- 5 апреля 2022, 08:44
Какие ограничения нужно учитывать после признания Meta* (Facebook* / Instagram*) экстремистской организацией?
Пока понятно лишь, что решение вступит в силу в апреле, если не будет обжаловано. При этом, как правоохранители будут применять нормы, посвященные экстремистским организациям в данном случае, — неизвестно. Чтобы обезопасить себя, можете выполнить следующие действия:
- Удалите символику Facebook* и Instagram* с сайта и из рассылок — уделите внимание хедерам и футерам, где часто отображаются иконки социальных сетей организации;
- Удалите ссылки на Facebook* и Instagram* c сайта, не используйте их в предстоящих рассылках;
- Если вы используете в тексте слова «Facebook» и «Instagram», пишите в скобках или под звездочкой «признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории России»;
- Приостановите покупку рекламы в Facebook* и Instagram*.
Пока опубликованы только разъяснения Роскомнадзора по поводу того, что СМИ запрещено использовать логотипы Meta, Facebook и Instagram в публикациях. Можно ожидать, что скоро выйдут разъяснения государственных органов, которые прояснят возникшую неопределенность. Сейчас можно говорить только о том, что любые действия по размещению логотипов, покупке рекламы могут обернуться негативно. Точнее будет ясно в ближайшее время.
Можно ли оставлять на сайте ссылки на эти соцсети, и не может ли это быть приравнено к публичной демонстрация символики экстремистской организации?
Публичная демонстрация символики экстремистских организаций запрещена на основании следующих законодательных норм:
- абз. 10 п. 1, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- ч. 6 ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 10.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (штраф для юридических лиц от 10 000 до 50 000 рублей).
Что касается ссылок на ресурсы экстремистской организации, то, теоретически, их публикация может быть расценена как участие в ее деятельности по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ (максимальное наказание — от 2 до 6 лет лишения свободы).
Покупка рекламы в Instagram и Facebook (признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ) — может ли расцениваться как финансирование экстремистской организации?
Да, это вполне может быть квалифицировано по ст. 282.3 Уголовного кодекса РФ (максимальное наказание — от 3 до 8 лет лишения свободы), поскольку решение о признании экстремистской организацией принято судом и любое финансирование, в т. ч. оплата услуг, такой организации запрещено.
Насколько логично НКО продолжать работать в этих соцсетях через VPN или все-таки лучше забыть о них и удалить аккаунты? Какие могут быть риски, если продолжать вести?
Формально использование продуктов (социальных сетей) организации, признанной экстремистской по решению суда, может быть квалифицировано как участие в деятельности такой организации по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ. По информации в СМИ, Генеральной прокуратурой было объявлено о том, что «использование гражданами этих соцсетей не должно рассматриваться как участие в экстремистской деятельности», но соответствующее заявление на официальном сайте сайте Генпрокуратуры не размещено.
Не нашли ответ на свой вопрос? Напишите нам