18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • 31 августа 2017, 11:15

Бросить людей в воду, чтобы они забарахтались

Зачем выводить людей из равновесия, что такое настоящие акции прямого действия, зачем устраивать поминки по бездомным и заставлять людей заново пережить катастрофу в Чернобыле — команда спецпроектов портала «Такие дела» Сергей Карпов и Галя Мосалова рассказывают о своей работе.

Сережа: Вообще-то мы верим в то, что картинки доходят до людей значительно быстрее, чем буквы.

Галя: И мы им поклоняемся!

Сережа: Да. Потому что картинки для человека гораздо естественнее для восприятия, чем текст. Текст нужно кодировать, декодировать, использовать алфавит, а картинка — это более-менее универсальный язык, на котором может общаться человек с другими людьми из любой культуры.

Еще более естественным средством передачи информации является звук. Потому что если ты не глухой, ты слышишь всегда и везде. И мы верим в то, что с людьми можно и нужно говорить языком изображений и звуков . Это могут быть фотографии, иллюстрации, видео, мультики — неважно.

Важно, что картинки позволяют тебе достичь максимального эмоционального контакта с интернет-пользователями значительно быстрее, чем текст. Текст позволяет достичь эмоции через интеллект и осознание, а картинка — это стихийная история, работающая на каком-то мозжечковом уровне.Когда мы делаем какой-то спецпроект, мы думаем о том, как нам достичь эмпатии у пользователей. Перед нами не стоит задача фандрайзить, наша задача — сделать так, чтобы пользователь максимально глубоко почувствовал себя на месте героя, либо максимально ярко стал сопереживать или ненавидеть нас. Что тоже нормальный для нас эффект. Основная задача наших спецпроектов — не оставить пользователя безэмоциональным, бесчувственным.

Это как когда ты учишь стихотворение — можно его зазубривать, а можно взять ручку и прописать его, и ты запомнишь его гораздо быстрее. Тут ровно то же самое. Если мы тебя прошибаем эмоционально, а потом даем тебе эту информацию, ты ее примеряешь на себя. И меняешь свое отношение, а иногда и свое поведение и даже свою речь.

Просто информирование — не наша задача. Наша задача — погрузить тебя в ситуацию, как будто ты смотришь кино.

Галя: Бросить людей в воду, чтобы они там забарахтались!

Сережа: Да. Например, проект, посвященный Чернобылю, который мы запустили год назад, вызвал у людей запредельный уровень эмпатии, хотя она была негативной. И это была победа. Потому что мы вывели людей из положения равновесия. Чтобы после этого дать им информацию для размышления.

Для меня было удивительно, как за первые сутки с момента запуска проекта про Чернобыль так кардинально поменялось восприятие проекта со стороны пользователей. Когда в полвторого ночи мы выпустили новость о том, что на АЭС произошел взрыв, люди начали ее шарить, а потом стали нас гнобить за то, что мы границ не видим. До обеда к нам не поступало ни одного позитивного отзыва. А к вечеру люди поняли, что мы делаем, и мы обнаружили под постами в пабликах комментарии ликвидаторов аварии, которые говорили нам спасибо. Путем этой провокации мы заставили людей сопереживать, стать современниками этой катастрофы, вспомнить. И это то, чего мы и хотели добиться.Галя: Когда мы запустили проект «Жили были»(идея проекта — возвращая бездомным и безымянным людям имена и судьбы, изменить отношение к ним), мы рассказывали истории бездомных людей, делали это совместно с каналом «Дождь».

Получается, что ты берешь человека, из безвестности возвращаешь его в информационное поле и через это раскрываешь серьезную социальную проблему — проблему невидимости. Ведь эти люди, которые будучи в принципе на виду, исчезают…

И в какой-то момент с той стороны пошла обратная связь — к нам и на канал начали писать люди, которые стали вспоминать свои истории. Поднялась целая волна воспоминаний о наших героях и о других. И из спецпроекта, из какого-то гуманитарного концепта по возвращению имен эта история вдруг стала настоящей. Люди начали делать какие-то самостоятельные флешмобы, рассказывать о каких-то своих знакомых бездомных, которым они помогают. Одна женщина рассказала о своей знакомой бездомной, которой она время от времени приносит еду и вещи: «Мне это стоит 500 рублей, но я знаю, что ей это будет очень нужно». Такой громкий отклик на настолько неудобную тему очень много для меня значил.

