18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • 20 августа 2018, 18:15

Кто развивает «Благотворительные гастроли» в регионах

Валерия Костина, Владивосток

– Некоммерческий сектор для меня  –  это не просто реализация профессиональных ожиданий, а созидательный процесс, причем, с видимыми и понятными результатами.

– Владивосток – это море и туманы, праворульные машины, группа «Мумий Тролль», вызовы и возможности. Но в первую очередь Владивосток – это смелые и свободные люди, особенно, молодёжь. Она не может жить по заданному кем-то стандарту, она сама создаёт жизнь вокруг себя. И если ей что-то не нравится, например, нет фестиваля экстремальных видов спорта в городе, то его просто берут и делают.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1967904053535897&set=a.1451251495201158&type=3&theater

– Профессионализация некоммерческого сектора Приморья – одна из моих задач. Скорее, это даже вызов. Убеждена, что мы сможем стать полноправным сектором экономики, не уступая при этом в компетенциях бизнесу или власти. Поэтому я готова вкладывать и личные силы, и ресурсы нашей организации в образовательные проекты. «Благотворительные гастроли» – хороший образец выверенной программы, направленной на развитие сектора. И сеть региональных координаторов позволяет адаптировать её под местную повестку для достижения большей эффективности. С нетерпением ждём «Благотворительные гастроли» во Владивостоке.

– В благотворительность я попала неожиданно. Четыре года назад после окончания университета по специальности «Стратегический менеджмент» я пришла работать в крупную аптечную сеть на должность помощника президента, чтобы набраться опыта и перейти в департамент развития. Как оказалось, мой руководитель помимо бизнеса занимался общественной и благотворительной деятельностью. И занимался достаточно серьёзно – возглавлял три некоммерческих организации, поэтому много рабочего времени мы посвящали вопросам их развития. Пришла в бизнес, а бизнес оказался «с человеческим лицом». Через некоторое время мне стали делегировать все больше задач в этой сфере, а затем в начале 2016 года президент компании передал руководство этим некоммерческим «холдингом». В том же году наш благотворительный фонд вышел с инициативой объединения ведущих СО НКО края для совместного решения задач стоящих перед сектором. Так сформировался Союз благотворителей и социальных организаций Приморского края «Во имя добра». Сейчас моя работа в большей степени сконцентрирована на его развитии.

Галина Калугина, Иркутск

– Путь в профессиональную благотворительность был довольно долгим. В 2000-м году я стала специалистом по связям с общественностью администрации города Иркутска. Еще в университете я знала, что буду работать в мэрии, верила совершенно искренне, что могу принести пользу и что должна приносить пользу моему родному городу. Начав как специалист по межнациональным отношениям, постепенно стала погружаться в работу с местными сообществами, НКО. В нулевых только начинала формироваться вся инфраструктура общественного участия, межсекторного взаимодействия. Тогда и слова «благотворительность» в нашем обиходе практически не было. Добровольчество – да было; благотворительные фонды – да (только совсем мало); бизнесмены, помогающие решать сложнейшие социальные проблемы – были (тоже совсем немного), а вот термины «благотворитель», «благотворительность» почти не использовались.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=178964385501473&set=a.178964382168140&type=3&theater

– Перелом произошел в середине нулевых годов. Все активнее стал проявлять себя бизнес, все больше стало появляться НКО и социальных проектов, общественная активность граждан тоже стала повышаться. Тогда в наш отдел обратились коллеги из департамента образования с запросом придумать какой-то формат/мероприятие, на котором школы смогут поблагодарить тех бизнесменов, которые им много помогают. Российский детский фонд примерно в эти же годы начал проводить Прием благотворителей фонда. С тех пор процесс уже стал необратимым. Мы – мэрия, НКО запускали различные мероприятия, конференции, события, которые кирпичик за кирпичиком выкладывали путь в сегодняшний день… Вот, наверное, так я и пришла в благотворительность – из моего любимого отдела по связям с общественностью.

– Мне все это страшно нравится. Я тянусь за теми, кто, вроде, совсем недавно в секторе, а демонстрирует бешеные результаты и серьезные успехи. Сегодня все развивается нелинейно – нет прямой зависимости от того, что ты станешь успешным только если 100 лет будешь делать одно и то же дело, как раньше нам казалось. Меня очень вдохновляют темпы, интенсивность и результативность, которые демонстрирует сектор.

