18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • 14 марта 2017, 14:00

Административные расходы НКО

Должны ли сотрудники фондов получать зарплату?

Как возникла идея исследования

Миссия фонда «Нужна помощь» — развивать профессиональную благотворительность в России. Поэтому фонд, среди прочего, поддерживает устойчивое развитие проверенных некоммерческих организаций, собирая пожертвования на зарплаты сотрудников. В то же время не секрет, что в обыденном представлении благотворительность часто видится чем-то, чем занимаются «богатые» или обычные люди, но «в свободное от работы время» и, конечно, безвозмездно.

Перед вами первая работа отдела исследований фонда. И посвящена она как раз тому, насколько распространен взгляд на благотворительность как на «активизм» среди разных участников некоммерческого сектора: населения, корпоративных доноров и самих сотрудников благотворительных организаций.

Ключевые вопросы исследования:

Настя Пожидаева для Нужна помощь
  • Что мешает некоммерческим организациям говорить о необходимости увеличения административных расходов?
  • Кто из частных доноров (обычных людей) готов жертвовать прицельно на админрасходы и сколько?
  • На каких условиях корпоративные доноры готовы оплачивать административные расходы НКО?
  • Как все участники коммуникации могут преодолеть существующие барьеры?

Определение ключевого понятия исследования:

Административные расходы НКО – расходы, не связанные напрямую с осуществлением благотворительной (и другой уставной) деятельности. Это расходы направлены на поддержание и развитие самой организации: зарплаты и обучение сотрудников, аренду офиса, хозяйственные расходы, бухгалтерские услуги и др.

Под каждую из целевых групп был разработан комплекс инструментов для сбора информации.
Целевая группа: НКО (фандрайзинговые фонды). Методы сбора данных: онлайн-опрос 45 НКО из Москвы и Санкт-Петербурга и 15 НКО из других городов по базе контактов и анкете Deloitte; 3 фокус-группы с сотрудниками 17 НКО из Москвы и Санкт-Петербурга и 11 НКО из других городов; анализ публичных отчетов на сайтах НКО (322 сайта).
Целевая группа: бизнес. Метод сбора данных: 2 фокус-группы и 7 полуструктурированных интервью с представителями 19 коммерческих компаний, участвующих в благотворительности, из Москвы.
Целевая группа: население России 18-59 лет, пользователи Интернета, жители городов +100 тыс. человек. Метод сбора данных: выборочный опрос массовой аудитории по онлайн-панели агенства OMI (8407 человек).

Взгляд общества

Практики участия интернет-пользователей России в благотворительности (2016)

Чаще всего россияне вовлечены в спонтанную и нерегулярную благотворительность: подают милостыню, кладут деньги в ящики для пожертвований в магазинах и кафе, передают вещи в церковь или отправляют SMS-пожертвования.  Только 6% помогают  организациям волонтерской работой и/или регулярными денежными пожертвованиями.

Поэтому и тема административных расходов благотворительных фондов оказывается от массового жертвователя далекой. Лишь 12% респондентов допустили возможность покрытия админрасходов НКО из пожертвований частных лиц. Для сравнения, 13% ответили, что в фондах вообще не должно быть зарплат.

Из гипотетической суммы пожертвования в 100 рублей опрошенные (потенциальные жертвователи) выделили, в среднем, 21 руб. на все статьи админрасходов (оставшиеся 79 руб. — на непосредственную помощь нуждающимся). Наименьшую финансовую поддержку получила статья «оплата труда административного персонала фонда (директор, бухгалтер)».

Взгляд бизнеса

Подходы бизнеса к взаимодействию с НКО

Со слов представителей коммерческих компаний-доноров можно сформулировать две стратегии  подхода бизнеса к НКО. Первая — когда бизнес инвестирует в развитие НКО, поддерживает организацию как ценную саму по себе (и тогда тема админрасходов всплывает «сама собой»). Вторая — бизнес рассматривает НКО как подрядчика от благотворительности, исполнителя для своих задач. В этой модели административные расходы тоже присутствуют  (как «агентская комиссия»), но требуют более четкого обоснования, доказательного и результативного подхода. Ключевое значение для «бизнес-заказчика» играют репутация фонда, совпадение благотворительных программ с социальной миссией бизнеса и их новизна/оригинальность.

Взгляд НКО

НКО: «Мы не за деньги работаем!»

Предел трат на админрасходы НКО зафиксирован в федеральном законе и составляет 20% от всех расходов НКО в год. Не все знают, что этот рубеж не распространяется на оплату работы сотрудников, занятых в благотворительных программах.

Помимо незнания закона, главное, что мешает организациям «просить на себя» — это отсутствие уважительных партнерских отношений с корпоративными донорами (позиция «дайте хоть на что-нибудь») и психологические барьеры (смущение, недооценка своей работы, боязнь публичного осуждения). Это приводит к тому, что НКО, особенно в регионах, живут «от гранта к гранту», или покрывают админрасходы из собственного кармана, то есть, работают себе в убыток.

Анализ публичных отчетов 322 фандрайзинговых фондов за 2015 год подтвердил проблему: только половина фондов указала админрасходы в обязательных отчетах на сайте Минюста (17% детализировали эту строчку) и лишь 29%  — в отчетах на собственных сайтах.

Что можно изменить к лучшему?

Общественное мнение о зарплатах сотрудников фондов уже меняется: мы повторили опрос в 2017 году, и уже 18% опрошенных россиян ответили, что эти расходы могут покрываться из частных пожертвований обычных людей.  Многие корпорации, с которыми мы разговаривали, считали строку административных расходов в смете — например, траты на обучение сотрудников — показателем устойчивости и профессионализма благотворительной организации. Но прорыва не случится, если НКО не поставят себе задачу открыто говорить о своих потребностях в отчетах, с частными и корпоративными донорами, в СМИ. И если сотрудники фондов не посмотрят на условия своего труда как на естественную часть выполняемой социальной миссии.

Дэн Паллотта, известный американский фандрайзер, в кризисный момент предложил своим сотрудникам выйти в футболках с таким слоганом: «Административные расходы (overhead costs) — это я»‎.  В реалиях российской благотворительности многие сотрудники фондов могут без ложной скромности усилить этот слоган и сказать: «Помощь — это и есть мы».


Дополнительные материалы: Полный отчет по исследованиюПрезентация для круглого стола в НИУ ВШЭ. Инструкции по продвижению административных расходов НКО: для бизнесадля СМИдля НКО.

Продолжением темы стало исследование «Зарплаты в некоммерческом секторе».

Читайте также
Благотворительность крупнейших компаний России
29 августа
Образовательные инструменты “Маршрутной карты” и сопровождение “Нужна помощь” помогают НКО реализовывать свою миссию и повышают их устойчивость
20 марта
Кому жертвовали россияне в январе 2024
6 марта