18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • 31 августа 2017, 11:05

Должны ли сотрудники фондов питаться бабочками

Дорогие друзья и подруги!) Хотим поделиться с вами результатами исследования, которое провели специалисты фонда «Нужна Помощь» (да, теперь у нас вовсю работает отдел, который занимается аналитикой!), а также узнать, что вы думаете на этот счет. Нам важно и интересно ваше мнение.

Так вот. Нам захотелось выяснить, кто участвует в благотворительных проектах и каким образом, а главное — понять, каково отношение общества к такой, казалось бы, очевидной вещи, как административные расходы фондов. На всякий случай уточним, что это — расходы НКО, не связанные напрямую с осуществлением благотворительной деятельности, а направленные на поддержание функционирования самой организации (оплата труда сотрудников и внештатных специалистов, аренда офиса, хозяйственные затраты, обучение сотрудников, расходы на услуги аудита и прочие).

Вопрос этот поднимается нечасто и представителям НКО даже как будто неловко говорить об этом. Тем не менее, фондам для успешного функционирования и развития необходимы регулярные поступления средств. О том, как фондам добывать эти деньги, мы и спросили наших респондентов и теперь хотим поделиться с вами некоторыми удивительными цифрами. Полный текст с результатами исследования — опросом жертвователей, представителей НКО и бизнеса — и методологией можно посмотреть здесь.

О своем участии в благотворительности в той или иной форме (волонтерстве или пожертвованиях) за последние 12 месяцев заявили 72,4% интернет-пользователей (всего было опрошено 8407 человек). Однако с точки зрения оценки развития институциональной благотворительности форма участия имеет значение.

45% опрошенных подавали милостыню на улице

45% опрошенных подавали милостыню на улице (это как раз считается самым малоэффективным видом благотворительности);

23% — клали деньги в ящики для пожертвований в общественных местах;

21% — передавали деньги, вещи или продукты гигиены в разные организации или церковь;

20% — отправляли смс-пожертвования;

14% — жертвовали деньги конкретным людям напрямую (это тоже считается малоэффективным видом благотворительности);

8% — покупали что-то у благотворительных организаций;

6% — нерегулярно переводили пожертвования через интернет благотворительным организациям;

5% — жертвовали представителям благотворительных фондов на улице;

4% — помогали благотворительной организации как волонтеры;

2% — совершают регулярные отчисления фондам.

Еще 28% признались, что не делали ничего из вышеперечисленного.

Регулярные пожертвования в НКО, а также волонтерство в пользу НКО — это формы, вносящие наибольший вклад в устойчивость НКО, а значит, и в непрерывность распространения помощи. Как видите, к сожалению, это наименее распространенные формы участия на сегодня.

Также мы выяснили, что женщины более активны в сфере благотворительности, чем мужчины (78% женщин участвовали хотя бы в чем-то одном, среди мужчин — 66%).

Люди в возрасте 45 лет и старше чаще, чем все остальные возрастные группы (26%), отправляют смс-пожертвования (вероятно, это связано с тем, что они больше смотрят телевизор); молодые люди 18–24 лет чаще пробовали себя в роли волонтеров (8%) и покупали что-либо у НКО (10%). При этом регулярные пожертвования в НКО — пока что одинаково редкая практика для всех.

Участие доноров носит разовый и спонтанный характер

Получателем пожертвований (и вещей) выступает НКО, способная помогать не одному человеку, а многим; однако участие доноров носит разовый и спонтанный характер — и значит, нет гарантии того, что НКО сможет оказывать помощь своевременно. Поскольку разовые и спонтанные формы помощи НКО — самые распространенные, неудивительно, что три четверти (75%) частных доноров не отслеживают, куда идут их пожертвования, переданные в благотворительные фонды.

13% считают, что в фондах не должно быть зарплат

Мы спросили респондентов, из каких средств должны оплачиваться зарплаты сотрудников, аренда офиса, канцелярские товары и прочие административные расходы благотворительных организаций/фондов, и вот что нам ответили:

49% — что это должны быть государственные программы, гранты;

30% — средства крупных бизнес-компаний;

27% — средства богатых людей;

17% — надо предоставить фондам возможность зарабатывать самим;

13% — в фондах не должно быть зарплат;

12% — часть от пожертвований обычных людей;

14% — затруднились ответить.

Для частных доноров средней допустимой величиной такой оплаты является 21% от пожертвования.

Так мы выяснили: население России вовлекается в благотворительную деятельность нерегулярно и спонтанно. Закономерно поэтому, что возможность оплаты административных расходов из средств частных пожертвований рассматривается населением в последнюю очередь — после государства, богатых людей и бизнес-компаний.

“Грантодатели почему-то думают, что НКО — это активисты, которые бабочками питаются, и им самим ничего не нужно, чтобы совершать свои действия”

Мы решили на этом не останавливаться и опросили представителей НКО, решаются ли они просить доноров о поддержке их административных расходов. Оказалось, что не менее четверти НКО (24% среди НКО Москвы и Санкт-Петербурга и 33% в регионах) не рискуют спрашивать своих корпоративных доноров о возможности поддержки административных расходов.

«Грантодатели почему-то думают, что НКО — это активисты, которые бабочками питаются, и им самим ничего не нужно, чтобы совершать свои действия», — горько заметил один из участников опроса.

Получается, что значительная часть НКО всецело зависит от условий доноров, живет от гранта к гранту, стесняется «просить на себя». При этом наиболее успешные НКО активно развивают отношения с донорами, разъясняют свои нужды, добиваются оплаты административных расходов в рамках проекта и спустя какое-то время переходят на такой уровень доверия с донорами, когда последним становится «все равно, на что тратятся их пожертвования». Речь здесь чаще идет о корпоративных донорах, а не о частных.

А что думаете вы? Откуда НКО следует брать деньги на административные нужды?

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Читайте также
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
Берегись «подснежника»: как безопасно водить зимой и не бояться это делать
1 марта
Опыт
«Все как у всех — только с бинтами»: монолог женщины, которая с рождения живет с буллезным эпидермолизом, но узнала об этом только в 30 лет
29 февраля