рассказывает директор центра адаптации и развития «Изумрудный город» Никита Сусов.
Почему и какая нужна помощь
Можно выделить две группы людей с ментальными особенностями: люди с психическими расстройствами (биполярное расстройство, шизофрения, эпилепсия, тревожные расстройства, депрессия) и люди с нарушением развития (расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич, синдром Дауна, нарушение интеллекта). У кого-то из них может быть инвалидность, у кого-то — нет. Но у всех этих людей есть те или иные ограничения: двигательные, интеллектуальные, коммуникационные. Как следствие, таким людям сложнее вести обычный, привычный для большинства людей образ жизни: работать, учиться, заводить друзей и строить отношения.
Люди с ментальными особенностями часто непонятны и «неудобны» для общества, и есть множество стереотипов и мифов о них. Например, некоторые считают, что с людьми с нарушениями развития невозможно коммуницировать. Но на самом деле они просто мыслят и/или общаются по-другому. Например, у них может быть затруднено звуковое восприятие речи, и для понимания собеседника, помимо слов, им нужна альтернативная дополнительная коммуникация: картинка или жест.
Общество также часто боится, что люди с ментальными особенностями будут вести себя неадекватно, кричать, даже бросаться на других. Обычно такой миф рождается из одного случая: появляется новость, что, например, человек с шизофренией напал на прохожего, и люди начинают думать, что все люди с этим диагнозом такие.
И люди с психическими заболеваниями совершают не больше правонарушений, чем люди без инвалидности. Действительно, бывает, что у людей с подобными диагнозами есть нарушение поведения, и тогда они могут быть агрессивны к окружающим (такое поведение обязательно должно купироваться и корректироваться специалистами). Но большинство людей с ментальными особенностями безопасны для других. Они скорее уязвимы сами, и изолировать таких людей ни в коем случае нельзя — это будет мешать их адаптации.
Согласно современному подходу, инвалидом человека делает не его болезнь, а среда, которая его окружает. Например, если в городе нет пандусов, подъемников и лифтов, человек на коляске не может выйти из дома и его возможности ограничены. Если же в городе доступная среда, этот человек может перемещаться по нему так же, как все остальные люди, и у него нет «ограниченных возможностей». Так же это работает для людей с ментальными расстройствами: им тоже нужна нестигматизирующая, принимающая их среда, чтобы они могли участвовать в жизни наравне с другими людьми. В такой среде человек с ментальными особенностями не мыслит о себе как о «больном», том, кому не место среди «нормальных» людей. В понимающей среде он знает свои особенности, чувствует, что другие люди его принимают, и в случае обострения без проблем обращается за медицинской помощью и получает ее.
Действительно, распространен миф, что у людей с ментальными особенностями бывают нарушения поведения. Такие взрослые люди иногда действительно могут кричать, громко смеяться или плакать. Дело в том, что в эти моменты они пытаются справиться с трудным внутренним состоянием таким способом. Мы так тоже делаем, когда очень сильно волнуемся, — можем вдруг начать мычать или суетиться. Часто такой «особенный» взрослый вызывает у окружающих отторжение, страх. И это естественная реакция людей, ведь происходит что-то непонятное, что потенциально может нести угрозу. На практике такие люди очень редко проявляют агрессию к окружающим. И в принимающей среде они получают нужную помощь и не представляют для других никакой опасности.
Кто и как помогает
Государство помогает людям с инвалидностью на базовом уровне, но эта система социальной помощи несовершенна, так как лишена индивидуального подхода. Специализированные НКО же знают об особенностях определенной группы людей с инвалидностью и поддерживают небольшое количество подопечных, находя индивидуальный подход к каждому. Например, центр адаптации и развития «Изумрудный город» предлагает много вариантов помощи людям с ментальными особенностями: от индивидуального сопровождения в тренировочной квартире до подростковых групп поддержки, от инклюзивного волонтерства до поддерживаемого трудоустройства. Для каждого, кто обращается в центр, составляется индивидуальный реабилитационный маршрут с учетом актуальных потребностей, пожеланий и возможностей.
