18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • 6 марта 2018, 14:39

Как Google Analytics облегчает жизнь НКО – рассказываем на своем примере

Отвечает исследовательница фонда «Нужна помощь» Полина Дячкина:

— Недавно ты участвовала в интенсиве по Google Analytics. Зачем?

Поучиться самой и привлечь к обучению другие фонды, которые участвуют в нашем «Бенчмаркинге». Мы этим проектом занимаемся уже полгода, а с декабря – взялись всерьез, получив поддержку Комитета общественных связей Москвы.

Бенчмаркинг – это расчет фандрайзинговых показателей работы НКО. Благотворительных фондов, в первую очередь. Мы хотим посмотреть, насколько эффективно фонды собирают средства, и дать оценку сектора по этому направлению. Часть показателей нужно уметь собирать с сайтов организаций.

— Но ведь не у всех НКО есть сайты.

Не у всех. Даже в Москве у организаций, которые работают давно, есть проблемы с разработчиками. В регионах НКО часто висят списком на сайтах местных правительств, и больше информации о них нигде не найти. Алексей Сидоренко («Теплица социальных технологий»), который проводил этот интенсив, много лет уже работает над тем, чтобы у НКО были сайты, чтобы фонды не зависели от политики соцсетей, могли управлять информацией о себе.

— Зачем некоммерческой организации Google Analytics на сайте?

За тем же, зачем и сайт – для того, чтобы лучше понимать и контролировать самих себя. Простой пример, который приводил на первом интенсиве Сергей Исаков, аналитик фонда «Вера»: вы заходите в аналитику и видите, что у вас 95% трафика на сайт – с поисковых систем, а вы тратите деньги на рекламу в интернете. Стоит ли вам дальше это делать? Аналитика дает возможность принять лучшее решение.

Презентацию Теплицы с первого интенсива можно скачать тут.

— Какие еще возможности у Google Analytics?

Помимо стандартных пользователей, глубины просмотра и источников трафика есть сотни крутых показателей. Оценить весь спектр я сейчас не могу. Даже Алексей, человек из IT-сферы, говорит, что во время подготовки интенсивов открывает для себя каждый раз все новые и новые функции не только в самой GA, но и в смежных инструментах Гугла: от привычных таблиц до еще молодого сервиса Google Data Studio. На этом интенсиве мы работали с Диспетчером тегов Гугл (Google Tag Manager) – это сервис, который дает возможность, не будучи программистом и не влезая в код сайта, добавлять скрипты. Это так круто: можно отследить любой элемент пользовательского поведения на сайте — от кликов до проскроллов.

 — Чему ты научилась?

Созданию Событий в Google Tag Manager. Диспетчер тегов можно двумя строчками кода синхронизировать с Google Analytics и дальше читать в отчетах GA все, что настроил. Любой элемент на сайте – будь то кнопка «Пожертвовать», «Поделиться в соцсетях», «Заполнить анкету волонтера», что угодно – имеет уникальный идентификатор, с помощью которого его можно интерпретировать как Событие на сайте. Каждый раз, когда кто-то кликает на кнопку, система регистрирует произошедшее Событие. То есть, можно отслеживать более сложное поведение пользователя, чем просто посещение страниц.

Идентификатор кнопки “Помочь сейчас” в Диспетчере тэгов. Из презентации Теплицы социальных технологий.

— Самое интересное здесь кнопка «пожертвовать»?  Разве фонды и так не видят, сколько людей пожертвовали через сайт?

Фонды видят это через отчеты платежных систем, которые, кстати, иногда присылают информацию в агрегированном виде – например, сколько денег пришло за сутки. Или как у нас: деньги приходят в пользу одного проекта с разных фандрайзинговых статей, а с каких именно? Лучший способ все это увидеть – даже не тэги, а настройка ecommerce (отслеживание электронной торговли) в гугл-аналитике. Об этом будет наш следующий интенсив 28 марта 2018.

— Но что всё-таки дают тэги?

Возможность увидеть, сколько людей нажали на кнопку пожертвовать, если мы о ней говорим. Это даст более точную конверсию посетителей сайта в пожертвования и позволит увидеть процент неудачных платежей. Например, человек решил пожертвовать через сайт, но у него не оказалось денег на карточке, или молоко на кухне убежало, и он не завершил платеж. Тем не менее, это потенциальный донор, и таких много. Cколько именно – мы не знаем, это как раз один из интересных показателей бенчмаркинга – «потерянные доноры».

За 2 часа мы – сотрудницы благотворительных фондов – создали 7 разных событий на сайте, который Алексей специально к интенсиву подготовил (на конструкторе сайтов «Теплицы», Кандинском). На финальном этапе открыли гугл аналитику и в режиме реального времени увидели пользовательское поведение на сайте: кто на какие кнопки сколько раз нажал.

— Кто еще учился на интенсиве вместе с тобой?

Аналитики фондов «Дети наши», «Дети БЭЛА», «Живой», «Детские деревни-SOS», «Измени одну жизнь» и «Волонтеры в помощь детям-cиротам».

Вторая часть интенсива была посвящена инструментам для создания отчетов в Google Analytics – с помощью Google Data Studio и Google Sheets. Нам было это интересно для сбора показателей для Бенчмаркинга. Но аналитики в НКО их могут использовать для рассылки донорам, партнерам, для отчетов перед своим руководством. Я очень хочу, чтобы те фонды, которые вписались в, в общем-то, альтруистическую историю про приращение знания о некоммерческом секторе, получили в ходе проекта максимум пользы для себя и практических навыков.

Алексей Сидоренко, Теплица социальных технологий:

Время, когда некоммерческие организации боролись за выход в интернет, прошло – все уже вышли. Теперь надо понять – как эффективно устанавливать коммуникацию с благополучателями, донорами, волонтерами. И не просто на уровне «лайкают/не лайкают» или «жертвуют/не жертвуют», а старательно изучая поведение пользователя, тестируя паттерны поведения, сопоставляя сложные маркетинговые методики со сторонними индикаторами. Это может сложно звучать, но на практике – это можно понять буквально за один день и существенно повысить свой уровень осознанности о своем сайте.

Я очень благодарен коллегам из «Нужна помощь» за организацию систематического обучения созвездию инструментов от Google. Готовя эти материалы, я очень многому научился (хоть и работаю с веб-аналитикой уже 10 лет) и стал лучше понимать, что же действительно происходит на сайтах. Знание Google Analytics и Google Tag Manager – это базовые знания для более высоких тем, как финансовая аналитика, подключение А/Б тестов, предиктивная аналитика, подключение сложных CRM-систем. То, что мы делаем с «Нужна помощь» сегодня, станет абсолютной необходимостью в умной благотворительности завтра.

Презентацию по Google Tag Manager для НКО можно скачать тут.

Читайте также
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
Берегись «подснежника»: как безопасно водить зимой и не бояться это делать
1 марта
Опыт
«Все как у всех — только с бинтами»: монолог женщины, которая с рождения живет с буллезным эпидермолизом, но узнала об этом только в 30 лет
29 февраля