18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Образ сотрудника благотворительного фонда: мифы и реальность

Сегодня в России зарегистрировано несколько тысяч благотворительных организаций, но в обществе все еще мало знают о некоммерческой сфере и ее работниках. Вместе с сотрудниками НКО рассказываем о популярных стереотипах вокруг их работы, и объясняем, почему эти убеждения не имеют почти ничего общего с реальностью.

Как возникли мифы о работниках благотворительных фондов?

По мнению Алёны Удаленковой, менеджера по работе с частными донорами в фонде «Нужна помощь», большую роль в формировании образа сотрудника НКО сыграла история благотворительности в России.

Алёна Удаленкова
Алёна Удаленкова
менеджер по работе с частными донорами в фонде «Нужна помощь»

Первые благотворительные организации появились еще в царской России, тогда в их деятельности участвовали светские дамы, которые делали это на филантропических началах. В Советском Союзе существовали добровольно-принудительные взносы во всякие общества, поэтому нельзя сказать, что это была благотворительность в том виде, в каком мы сейчас ее понимаем. По сути крупные благотворительные фонды начали открываться только в 90-х. Некоторые из них были филиалами зарубежных организаций и получали деньги от них. Какие-то НКО создали энтузиасты, которые по своей инициативе работали безвозмездно. 

Так в обществе сложилось представление, что сотрудники благотворительных фондов — либо обеспеченные филантропы, либо волонтеры, которые руководствуются принципом «добрые дела нужно делать тихо и безвозмездно». Кроме того, в России до сих пор нет профильного образования — нельзя выучиться и стать профессиональным благотворителем, а потому многие относится к некоммерческий сфере несерьезно. 

А из-за того, что информации о работниках некоммерческих организаций было очень мало, сформировались стереотипы даже об их внешнем виде: например, детям помогают сердобольные бабушки, а природоохраной занимаются странные ученые в больших очках и свитерах, которые постоянно ходят в походы.

Миф: сотрудники благотворительных организаций должны работать бесплатно

Некоторые люди убеждены, что все пожертвования должны идти на программы и подопечных НКО, а развивать благотворительный фонд можно только силами волонтеров.

Владимир Омелин
Владимир Омелин
менеджер по работе с частными сторонниками в Фонде борьбы с лейкемией

У нас в фонде есть возможность помочь конкретному подопечному, и люди в большинстве случаев так и делают. А вот убедить людей жертвовать не адресно, а на системную работу фонда значительно сложнее. Тут возникают вопросы: «Почему я должен жертвовать на зарплаты сотрудников? Я не хочу платить вашим работникам, я хочу людям помогать».

Во многом этот стереотип сформировался из-за характера благотворительных сборов.  

Алёна Удаленкова
Алёна Удаленкова
менеджер по работе с частными донорами в фонде «Нужна помощь»

Ещё лет 15 назад многие НКО давили на жалость: мы бедные и несчастные, нам не хватает денег на операцию ребенку или на корм собаке, и никто не рассказывал о том, что это не разовая потребность, а системная проблема. Но когда тебе постоянно говорят, что деньги кончаются, не на что купить бинты или лекарство, мало кому придет в голову, что в фонде надо еще и выплачивать зарплату работникам — ведь как же сотрудник может писать, что организация считает последние копейки, и при этом сам жить нормально? 

Правда

В благотворительных фондах есть много разных направлений, которые нужно постоянно совершенствовать — фандрайзинг, пиар, программная деятельность. Для этого необходимы профессионалы, и их работа не может быть бесплатна. Волонтеры занимаются помощью благотворительным организациям в свободное от работы время, но для сотрудников НКО развитие благотворительной сферы и есть работа. 

Если фонды будут работать на волонтерских началах, то не смогут никому помочь. 

Анна Евина
Анна Евина
ведущий координатор направления «Фонды и специальные проекты» Всемирного фонда дикой природы

Благотворительность — это про улучшение качества жизни, системный подход, эффективность и экспертность. Все эти вещи невозможны без полного вовлечения. Во все наши проекты включены зарплаты сотрудников, которые их реализуют, и доноры это прекрасно понимают.

Надя Янкелевич
Надя Янкелевич
директор по внешним коммуникациям фонда «Нужна помощь»

Если зарплата будет рыночной, то в благотворительность будут приходить люди с хорошим образованием и релевантным опытом работы. Они помогут качественно развиваться благотворительности, и социальные изменения произойдут гораздо быстрее. По сути люди, которые могли бы стать сотрудниками НКО, выбирают компании, которые дают возможность получать нормальную зарплату. 