Нашлось куча людей, которые говорили: «Вы все неправильно рассказали, Якут был другим». Мы называем это эффектом поминок.

Сережа: А это действительно поминки. Когда ты хоронишь человека и потом собираешь всех на обед, что люди делают? Они проговаривают свои воспоминания о нем, хорошие, плохие, неважно. Причем у каждого присутствующего на поминках своя версия биографии этого человека. У нас произошло ровно то же самое. На самом деле все эти критические посты о том, что мы чего-то недорассказали, слишком романтизировали кого-то или наоборот, — это как раз поминки по бездомному, то, чего мы и хотели.

Короче, мы уходим от сторителлинга и пытаемся говорить с людьми на уровне вечного. Это не про то, что ты посмотрел и завтра забыл. Это какая-то штука, которая должна в тебе остаться. Ты можешь к нам больше не возвращаться, но после просмотра наших спецпроектов у тебя мысли должны по-другому течь. Вот что в течение полутора лет мы пытаемся делать.

Я долгое время был фотографом, сначала снимал бабочек и птичек, потом пошел работать в местную газету в Волжском, сменил несколько городов, отработал полтора года фотографом в ТАСС, стринговал для агентств Reuters и AP. Когда я снимаю новости, мои фотографии не нужны уже на следующий день. Многих это устраивает и люди кайфуют от этого, потому что это настоящий движ и ты всегда на передовой. Я очень ценю, что такие люди есть и делают свое дело профессионально со всей отдачей. Но в какой-то момент понял, что не хочу заниматься фотографическим фастфудом, что для меня кайф — это с головой погружаться в тему, долго что-то делать и в итоге получать какой-то уникальный единичный продукт.В России таких мест, как «Такие дела», больше нет. Потому что это история даже не про профессиональные компетенции людей — тут все на высшем уровне, это история про то, что люди понимают, зачем все это нужно. При всем уважении к политической журналистике про выборы, Баронову, сбор подписей, что тоже, наверное, как-то меняет нашу жизнь, это — то, что нацболы называли акцией прямого действия. Многие говорят, что мы не занимаемся политикой, а на самом деле мне кажется, что настоящая политика — это мы.

Едешь в какую-нибудь деревню под Омском и видишь, что люди живут в 200 метрах друг от друга всю жизнь и в каждом из этих домов лежит человек, который никогда не поднимается, а они даже не знают об этом — этот канал коммуникации не настроен в России. Мне кажется, это вообще одна из наших основных бед и проблем. Мы не умеем разговаривать друг с другом, и «Такие дела» делают все для того, чтобы научить людей говорить друг с другом. Просто говорить, а не махать флагами. Мы хотим вернуть какие-то базовые прописные вещи, которые на фундаментальном уровне у нас утеряны. Просто потому что история так распорядилась, что мы видим друг в друге недругов, а не друзей.

Я как-то снимал фильм про Волгоград, свою малую родину. Это был фильм про историческую память этого города. И один из героев фильма, реконструктор, говорит: «Так странно. Городу не 70 лет, как все думают, а 420. Почему-то история смыла все наследие, которое было до сталинградской битвы. Хотя город назывался Сталинградом всего-то 20 лет, не больше. Удивительно, почему нельзя выстроить идентичность у людей не на войне, не на трагедии, а на реке, например, на Волге». И он сказал очень классную фразу: «Ведь река это всегда хорошо, по реке можно доплыть до друзей». Мне как-то очень запала эта фраза и мне кажется, что как раз «Такие дела» роют русло под эту речку, чтобы потом можно было доплыть до друзей».

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Читайте также
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
Берегись «подснежника»: как безопасно водить зимой и не бояться это делать
1 марта
Опыт
«Все как у всех — только с бинтами»: монолог женщины, которая с рождения живет с буллезным эпидермолизом, но узнала об этом только в 30 лет
29 февраля