- Цифры
- 1 июня 2022, 16:52
В России стали реже усыновлять детей и чаще возвращать их в детдома. Исследование «Если быть точным»
В 2021 году в России было 494 тысячи детей, переживших опыт сиротства — это 2% от всех детей в России. Большинство из них — социальные сироты. Мама, папа или другие родственники этих детей живы, но по каким-то причинам не могут воспитывать их в семье.
За последние семь лет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось почти в полтора раза. Причин такой динамики несколько — кровные семье стали реже лишать родительских прав, от детей меньше отказываются при рождении.
1 июня, в Международный день защиты детей, публикуем тезисы из последнего исследования проекта «Если быть точным».
Детей с опытом сиротства становится меньше
Согласно исследованию, в 2021 году в России насчитывалось больше 493 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это почти в полтора раза меньше, чем в 2014 году. По словам директора благотворительного фонда «Дети наши» Варвары Пензовой, этом может быть связано в том числе с тем, что тема приемного родительства становится популярнее. Сегодня люди знают о такой возможности больше, чем 10 лет назад, говорит она. Многие из них принимают решение стать приемными родителями.
Но кроме того, сейчас рожает поколение перестройки, а их очень мало. Собственно, и детей их мало. Даже если тот же самый процент попадает в учреждение, то их меньше, чем в более ранних поколениях.
В 2021 году большинство детей с опытом сиротства были приняты в приемные семьи — больше 454 человек были усыновлены или попали под опеку. Еще почти 35,3 тысячи детей проживали в сиротских учреждениях, но за семь лет их численность сократилась более, чем в два раза. В 2014 году таких детей было 72 тысячи.
Официальная статистика может занижать число сирот в интернатах на 40%
В официальную статистику попадают только те воспитанники учреждений, которые имеют статус нуждающихся в семейном устройстве. Однако есть значительная часть детей, которые этого статуса не имеют и, соответственно, в статистике не отражаются. Это ребята, которых родители временно отдали в детский дом по заявлению. Формально у таких детей есть родные, поэтому они сохраняют статус «семейных» и не могут быть переданы на семейную форму устройства. Предполагается, что семья через время заберет ребенка обратно, но на практике же эти дети часто остаются в учреждениях не временно, а до самого выпуска. Как считают представители НКО и общественные деятели, чиновники используют временный статус размещения, чтобы «не портить статистику».
Информация о том, сколько детей помещено в сиротские учреждения временно по заявлению родителей, не публикуется в открытом доступе. В ответе Минпросвещения РФ на запрос проекта «Если быть точным» было указано, что на конец 2019 года таких детей в России насчитывалось больше 16 тысяч человек.
Дети также могут быть временно размещены в учреждении, чтобы получить «медицинские, образовательные и иные услуги» или если родители из-за сложных жизненных обстоятельств не могут воспитывать ребенка в семье. Учитывая эту категорию детей, «временных» сирот в России еще больше. По данным Минпросвещения, в 2018 году в учреждениях было временно размещено больше 27 тысяч детей — то есть 38,9% от всех детей, находящихся в детских интернатных учреждениях.
Лишать родительских прав стали реже
Исследование показало, что в последние годы политика по лишению родительских прав в России смягчается. Если в 2014 году родительских прав было лишено больше 51,5 тысячи человек, то в 2021 — 43,6 тысяч. Это также объясняет, почему детей-сирот в стране становится меньше.
Сейчас есть достаточно жесткая установка прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в кровной семье. Держать семьи в опасном положении под патронажем, под контролем, проверять, что там происходит, оказывать помощь, но не перемещать детей в учреждения.
Резкий спад количества детей, чьих родителей лишили прав или ограничили в них случился от 2019 к 2020 году — с 46 до 38 тысяч человек. Исследователи «Если быть точным» объясняют это последствиями пандемии коронавируса: из-за карантина профильным службам было сложнее инспектировать неблагополучные семьи. Но уже в 2021 году цифры вернулись к докоронавирусным значениям — в тот год прав лишили родителей 43,7 тысяч детей.
От детей стали реже отказываться при рождении
Исследование также показало, что за последние семь лет родители стали реже отказываться от своих новорожденных детей. Если в 2014 году детей-«отказников» было почти пять тысяч, то к 2021 их численность снизилась практически в три раза — до 1,7 тысяч.
