18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

«Опыт кровного родительства не имеет ничего общего с опытом приемного»: мифы и правда об усыновлении

Разбираемся с мифами и страхами о приемном родительстве.

Практика усыновления по-прежнему не знакома большей части нашего общества. Как следствие — эта тема окружена мифами, а у будущих приемных родителей возникает множество страхов. Но насколько все они оправданы? Сотрудники благотворительных фондов «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и «Шалаш» рассказали, с какими трудностями могут столкнуться приемные семьи и кто помогает им с ними справиться.

Усыновление в России

Одно из следствий недостатка информации и распространенности мифов о детях из детских домов — это низкий процент усыновляемости. Если сравнивать количество усыновлений в России и других странах Европы, то в нашей стране их намного меньше. Россияне забирают в семьи не больше ⅕ всех детей из интернатов. 

Но раньше показатели были еще ниже. Более активно усыновлять россияне начали в начале 2010-х. Как рассказывает руководитель проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Алена Синкевич, в то время изменилась государственная политика в отношении приемных семей, и общество стало говорить о них больше. Тогда люди увидели проблему, о которой раньше молчали (раньше на детских домах даже не было вывесок). 

Другой аспект, который повлиял на интерес к приемному родительству в России, — это большое количество усыновлений иностранцами в 2000-х. Это уже известная тенденция: когда в стране начинается рост усыновлений из-за рубежа, примерно через десять лет активнее развивается и «внутреннее» усыновление.  

Алена Синкевич
Алена Синкевич
руководитель проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Наш фонд возник примерно в то же время и весьма стихийно: Елена Альшанская легла в больницу со своей дочкой и увидела, что многие дети там были без родителей. Они не получали должного ухода, и им было очень тяжело. Елена позвала своих друзей, и они стали возить этим детям памперсы, одежду, игрушки. Так вскоре сформировалось сообщество, потом фонд.

Кроме усыновления есть и опека — это другая форма отношений, при которой ребенок устраивается в семью без оформления родительских прав на него. Опеку российские семьи выбирают чаще, и на то есть несколько причин. Во-первых, эта процедура проще, она решается административным, а не судебным путем, то есть без судебного слушания. Во-вторых, опекаемому ребенку при достижении совершеннолетия государство должно выдать квартиру, а усыновленный ребенок этого преимущества лишен. В-третьих, для опекаемых в отличие от усыновленных могут быть квоты при поступлении в вузы. К тому же опека — это возмездная форма устройства во многих регионах. Семья регулярно получает деньги на обеспечение опекаемого ребенка. А усыновление в большинстве регионов России не предполагает вознаграждения. 

В 2022 году количество усыновляемых и опекаемых детей может уменьшиться, полагает Алена Синкевич. Многие россияне оказались в сложном финансовом положении и с меньшей вероятностью решатся на такой шаг. Ситуация для помогающих таким семьям НКО тоже стала трудной — уменьшился объем пожертвований, ушли многие спонсоры из-за границы. А значит, они смогут оказывать приемным семьям меньше помощи. 

Что касается иностранного усыновления, то законом Димой Яковлева и другими инициативами оно уже было практически свернуто в России. При том, что иностранные усыновления могли бы помочь устраивать в семьи детей с ОВЗ. А именно дети с ОВЗ, подростки и сиблинговые группы составляют большинство детей оставшихся без попечения родителей и проживающих в учреждениях. Сложно оценить, как будут развиваться события сейчас, но, возможно, усыновлений иностранцами будет еще меньше.

Мифы о приемных детях

Что же мешает людям решиться усыновить ребенка? И что вынуждает их отдавать его обратно в детский дом уже после усыновления? В ноябре 2021 года команда фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» провела исследование отношения общества к приемному родительству. В опросе приняли участие 928 человек, и на основе их ответов можно выделить главные мифы о приемном родительство и детях из специальных учреждений.

Миф 1. Усыновленный ребенок никогда не почувствует благодарность родителям.

Алена Синкевич
Алена Синкевич
руководитель проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Действительно, если люди берут ребенка с надеждой на мгновенную благодарность с его стороны, эта история обречена на провал. Ведь как это бывает с кровными детьми? Пока они растут, они не испытывают благодарность к родителям, только любовь. А благодарность — более зрелое чувство, которое обычно появляется уже позднее. Приемные дети такие же дети, и они вряд ли почувствуют к вам благодарность в юном возрасте. Но, вырастая, приемный ребенок, как и любой другой, с большой вероятность понимает все, что родитель для него сделал, и чувствует к нему благодарность. 

Миф 2. У детей из детских домов плохая наследственность.

