18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • 12 июля 2018, 11:11

Исследование фонда «Нужна помощь»: как приемные родители и опекуны ищут детей

В чем главная проблема?

Большинство детей в возрасте до трех лет находят семью в первый же год после того, как они получают статус «без попечения родителей». Абсолютное большинство кандидатов в родители хотят детей до трех лет, 1-й или 2-й группы здоровья, как правило, девочек. Для маленьких детей с относительно хорошим здоровьем местные органы опеки находят родителей в течение месяца. Поэтому для будущих родителей поиск такого ребенка может затянуться не на один год. За это время некоторые кандидаты либо совсем отказываются от идеи усыновления, либо пересматривают свои требования. Детей старше 10 лет, у которых есть братья и сестры, серьезные проблемы со здоровьем или инвалидность, устроить в семью гораздо труднее. Поэтому именно они составляют большинство в региональных банках данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Ася Устюгова для НП

Что делают региональные операторы?

 Региональные операторы — это государственные органы, которые занимаются устройством в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Операторы отвечают за то, чтобы информация о детях в базе данных была точной и актуальной, принимают заявления от кандидатов в родители, ищут и предлагают детей, консультируют, следят за тем, как проходит знакомство с ребенком, распространяют информацию о детях, которых особенно сложно устроить в семьи, делают много бумажной работы.

Ася Устюгова для НП

Взаимодействие кандидатов в родители с операторами происходит по одному из двух сценариев:

Вариант 1. Кандидат подает заявление, после чего оператор ставит его на учет и начинает поиск подходящего ребенка. Если не находит, то временно прекращает поиск и вновь связывается с потенциальным родителем, когда появляется подходящий ребенок. Если кандидат хочет взять ребенка до 3 или 5 лет, ему рекомендуют встать на учет в территориальные органы опеки, поскольку именно там впервые появляется информация о вновь выявленных сиротах.

Вариант 2. Кандидат звонит с вопросом о конкретном ребенке, которого нашел в базах данных детей-сирот. Оператор проверяет статус ребенка. Если на него не претендует другая семья, кандидат получает полную информацию о ребенке и направление на встречу с ним. Впрочем, оператор может раскрыть только часть информации и статус ребенка. За деталями и возможностью договориться о встрече кандидату нужно лично приехать к оператору. В очень редких случаях региональный оператор самостоятельно ищет по федеральной базе кандидатов из других регионов для отдельных детей, которые долгое время находятся в детском доме.

Как ускорить поиск ребенка?

Чем шире параметры поиска, тем больше шанс найти ребенка. Иногда операторы не предлагают ребенка, который может заинтересовать кандидата, только потому что он на несколько месяцев старше возраста, который указан в заявлении, или потому что у него волосы другого цвета.

Помните, что операторы могут по-своему понять ваши требования о здоровье и внешности. Одни операторы расскажут о ребенке кандидату, даже если они не уверены в том, что он точно соответствует их пожеланиям. Другие стараются максимально угодить кандидатам, но в результате слишком узко или неверно интерпретируют их запрос.

Какие параметры можно расширить:

Ася Устюгова для НП

Внешность. Попробуйте не задавать дополнительные критерии поиска по тем параметрам, которые есть в анкете, но выходят за пределы заключения: «цвет волос», «цвет глаз», «прочие пожелания».

Здоровье. Расширьте формулировки о здоровье ребенка. Вместо конкретной группы здоровья операторы советуют писать в анкете: «без значительных отклонений», «с излечимыми заболеваниями», «удовлетворительное», «относительно здоровый».

Дети с братьями и сестрами. Это одна из основных «проблемных» категорий. Если братья/сестры знакомы друг с другом, по закону их нельзя разлучать. Они могут быть устроены только вместе в одну семью. Поскольку большинство кандидатов хотят одного ребенка, найти маленького относительно здорового ребенка легче среди тех, у кого есть братья/сестры. Соответственно, если ваше материальное положение и жилищные условия позволяют, в заключении стоит указать более одного ребенка.

Что делать, если оператор настаивает на подробном описании пожеланий?

Некоторые операторы просят кандидатов не расширить, а наоборот, максимально сузить запрос. Они могут настаивать на том, чтобы кандидат подробно заполнил все графы анкеты с характеристиками ребенка. Имейте в виду, что это необязательное требование, более того, очень часто оно оказывается контрпродуктивным, затрудняет и затягивает подбор ребенка. Просто оператор пытается таким образом облегчить себе работу. Вы должны четко определить для себя, что вам действительно важно и на что у вас хватит сил.

Ребенок есть в базе, а мне говорят, что он недоступен. Оператор лжет?

Чаще всего так происходит из-за того, что базы данных обновляются недостаточно оперативно. Анкету удаляют с сайта после того, как ребенок фактически устроен в семью. До этого она висит в базе, хотя другие кандидаты уже могли получить направление на знакомство. Фактически ребенок недоступен для других кандидатов и находится в процессе устройства в семью. В результате другие потенциальные родители возмущаются, когда им отказывают, и перестают доверять органам опеки.

По результатам исследования, фонд «Нужна помощь» направил в Минобрнауки РФ рекомендации по улучшению процесса взаимодействия региональных операторов с потенциальными родителями и опекунами. Больше исследований читайте на странице одноименного отдела НП.

Читайте также
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
Берегись «подснежника»: как безопасно водить зимой и не бояться это делать
1 марта
Опыт
«Все как у всех — только с бинтами»: монолог женщины, которая с рождения живет с буллезным эпидермолизом, но узнала об этом только в 30 лет
29 февраля