– Чем уникален мой регион? У нас есть Байкал и омуль, а еще у нас самое высокое небо. Я здесь родилась, я – сибирячка. Для меня это не просто место проживания. Это такой романтический край. Родители приехали сюда работать топографами-геодезистами. И много лет я жила в этом настроении романтики. Папа брал меня в поле не раз – в настоящую тайгу… Это мое место силы.

– Первый раз, когда я наткнулась на сайт «Нужна помощь», я ненароком подумала, что меня подслушали – настолько совпали заявления, смыслы, цели, с которыми они вышли. И я, конечно, стала за ними наблюдать. От нашего фонда подала заявку на платформу «Такие дела». Не прошла. Подала снова. А потом увидела, что они выиграли президентский грант на проведение образовательной программы для НКО и написала, предложив сотрудничество. Я даже не помышляла о том, что могу стать членом их команды… Просто подумала, что могу помочь таким крутым ребятам, такому проекту. А мне предложили стать региональным координатором по Иркутской области. Про Гастроли скажу, что, вроде, ребята не предлагают ничего особо экстраординарного – сейчас множество образовательных программ. Но вот именно вокруг команды Мити Алешковского начинается ажиотаж. Мне кажется, что тут работают какие-то необъяснимые вещи. Я давно для себя пришла к выводу, что иногда людям и говорить ничего не нужно, а просто находясь рядом с ними, научаешься, вдохновляешься, начинаешь действовать. Вот – такой эффект производят Гастроли.

Виктория Щёлкова, Екатеринбург

– Начиная со школьной скамьи я занимала активную жизненную позицию — совет старшеклассников, студенческая газета, факультетское профбюро, университетский профком, работа с волонтерами, реализация социальных проектов, взаимодействие с детскими домами. В 2007 году я стала донором тромбоцитов для детей в онкогематологическом отделении. Примерно тогда же открылся фонд «Подари жизнь». Чулпан Хаматова буквально стала моим кумиром. В тот момент  у меня появилась мечта — открыть свой благотворительный фонд. Осуществила свою мечту я только спустя 10 лет и в октябре 2017 года открыла Фонд развития Урала. До этого получала опыт будучи директором трех благотворительных фондов. Мои главные компетенции – управление НКО и формирование моделей устойчивого развития организации.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1845854405468207&set=a.142530442467287&type=3&theater

– Город Екатеринбург изначально задумывался как железоделательный завод, поэтому люди, которые родились и живут здесь — железные люди. Я здесь, потому что мне максимально близки принципы ведения дел, партнерства, выстраивания отношений. Сказал — сделал. Не сделал — ушел из повестки. Такие люди не выживают на Урале. Поэтому мы говорим только по делу, прямолинейно, четко, немного. Урал — это смелость, сила, мужество, дух, опора всего некоммерческого сектора России.

– Мое личное убеждение, что все, кто работает в НКО, делают это из эгоистических побуждений, впрочем, как и в любом другом секторе. Мой эгоизм выражается в желании быть полезной для кого-то каждый день, я получаю удовольствие, которые делаю добрые дела и совершаю приятные поступки для других людей, мне важно в эти моменты верить в то, что моя жизнь не проходит зря и это мое предназначение.

– Мне очень приятно, что один из топовых федеральных фондов, фонд «Нужна помощь», развернул фокус своего внимания на регионы. Если смотреть правде в глаза, то для региональных НКО и СМИ выезжать учиться в Москву в десятки раз дороже, чем принимать у себя команду федеральных «гастролеров». Поэтому мне, как человеку, который радеет за обучение своей команды, создание инфраструктуры на большом Урале, проект «Благотворительные гастроли» максимально близок.

Мария Костарева, Екатеринбург

– Большую часть своей жизни отработала в государственном секторе. Работала и в образовании, была педагогом, методистом, в молодежной политике, 10 лет проработала в здравоохранении – в Свердловском областном центре СПИД пресс-секретарем. И во всех этих сферах занималась и социальными проектами, и благотворительностью. Я всегда считала, что это самые важные направления! Будь то телефон доверия, работа с уличными детьми, программа снижения вреда от потребления наркотиков или, например, городская молодежная газета, или создание системы экспресс-тестирования на ВИЧ у нас в регионе. Но в какой-то момент я поняла, что государственный сектор становится тесным для меня. На каком-то этапе компетенции государственных учреждений (в той же благотворительности) заканчиваются. И поэтому, взяв с собой навык, который я приобрела за все эти годы, – навык системного решения проблем – я ушла в некоммерческий сектор. Сейчас я – информационный менеджер проекта по профилактике ВИЧ-инфекции среди дискордантных пар «Вместе: плюс и минус» , который реализуется Фондом «Новая жизнь». Кроме того, «Новая жизнь» занимается профилактикой ВИЧ-инфекции в уязвимых группах.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1014654012031035&set=a.106390109524101&type=3&theater