Команда «Изумрудного города» готовит людей с ментальными особенностями к самостоятельной жизни. Помогает здесь сопровождаемое проживание: человек с инвалидностью живет в тренировочной квартире, а во всем ему помогает тьютор. Всего у «Изумрудного города» три тренировочные квартиры. В двух из них живут четыре человека из ПНИ, а в третьей — как люди из интерната, так и проживающие с семьей. От трех до пяти лет человек с инвалидностью из ПНИ могут жить в этой квартире и обучаться различным бытовым навыкам. Круглосуточно с ними находятся тьюторы: они учат их социально-бытовым навыкам самостоятельной жизни, помогают. Затем люди с инвалидностью из ПНИ должны пройти комиссию. Если они доказывают свою самостоятельность, то получают собственную квартиру от государства.
Другой миф — люди с ментальными особенностями необучаемы. Но это неправда: если с человеком начать работать, то, в каком бы он ни был статусе, вдруг запускается развитие, и в любом случае будет динамика. Особенно это заметно, если устанавливается эмоциональный контакт с кем-то, например с тьютором. Появление другого и его внимание всегда играют большую роль в развитии человека с особенностями. Например, последний не понимает, почему он заплакал, а тьютор может построить логическую цепочку и спросить его: «Ты, наверное, очень голоден, от этого тебе плохо и поэтому ты заплакал?» Таким образом, тьютор помогает человеку с инвалидностью понять свои эмоции и потребности.
Другая важная помощь людям с ментальными особенностями — создание среды для их трудовой занятости. Команда «Изумрудного города» проводит мастерские, которые люди с инвалидностью посещают два раза в неделю. На этих занятиях их учат делать блокноты из художественной бумаги, варить свечи, мастерить украшения и подсвечники, изготавливать лампы из водопроводных труб. После того как студенты мастерских прошли обучение, они при поддержке тьюторов создают свои собственные изделия. Затем в мастерскую могут поступать заказы, которые они берут на себя. Получают оплату за эти заказы люди с ментальными особенностями.
Участие в мастерских — это трудовая занятость. Именно это помогает человеку с инвалидностью адаптироваться: он включается в какую-либо деятельность, а не просто сидит дома. Так человек готовится к выходу на работу, после мастерских мы можем с ним пройти профориентацию, составить резюме, сопроводить его в центр занятости. Таким образом, наш подопечный находит свое дело и может жить полноценной жизнью.
Кому-то из своих подопечных команда «Изумрудного города» помогает устроиться на работу. Это удается не так часто. У людей с особенностями развития, как правило, нет образования, и их возможно устроить только на неквалифицированную работу, но и там им может быть непросто. А людям с психическими заболеваниями бывает трудно работать из-за того, что они состоят на учете в психоневрологическом диспансере, имеют ограничения по психиатрии либо просто у них недостаточно ресурсов. Но у подопечных «Изумрудного города» есть возможность стать тьютором для нового участника программы центра — если человек сам прошел адаптацию и сотрудники центра оценивают, что он готов к этой работе. Таким образом трудоустроено уже 14 человек.
История Эли
Эле 23 года, у нее диагноз «нарушение интеллекта». Она родилась в неблагополучной семье, и родители отдали ее в интернат, где девочка и прожила до совершеннолетия. В 18 лет Эля оказалась в ПНИ. Вскоре коллеги из дружественной организации АНО «Тверская15», которые работали с Элей в своих программах досуговой занятости, рассказали о ней специалистам «Изумрудного города»: у девушки был статус «дееспособная», и она могла по собственному желанию расторгнуть договор с ПНИ и покинуть его. Команда «Изумрудного города» пригласила Элю стать участницей программ, и девушка согласилась.