Алена Синкевич
Алена Синкевич
руководитель проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

У попадания в детские дома могут быть разные причины. Странно думать, что только дети из «генетически неблагополучных» семей попадают в интернаты. Иногда весьма способные и талантливые родители становятся асоциальными и лишаются родительских прав. В детском доме вполне может оказаться и ребенок с уникальными генами, рожденный от двух гениальных музыкантов, например. Но важно понимать: дальше все зависит от того, в какую семью он попадет. Если он, скажем, окажется в семье лесорубов, которые живут в глухом лесу, и ближайший музыкальный инструмент находится за 100 верст, то вряд ли разовьется тот ген музыкальной одаренности, который он унаследовал. 

У нас у всех разные гены, и среда влияет на то, какой из них активируется. То есть генетика не является предопределяющим фактором, если речь, конечно, не идет о генетической патологии. Если у ребенка отец алкоголик, это вовсе не значит, что и он будет алкоголиком. Он может стать им не из-за генетики, а из-за психологического фактора: если ребенку все время будут об этом напоминать, и он начнет самоидентифицировать себя так. 

Миф 3. Перевоспитать приемного ребенка невозможно.

Алена Синкевич
Алена Синкевич
руководитель проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Мы меняемся под влиянием условий жизни, отношения к нам. И это действительно может быть трудно для приемного ребенка из-за его травм, низкого уровня доверия к взрослым. Должно пройти время, и родителю необходимо быть терпеливым, что нелегко. Но надо понимать, что, попав в семью, дети точно поменяются, и перевоспитать их будет возможно. Единственное — старый негативный опыт может «застрять» в них в виде травмы, и тогда детям понадобится помощь психолога для преодоления ее. 

Миф 4. Если я воспитал кровного ребенка, легко воспитаю и приемного.

Анна Кондрашова
Анна Кондрашова
координатор Школы приемных родителей фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Кто-то, напротив, считает, что ничего сложного в воспитании приемного сына или дочери нет — ребенок, он и есть ребенок. У таких родителей иллюзия, что они уже все знают и умеют: я своих вырастил, чему меня кто еще может научить? Но опыт кровного родительства не имеет практически ничего общего с опытом приемного родительства. При воспитании приемного ребенка нужно учитывать множество проблем, которые не возникают с кровным ребенком, и в чем-то совершенно по-другому подходить к нему. Для этого нужна помощь психологов и других специалистов.

Миф 5. Ребенку не надо говорить, что он усыновленный.

Алена Синкевич
Алена Синкевич
руководитель проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

По закону приемный родитель имеет право хранить тайну усыновления. Но профильные психологи не поддерживают такое отношение к этому вопросу. Любая тайна разъедает отношения. Ребенок понимает, что от него что-то скрывают, и у него появляется концепция: скрывают то, что стыдно. И он приписывает этот стыд себе, что психологически опасно. К тому же бывают случаи, когда дети узнают о своем усыновлении случайно, от сторонних людей. Это может травмировать ребенка еще больше и поставить под угрозу целостность его отношений с родителями. 

К чему на самом деле надо быть готовым

Прежде всего необходимо понимать, что ребенок с опытом сиротства — это почти всегда ребенок с травмой: от потери дома и родителей до пережитого стресса в детских домах. В детских домах у ребёнка не всегда появляется значимый взрослый, с которого можно брать пример и который всегда поддержит. Из-за такого опыта у ребёнка могут быть проблемы с построением функциональных отношений с семьей, друзьями, партнерами и сообществом. 

Мария Терк
Мария Терк
исследовательница фонда «Шалаш»

Чаще всего у детей с опытом сиротства может развиться травма убежища. Она возникает, когда дети обращаются к людям, от которых ожидают получить помощь и почувствовать безопасность, но вместо этого получают еще более травмирующий опыт. Так часто бывает у детей родителей с алкогольной или наркотической зависимостью, которые не могут заботиться о своем ребенке. Она может усугубиться и после попадания в детские дома: там дети нередко сталкиваются с игнорированием или даже насилием со стороны персонала. 

Следствием травм могут быть интенсивные физические и психологические стрессовые реакции. Они в свою очередь могут вести к задержкам развития, проблемам в обучении и сложностям в коммуникации с другими людьми. Детям сложно развивать когнитивные навыки, запоминать новую информацию, проявлять свои эмоции и различать чужие, формировать отношения с одноклассниками, учителями и родителями.

Например, у ребят, переживших травмирующие события, часто возникают трудности с доверием. У кровных детей оно формируется по отношению к родителям с первых дней жизни. У приемных же этого не происходит, а значит, их доверие нужно завоевывать и формировать в уже более взрослом возрасте (что сложнее). Дети, пострадавшие от травмы, также часто соревнуются с взрослыми за власть. Это происходит потому, что они верят, что контроль над окружающей средой является способом достижения безопасности. 