По словам программного директора фонда «Абсолют-Помощь» Эльвиры Гарифуллиной, все дело в улучшении работы системы поддержки беременных женщин и матерей в роддомах. Как на уровне государства, так и на уровне некоммерческих организаций.
Конечно, если женщина знает, что может обратиться за помощью, и эта помощь своевременна, это играет роль. Дома ребенка должны трансформироваться в центры поддержки семьи, приюты для мам с детьми, центры ранней помощи, так как малышам особенно важно развиваться в семейном окружении.
Кандидатам в приемные семьи стало сложнее найти детей
В 2021 году из всех семей, которые хотели взять приемного ребенка, только 34% сделали это. Последние три года эта доля держится примерно на одном уровне, но если посмотреть данные за последние 12 лет, то за это время она снизилась в два раза.
Такое падение связано с тем, что запросы кандидатов в приемные родители не совпадают с реальным портретом социального сиротства России. Семьи охотнее забирают детей без серьезных заболеваний, полных сирот и малышей до года. В реальности же в сиротских учреждениях в основном находятся дети с тяжелыми нарушениями здоровья, сиблинги и подростки. В федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, 59% детей — сиблинги, 66% — 12 лет и старше, 60% имеют 3, 4 или 5 группу здоровья, то есть страдают хроническими заболеваниями разной степени тяжести.
Нужно, чтобы даже на обучение люди шли, понимая, что они не найдут себе младенца, голубоглазую здоровую девочку, а что есть конкретные дети, которым нужна семья, и их подготовят и научат справляться с теми сложностями, которые их ждут в процессе воспитания таких детей и жизни с ними. Стоит изменить порядок подбора и честно говорить приемным родителям, что не семья выбирает ребенка, а ребенку выбирают семью.
По мнению Александра Спивака, в России пока не сформирован институт профессиональной приемной семьи. Людям кажется, что кровное родительство практически не отличается от приемного, считает он.
Нет процесса, который был бы направлен на поиск, вовлечение и поддержку людей, которые воспринимают это как профессиональное дело, реализацию своих педагогических способностей. При достаточном сопровождении и поддержке государства такие люди могли бы потянуть сложных детей.
Доля иностранных усыновлений за 10 лет упала в десять раз
В 2021 году доля детей, усыновленных иностранцами, составила 3%. В основном усыновителями были семьи из Италии и Германии.
До принятия в 2013 году «закона Димы Яковлева», который запретил американцам усыновлять российских детей, она достигала практически трети от общей численности усыновленных. То есть с 2012 года доля иностранных усыновлений упала в 10 раз.
Кроме того, принятие закона могло повлиять и на снижение доли семей, которым удалось взять ребенка в семью. Дело в том, что иностранные усыновители охотнее принимали в семью детей из «сложных» категорий — в 2012 году они усыновили 7% российских детей с инвалидностью. Российские семьи же усыновили 0,4% детей из этой категории.
Исследователи «Если быть точным» предполагают, что обострение геополитической ситуации в 2022 году, в том числе закрытие границ, еще больше снизит возможность усыновления российских сирот иностранными гражданами.
Детей чаще возвращают в детские дома
В 2021 году больше 5 тысяч детей имели опыт вторичного сиротства, то есть вернулись в сиротское учреждение из новой семьи. Это происходило как по инициативе семьи, принявшей ребенка, так и в результате изъятия — если семья не выполняла надлежащим образом свои обязанности или жестоко обращалась с ребенком.
Так, в прошлом году 60% возвратов случились по инициативе приемных семей, 15,5% по инициативе органов опеки, 11,4 из-за невыполнения обязательств приемными родителями и еще 4,3% из-за заболевания ребенка.
С годами количество возвратов детей увеличивается. В 2021 году на 100 решений о передаче ребенка в семью приходилось 7 отмен, а в 2014 году — 5 отмен на 100 решений о передаче.
По мнению Эльвиры Гарифулиной, важную роль в профилактике вторичного сиротства играет качественное сопровождение. Семьи должны доверять специалистам, с которыми работают, и не бояться делиться проблемами.
Отсутствие доверительных отношений провоцирует то, что семья до последнего скрывает проблему, и ситуация выясняется, когда остается действительно мало шансов ее решить. С другой стороны, не везде есть бесшовный переход от подготовки к сопровождению семьи: часто готовят в школе приемных родителей, а сопровождает потом совершенно другая организация. Доверительные отношения с семьей не формируются.
Спасибо, что дочитали до конца! Полное исследование можно прочитать тут.