Миф: в благотворительности работают только женщины

Правда

В НКО действительно трудится больше женщин, чем мужчин. Возможно, это связано с патриархальным обществом и определенными ожиданиями: содержание семьи обычно ложится на мужчину, поскольку социальный гнет в профессиональном плане на него выше. В благотворительной сфере зарплата ниже, чем в коммерческой на тех же должностях, и мужчины делают выбор в пользу более высокооплачиваемой работы.

Владимир Омелин
Владимир Омелин
менеджер по работе с частными сторонниками в Фонде борьбы с лейкемией

Кому-то кажется, что мужчине непрестижно работать в НКО, ведь он должен быть кормильцем, а в фонде он ничего не заработает. Также распространен миф, что благотворительность — больше про жалость и эмоции, чем про системную работу, и сюда наслаивается стереотип, что жалостливые эмоциональные люди у нас только женщины.

Тем не менее в фондах немало сотрудников-мужчин.

Владимир Омелин
Владимир Омелин
менеджер по работе с частными сторонниками в Фонде борьбы с лейкемией

Мне кажется, процент мужчин действительно ниже, но не то чтобы соотношение женщин и мужчин было 90/10. Совершенно точно мужчин в благотворительности полно — они работают и с подопечными, и с документами, и с деньгами. У нас в отделе фандрайзинга вообще четверо мужчин, и некоторые в шутку говорят, что нам завидует вся благотворительность. При этом я не помню, чтобы мне говорили, что я занимаюсь не мужским делом.

Анна Евина из Всемирного фонда дикой природы поделилась, что в финансово-административном департаменте и департаменте развития больше женщин, а вот среди экспертов-природоохранников преобладают мужчины. 

Миф: сотрудники НКО — идеальные люди

У тех, кто работает в благотворительной сфере, нет вредных привычек, татуировок и хорошей машины. Они не ругаются матом, не выкладывают фото в купальнике, не ходят на вечеринки и никогда не злятся. 

Правда

Конечно, в благотворительность редко приходят без желания помогать, это ценностный выбор — человек готов трудиться за меньшие деньги, но при этом быть причастным к социальным изменениям. Тем не менее профессиональная благотворительность — это работа, а не желание помогать в свободное время. Это такой же сектор экономики, как и другие, и в нем работают обыкновенные люди.

Надя Янкелевич
Надя Янкелевич
директор по внешним коммуникациям фонда «Нужна помощь»

Я не встречала в некоммерческом секторе святых людей. Сотрудники НКО ездят в отпуск, матерятся, шутят и делают все, что делают обычные люди. Мне кажется, это один из самых вредных мифов, потому что он закрывает путь многим людям, которые хотят пойти в благотворительность, но считают, что не дотягивают до каких-то моральных стандартов. Это дистанцирует людей, которые работают в благотворительности, от всего остального общества. 

Владимир Омелин
Владимир Омелин
менеджер по работе с частными сторонниками в Фонде борьбы с лейкемией

Честно говоря, я не видел ни одного идеального человека в благотворительности за всю свою жизнь. Помню, кто-то из сотрудников WWF выложил фото со стаканом и с подписью: «Ну за тебя, WWFушка родной!», и в соцсетях был жуткий скандал по этому поводу. Многие люди по-прежнему считают, что если человек работает в благотворительном фонде, то он должен быть если не совсем святым, то хотя бы где-то на пути к этому.

Часто этот миф касается сотрудников некоммерческих организаций, помогающих людям с различными заболеваниями. Владимир Омелин привел пример: если ты работаешь в фонде, и твои подопечные — пациенты с раком, то когда люди узнают об этом, начинают сравнивать себя с тобой: «Я туда никогда не пойду работать, мне неловко, страшно, этим занимаются сверхлюди».

Однако часть благотворительного сообщества поддерживает идеализированный образ своих работников.

Алёна Удаленкова
Алёна Удаленкова
менеджер по работе с частными донорами в фонде «Нужна помощь»

Многие фонды сознательно выстраивают имидж сотрудников как святых людей и просят не выкладывать фото с вечеринки или с отдыха на курортах — мы ведь благотворительный фонд, доноры могут подумать, что мы живем как обычные люди якобы на их деньги. В короткой перспективе, может быть, это кому-то облегчит жизнь — на тебя лишний раз не нападут в социальных сетях из-за того,  что у тебя сотрудник пьет вино в дорогом ресторане, но в перспективе эта стратегия совершенно не рабочая. Если ты говоришь, что сотрудники у тебя едят чуть ли не солнечную энергию (а это по умолчанию невозможно), то как ты объяснишь те же самые административные расходы?

