18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • 17 декабря 2017, 14:00

Профессиональная благотворительность в России в развитии

Участие населения (2017)

Об исследовании

В фокусе исследования – восприятие и участие населения в деятельности благотворительных организаций. Речь идет о поддержке институциональной, или профессиональной, благотворительности. Это область непосредственного интереса БФ «Нужна помощь»: своей миссией мы видим развитие профессионализма в секторе. И будем отслеживать ситуацию из года в год.

Метод сбора данных: онлайн-опрос совершеннолетних интернет-пользователей России (18-60 лет), жителей городов с населением от 100 тыс.
Рекрут респондентов: панель агентства онлайн-исследований Tiburon Research.
Период сбора данных: август 2017 года.
Всего опрошено: 1201 человек.

Участие в профессиональной благотворительности

За последние 12 месяцев 85% интернет-пользователей хотя бы 1 раз участвовали в практиках благотворительности, за которыми стоит работа благотворительных организаций, но только для 12% это было ежемесячным событием. Наиболее распространенные формы поддержки благотворительных организаций: ящики для пожертвований в общественных местах, передача вещей, покупка чего-либо в пользу организации и смс-пожертвования. Наименее массовая форма поддержки – волонтерство в пользу благотворительной организации. Практика, наиболее привлекательная для благотворительных организаций, работающих (в том числе) за счет пожертвований обычных людей, подписка на автоматические пожертвования — и вовсе встречается в масштабах страны исключительно редко. В 45% случаев сумма единоразового пожертвования была менее 100р.

Ольга Неснова для Нужна помощь

Выбор благотворительной организации

Когда Вы делали пожертвования в благотворительную организацию, где Вы увидели/услышали сообщение о сборе средств?

Информацию о благотворительных организациях интернет-пользователи чаще всего получают из телевидения, а также через общение с друзьями/знакомыми – лично или в соцсетях.

Только 53% благотворителей помнят название организации, в пользу которой они жертвовали деньги. Из них 47% (25% всех благотворителей), принимая решение о пожертвовании, руководствовались названием, репутацией и степенью своего доверия организации.

Насколько Вам важно было пожертвовать деньги именно в выбранные благотворительные организации?

30% благотворителей отслеживают дальнейший путь своих пожертвований.

«На лечение ребенка» — направление работы благотворительных организаций, собирающее больше всего пожертвований (56%).

Вклад населения в развитие сектора

Как и год назад, преобладает мнение, что административные расходы благотворительных организаций (зарплаты сотрудников, аренда офиса, канфелярские товары и др.) должны оплачиваться государством, бизнес-компаниями и/или богатыми людьми. И только 18% респондентов считают, что эти расходы могут покрываться частными пожертвованиями. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом ситуация немного улучшилась.

17,5% потенциальных благотворителей готовы целиком доверить сумму пожертвования организации. Остальные 82,5% пожертвовали бы, в среднем, 12 из 100 рублей на административные расходы благотворительной организации.

В целом, половина интернет-пользователей (48%) намерены совершать пожертвования в б/организации в будущем, а 38% еще не определились с решением.

Особенности участия в благотворительности разных социальных групп

Нет ничего удивительного в том, что интернет-пользователи не однородны в своем опыте участия в профессиональной благотворительности. Прежде всего, частота участия и сумма пожертвований зависят от материального благосостояния: люди с высоким достатком жервуют чаще и большие суммы.

Ответы мужчин и женщин также немного различались.

Женщины чаще, чем мужчины: Мужчины чаще, чем женщины:
  • делают целевые пожертвования в адрес конкретной благотворительной организации, которой доверяют;
  • называли государственные программы как основной источник для финансирования благотворительных организаций.
  • совершают пожертвования, не обращая внимание на название и репутацию благотворительной организации;
  • считают, что в НКО не должно быть зарплат.
В мотивах участия в благотворительности отражается разница поколений

Самые интересные различия обнаружились при изучении мотивов участия в благотворительности разных возрастных группВоспитание – ключевой драйвер для благотворителей 25-34 лет. Гражданский долг имеет особое значение для самой старшей возрастной группы. Причина «Помогу другим — помогут мне», а также интересность проекта более актуальны для группы 18-24-летних, чем для всех остальных. Только эмоциональный порыв одинаково присущ всем возрастам (2-3 место).

Кроме этого, молодые люди 18-24 лет чаще откликаются на посты и рекламу в интернете и отслеживают новости НКО. Люди 25-34 лет составляют ядро социальных сетей и сайтов НКО. Наиболее требовательную аудиторию для НКО представляют собой люди 45-60 лет: они больше других возрастных групп обращают внимание на репутацию НКО и чаще других считают, что НКО могут зарабатывать сами или работать без зарплат.

Подытожим

Благотворительные организации только начинают завоевывать лояльность россиян. Самая регулярная помощь  от населения – пожертвования через смс и ящики фондов – не требует от людей больших денег и времени на принятие решения. Однако информация на центральных телеканалах, в интернете и соцсетях – все это неминуемо увеличивает знание и интерес населения к благотворительности. И тем самым ставит некомерческие организации перед необходимостью дальнейшейго профессионального развития.

Как и год назад, остается актуальной задача популяризации темы профессионалов некоммерческого сектора, заслуживающих достойную оплату труда.

________________________

Над исследованием работали: Дарья Бабанина, Елизавета Язневич, Полина Дячкина.

Иллюстрация и верстка материалов: Дарья Захарова, Ольга Неснова.

Благодарим за помощь партнеров: Tiburon ResearchMediascope


Дополнительные материалы: Полный отчет по исследованиюИнфографика.

Читайте также
Снижение поддержки благотворительных организаций и рост одобрения закона об «иноагентах». Итоги опроса «Профессиональная благотворительность в развитии»
29 августа
Россияне стали меньше доверять фондам и чаще поддерживать беженцев. Итоги опроса «Профессиональная благотворительность в развитии»
7 сентября
Что изменилось в российской благотворительности за последние 5 лет
22 ноября