– Когда я пришла в эту тему, ВИЧ-положительные люди считались изгоями, отторгались обществом. Тогда часто можно было услышать слово «спидозные», мнение о том, что всех надо вывезти на необитаемый остров или «про естественный отбор». Я не приемлю дискриминацию, ущемление в правах, насилие над личностью в любом виде. И мне, правда, захотелось изменить эту ситуацию. Изменить (разрушить) эти установки, мифы, помочь обществу принять людей с другим ВИЧ-статусом. И, мне кажется, нам (команде, которая работала в Центре СПИД) в Свердловской области это удалось сделать. Еще не все сделано,  но уже многое. И я свято верю в то, что движение в этом направлении очень поможет остановить эпидемию ВИЧ.

– Урал – это «опорный край державы», это место, где  создаются и развиваются технологии. Это место, где ценятся люди, которые умеют и любят трудиться, мастера, те, кто умеют создавать и созидать. Так исторически сложилось. Я часто спрашиваю жителей других регионов, знают ли они Сказы Бажова? Знают все! А ведь это только уральская история: об уральских мастерах, рудознатцах, о тех же заводах. Это только уральские легенды, мифы. Но их знают все! И мне кажется, что в этом уникальность, которая еще даже до конца  не осознана нами самими.

– Благотворительные гастроли – это прекрасное событие, которое у нас произошло. Говорю ответственно, потому что сейчас я встречаюсь с участниками, поддерживаю отношения с журналистами и понимаю что БГ дали толчок, чтобы пойти дальше, объединиться, объединить ресурсы. Было ощущение, что каждый в своей области идет и не знает, что рядом есть такие же, кто делает то же самое и готов поделиться опытом решения проблем. У участников гастролей большой интерес друг к другу. В нашей региональной группе «Вконтакте» сделали пост-знакомство, там люди пишут и в комментариях, и мне в личку, как здорово, что мы открываем друг друга.

– Для части участников БГ – были возможностью пересмотреть свое отношение к благотворительности, к НКО. Один из прекрасных моментов, что организация-участник БГ, которые у нас в Екатеринбурге проходили в начале июня, вчера прислали ссылку на только что созданный сайт их организации! Маленькая организация в маленьком городе, которая до гастролей даже не задумывалась, что сайт им нужен! А сейчас, через месяц после гастролей, они уже его сделали и следующий шаг: хотят подаваться в каталог фонда «Нужна помощь».

Ксения Божок, Хабаровск

Я – журналист и меня всегда интересовали истории созидателей, людей, которые что-то меняют вокруг себя. Четыре года назад мы с коллегами начали проект «Я маму жду», снимали истории воспитанников детских домов Хабаровского края, позже создали свою некоммерческую организацию АНО «Гражданские медиа», где мы рассказываем об интересных людях и проектах Хабаровского края. Позже сформировалась команда «Доброго Хабаровска», где получилось применить свои знания и умения в создании благотворительных событий и проектов.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1304578289660607&set=a.252558924862554&type=3&theater

«Гражданские медиа» это и СМИ, и организации. Я – директор организации и главный редактор. Это сетевое издание, плюс мы снимаем документалки о людях, которые меняют край. Еще мы делали проект «Опять 25», в котором преображали бабушек, дети и внуки которых рассказывали истории их семей.

Люблю, когда во всем есть смысл. Когда ты занимаешься благотворительностью, все твои действия приносят результат, либо прямо сейчас, либо позже. Это заставляет верить и делать.

Хабаровский край — это край сильных, добрых и честных людей. У нас нет моря, зато есть река Амур, нашу территорию можно сравнить с площадью двух Франций и трех Великобританий. У нас очень суровые зимы и не менее суровое лето, но только здесь я могу чувствовать себя счастливой. Я дома.

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Читайте также
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
Берегись «подснежника»: как безопасно водить зимой и не бояться это делать
1 марта
Опыт
«Все как у всех — только с бинтами»: монолог женщины, которая с рождения живет с буллезным эпидермолизом, но узнала об этом только в 30 лет
29 февраля