Получается, в воспитании приемных детей есть свои особенности. И родителям нужно их учитывать и преодолевать проблемы, которые, как правило, не возникают с кровными детьми. 

Алена Синкевич
Алена Синкевич
руководитель проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Воспитывать приемного ребенка может быть тяжелее, чем кровного, это действительно требует больше ресурсов. Например, с кровным ребенком можно обойтись и без психолога, а с приемным, скорее всего, нет. Кровный родился с полным незнанием мира, и мы его сформировали, объяснили, какую роль он играет в этом мире и в нашей жизни. Приемный же ребенок несет в себе паттерн, который был в его мире до нашего появления, и его установки могут очень отличаться от ваших. И в этом случае надо предпринимать шаги, чтобы изменить эти установки. Часто для этого нужна помощь психолога и его профессиональный анализ. 

В исследовании Tiburon Research, опубликованном на платформе «Если быть точным», 75% опрошенных приемных семей ответили, что сталкиваются с существенными проблемами в воспитании приемного ребенка. Среди часто встречающихся проблем — задержка в развитии, слабое здоровье ребенка, проблемы с концентрацией, то, что ребенок обманывает взрослых и манипулирует ими, невозможность найти контакт с ребенком. 

Кто помогает приемным родителям

Необходимую информацию и психологическую поддержку будущие родители получают в ходе обучения в Школе приемных родителей (ШПР). Такие школы появились в России в 2010 году и сейчас есть во всех регионах страны. Чтобы усыновить ребенка, нужно в обязательном порядке обучиться в ШПР и получить сертификат о прохождении обязательного курса (от 56 до 80 часов). Программа школы регулируется государством: есть разработанная схема обучения, в ней обозначены обязательные для освещения темы.

Анна Кондрашова
Анна Кондрашова
координатор Школы приемных родителей фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Часто люди видят трогательные ролики с детьми, у них «екает», и они решают: вот, возьму завтра этого малыша! И доброе дело сделаю, и себе на радость. А потом оказывается, мало того что надо собрать целый пакет документов, еще и несколько месяцев учиться. Но это действительно необходимо. О кровном родительстве мы многое знаем от своих мам и пап, сестер и братьев, друзей, а о приемном чаще всего не знаем ничего. Такие знания действительно в обычной жизни не получить. Их по максимуму должны давать в ШПР. 

На занятиях в школе будущие родители много говорят с психологами о травмах детей из детских домов и их особенностях. Все занятия проходят в форме тренинга, и учащиеся активно включаются в выполнений заданий и упражнений. 

Например, все ученики ШПР делятся на группы, и каждой из них дается задание: одним необходимо вспомнить людей, к которым они привязаны, другим — вещи, третьим — места, четвертым — нематериальные ценности. А дальше всем им предлагают представить, что все это у них отобрали. Ведь именно так происходит с ребенком, которого отправляют в специальное учреждение. Выполнять такие задания психологически тяжело, но только они  помогают лучше понять детей из детских домов, осознать, что они чувствуют, и начать по-другому смотреть на многие вещи касательно них.

По окончании обучения некоторые родители отказываются от идеи становиться приемными родителями рассказывает Анна Кондрашова. В анкетах обратной связи около 80% пишут, что по-прежнему планируют взять ребенка, но в итоге доходят до этого в течение ближайшего года или двух только 35%. Это тоже важный результат работы школы: она помогает избежать импульсивного и непродуманного решения, которое будет только во вред. 

Анна Кондрашова
Анна Кондрашова
координатор Школы приемных родителей фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Мы не ставим себе цель изменить к лучшему жизнь ребенка ценой ухудшения качества жизни принявших его в свою семью взрослых. От принятия ребенка в семью, должны выиграть все. Для этого взрослыми должны быть принято взвешенное решение. Только в таком случае удастся избежать возврата ребенка обратно в детский дом. И какой бы мотивированный человек не пришел в ШПР, иногда в результате обучения он может понять, что это не его путь. И отлично, что он понял это вовремя! Отказ от усыновления на этом этапе — результат положительный и еще раз доказывающий необходимость обучения в ШПР.

Для консультирования и поддержки приемных семей работают разные организации и проекты. С сотрудниками этих НКО приемные родители и дети всегда могут быть на связи и получать от них необходимую помощь:

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Что мешает сиротам поступать в вузы?
28 августа
Читайте также
Опыт
«Представьте, что вокруг вас всегда много людей, но никто никогда не обнимет вас по-настоящему»: колонка волонтера фонда «Старшие Братья Старшие Сестры»
7 августа
Опыт
«Из благополучателей в благотворители»: как вовлечь родительские сообщества в фандрайзинг
27 января
Опыт
«Пока сохраняем устойчивость, но с удвоенной силой ищем новые источники финансирования»: колонка фонда «Дедморозим»
16 января