Миф: команда благотворительной организации каждый день взаимодействует с подопечными

Правда

В благотворительных фондах много направлений: есть отдел фандрайзинга, пиар-специалисты, маркетинг, бухгалтеры, юристы. Все эти сотрудники помогают подопечным, но опосредованно, и работают в офисе. 

Владимир Омелин
Владимир Омелин
менеджер по работе с частными сторонниками в Фонде борьбы с лейкемией

Мне говорили: «Ой, у вас же такая тяжелая работа, это же каждый день встречаться с людьми, которые болеют раком, а зачем это нужно…». Я действительно общаюсь с подопечными, пишу про них тексты, но не сижу с ними в палате. Даже ни разу не был в НМИЦ гематологии, где лечатся большинство наших подопечных. Каждый день с ними взаимодействуют координаторы программ, но, мне кажется, это 15-20% от всех сотрудников фонда. Все остальное — операционная, невидимая часть, и она огромная.

Анна Евина
Анна Евина
ведущий координатор направления «Фонды и специальные проекты» Всемирного фонда дикой природы

Да-да, с утра встал, погладил тигра. Мои друзья и родственники представляли себе, что раз я устроилась работать в фонд, то теперь и в Москве-то не бываю — постоянно в экспедициях с животными в обнимку. У нас в фонде даже есть смешная картинка «чем я занимаюсь по мнению родителей, друзей, родственников», и там фотографии красивых видов природы, а на самом деле я сижу в офисе перед компьютером и бумажки анализирую. Встреч с нашими подопечными не происходит, но на самом деле это хорошо, потому что дикая природа и люди не очень хорошо сосуществуют вместе, поэтому чем меньше мы взаимодействуем, тем лучше. Но моя работа сильно повлияла на характер моих путешествий, я была в очень многих уголках нашей страны, в заповедниках и национальных парках.

Как избавляться от стереотипов про сотрудников НКО?

Владимир Омелин из Фонда борьбы с лейкемией считает, что все дело в незнании. Люди начинают фантазировать на основании того, что они где-то видели, слышали. Чем больше рассказывать о том, как обстоит дело на самом деле, тем меньше будет пространства что-то додумывать.

Алёна Удаленкова
Алёна Удаленкова
менеджер по работе с частными донорами в фонде «Нужна помощь»

Сотрудники фондов могут сами рассказывать о себе и свой жизни. Вот, например, Лида Мониава (учредитель фонда «Дом с маяком» — прим.ред.) ведет блог, ее очень многие знают, и не только из благотворительной сферы. Лида молодая женщина, которая получает нормальную зарплату, не стесняется об этом писать, ходит на тусовки, путешествует и старается влить жизнь в подопечных а не закрыть их в ПНИ или где-то еще. 

Надя Янкелевич
Надя Янкелевич
директор по внешним коммуникациям фонда «Нужна помощь»

Важно поддерживать имидж благотворительного фонда как профессиональной организации — если НКО делает классные штуки, я понимаю, что и люди там такие же. С другой стороны — рассказывать о сотрудниках, делать их более человечными. У hh.ru есть замечательный проект про сотрудников благотворительных фондов. Такие материалы отлично борются с мифами и привлекают новых людей в благотворительную сферу. Когда ты видишь, что в НКО работают совершенно обычные люди, начинаешь рассматривать себя на эту роль. Можно делать рассылки о работниках благотворительной организации, рассказывать о них в соцсетях — какую музыку слушают, что любят читать, какие фильмы смотрят, —  это очень сближает аудиторию и фонд.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
Мне поставили онкодиагноз: что делать? Маршрутная карта
5 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Опыт
Как развивать онкологическую помощь в регионах
10 января
Читайте также
Опыт
«Я не задавала вопроса “За что?” — мне было важно найти ответ “Зачем?”»: колонка HR-директора фонда «Нужна помощь» о борьбе с раком груди
23 октября
Опыт
С заботой о природе и себе: как легко начать вести экологичный образ жизни
16 октября
Опыт
Внедряем решения, чтобы не горели леса, торфяники и степи: колонка Центра профилактики ландшафтных пожаров
18 сентября