Сначала Эля несколько месяцев находилась на пробном проживании в тренировочной квартире. Достижением первого же месяца стало то, что девушка проявила ответственность: не потратила все свои деньги сразу, а начала копить на сумку, которую давно хотела купить. В ПНИ у Эли не было личных вещей, и ей, как она признавалась, очень хотелось изменить эту ситуацию. И она купила себе сумку. Но, к сожалению, после была вынуждена снова вернуться в ПНИ и вновь оказалась в прежнем положении.
Как только департамент передал «Изумрудному городу» две квартиры в безвозмездное пользование, Эля вернулась в проект — на этот раз уже в программу подготовки к самостоятельной жизни на пять лет. Дальше все оказалось не так идеально: в свои годы Эля оставалась инфантильной, могла, как ребенок, просить на последние деньги купить ей сладости, устраивала истерики, если ей запрещали это сделать. Кропотливо, всегда с принимающей позиции тьюторы объясняли Эле, что нужно учиться договариваться. Они бесконечно оказывали поддержку девушке, отвечали на ее вопросы, показывали на своем примере, как стоит себя вести. В итоге Эля научилась лучше контролировать свои эмоции и договариваться с другими.
В мастерских «Изумрудного города» Эле было скучно, и она отказалась дальше принимать в них участие. Команда центра стала думать, чем занять девушку, и однажды вспомнила: Эля любит дарить всем еду, особенно шоколадки, — может, ей будет интересно что-то связанное с едой? И специалисты обратились в дружественный фонд «Жизненный путь» — его команда проводит кулинарную мастерскую. Эля согласилась присоединиться к ней и стала одной из самых активных участниц. В эту мастерскую Эля отлично вписалась: каждую неделю на супервизии с «Изумрудным городом» она рассказывает, как ее хвалят и что у нее все получается.
Таким образом, Эля нашла то, что ей действительно нравится. Вскоре девушка сможет трудоустроиться в эту мастерскую по квоте. Тогда она официально сможет работать поваром и заниматься любимым делом.
Эля жила в системе ПНИ 20 лет — без личных вещей, без личного выбора, без личной жизни, а в тренировочной квартире — всего один год. За это время у Эли был первый в жизни бал, Новый год «на воле», она стала посещать театральный кружок. Она учится тратить деньги умеренно, жить экономно. А главное, Эля стала больше думать о других людях — настоящее чудо, что она смогла напитаться теплом за такой короткий срок.
Как может помочь каждый
Прежде всего, стоит распространять информацию о том, что люди с ментальными особенностями есть, они неопасны для общества, но сталкиваются с определенными трудностями и из-за этого не могут жить полноценной жизнью. Рассказывайте об организациях, которые помогают таким людям, читайте материалы таких НКО и распространяйте их публикации в соцсетях. Призывайте поддерживать профильные некоммерческие организации и делайте это сами.
Для нас очень ценна и важна финансовая помощь: вы можете поддержать нас, сделав пожертвование. Надо понимать, что сопровождаемое проживание очень дорого для НКО. Круглосуточно с людьми с инвалидностью работает целая команда сотрудников: руководитель, тьюторы, психологи — им всем необходимо выплачивать зарплату, а это примерно 6 миллионов рублей в год. Важно, что это дешевле, чем содержать человека в интернате, но все еще дорого для не финансируемой государством организации.
Вы можете стать волонтером «Изумрудного города». Желающие присоединиться к команде добровольцев сначала посещают мастерские, смотрят, как происходит общение с людьми с ментальными особенностями, и решают, подходит ли это им. Сотрудники организации в свою очередь оценивают, подходит ли им человек, беседуют с ним, задают необходимые вопросы. Ставшие волонтерами помогают тьюторам в тренировочной квартире и мастерских.
Вы также можете делать заказы на изделия из мастерских «Изумрудного города» и поддерживать организацию и ее подопечных таким образом. Это можно сделать по электронной почте [email protected] или по телефону 8 (916) 155-96-91.
Если вы работодатель, то вы можете написать нам и взять в штат человека с инвалидностью. Мы готовим к трудоустройству курьеров, разнорабочих, сотрудников типографии.
Спасибо, что дочитали до конца!