- Знания
- 4 мая 2022, 14:34
«Опыт кровного родительства не имеет ничего общего с опытом приемного»: мифы и правда об усыновлении
Разбираемся с мифами и страхами о приемном родительстве.
Практика усыновления по-прежнему не знакома большей части нашего общества. Как следствие — эта тема окружена мифами, а у будущих приемных родителей возникает множество страхов. Но насколько все они оправданы? Сотрудники благотворительных фондов «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и «Шалаш» рассказали, с какими трудностями могут столкнуться приемные семьи и кто помогает им с ними справиться.
Усыновление в России
Одно из следствий недостатка информации и распространенности мифов о детях из детских домов — это низкий процент усыновляемости. Если сравнивать количество усыновлений в России и других странах Европы, то в нашей стране их намного меньше. Россияне забирают в семьи не больше ⅕ всех детей из интернатов.
Но раньше показатели были еще ниже. Более активно усыновлять россияне начали в начале 2010-х. Как рассказывает руководитель проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Алена Синкевич, в то время изменилась государственная политика в отношении приемных семей, и общество стало говорить о них больше. Тогда люди увидели проблему, о которой раньше молчали (раньше на детских домах даже не было вывесок).
Другой аспект, который повлиял на интерес к приемному родительству в России, — это большое количество усыновлений иностранцами в 2000-х. Это уже известная тенденция: когда в стране начинается рост усыновлений из-за рубежа, примерно через десять лет активнее развивается и «внутреннее» усыновление.
Наш фонд возник примерно в то же время и весьма стихийно: Елена Альшанская легла в больницу со своей дочкой и увидела, что многие дети там были без родителей. Они не получали должного ухода, и им было очень тяжело. Елена позвала своих друзей, и они стали возить этим детям памперсы, одежду, игрушки. Так вскоре сформировалось сообщество, потом фонд.
Кроме усыновления есть и опека — это другая форма отношений, при которой ребенок устраивается в семью без оформления родительских прав на него. Опеку российские семьи выбирают чаще, и на то есть несколько причин. Во-первых, эта процедура проще, она решается административным, а не судебным путем, то есть без судебного слушания. Во-вторых, опекаемому ребенку при достижении совершеннолетия государство должно выдать квартиру, а усыновленный ребенок этого преимущества лишен. В-третьих, для опекаемых в отличие от усыновленных могут быть квоты при поступлении в вузы. К тому же опека — это возмездная форма устройства во многих регионах. Семья регулярно получает деньги на обеспечение опекаемого ребенка. А усыновление в большинстве регионов России не предполагает вознаграждения.
В 2022 году количество усыновляемых и опекаемых детей может уменьшиться, полагает Алена Синкевич. Многие россияне оказались в сложном финансовом положении и с меньшей вероятностью решатся на такой шаг. Ситуация для помогающих таким семьям НКО тоже стала трудной — уменьшился объем пожертвований, ушли многие спонсоры из-за границы. А значит, они смогут оказывать приемным семьям меньше помощи.
Что касается иностранного усыновления, то законом Димой Яковлева и другими инициативами оно уже было практически свернуто в России. При том, что иностранные усыновления могли бы помочь устраивать в семьи детей с ОВЗ. А именно дети с ОВЗ, подростки и сиблинговые группы составляют большинство детей оставшихся без попечения родителей и проживающих в учреждениях. Сложно оценить, как будут развиваться события сейчас, но, возможно, усыновлений иностранцами будет еще меньше.
Мифы о приемных детях
Что же мешает людям решиться усыновить ребенка? И что вынуждает их отдавать его обратно в детский дом уже после усыновления? В ноябре 2021 года команда фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» провела исследование отношения общества к приемному родительству. В опросе приняли участие 928 человек, и на основе их ответов можно выделить главные мифы о приемном родительство и детях из специальных учреждений.
Миф 1. Усыновленный ребенок никогда не почувствует благодарность родителям.
Действительно, если люди берут ребенка с надеждой на мгновенную благодарность с его стороны, эта история обречена на провал. Ведь как это бывает с кровными детьми? Пока они растут, они не испытывают благодарность к родителям, только любовь. А благодарность — более зрелое чувство, которое обычно появляется уже позднее. Приемные дети такие же дети, и они вряд ли почувствуют к вам благодарность в юном возрасте. Но, вырастая, приемный ребенок, как и любой другой, с большой вероятность понимает все, что родитель для него сделал, и чувствует к нему благодарность.
Миф 2. У детей из детских домов плохая наследственность.
У попадания в детские дома могут быть разные причины. Странно думать, что только дети из «генетически неблагополучных» семей попадают в интернаты. Иногда весьма способные и талантливые родители становятся асоциальными и лишаются родительских прав. В детском доме вполне может оказаться и ребенок с уникальными генами, рожденный от двух гениальных музыкантов, например. Но важно понимать: дальше все зависит от того, в какую семью он попадет. Если он, скажем, окажется в семье лесорубов, которые живут в глухом лесу, и ближайший музыкальный инструмент находится за 100 верст, то вряд ли разовьется тот ген музыкальной одаренности, который он унаследовал.
У нас у всех разные гены, и среда влияет на то, какой из них активируется. То есть генетика не является предопределяющим фактором, если речь, конечно, не идет о генетической патологии. Если у ребенка отец алкоголик, это вовсе не значит, что и он будет алкоголиком. Он может стать им не из-за генетики, а из-за психологического фактора: если ребенку все время будут об этом напоминать, и он начнет самоидентифицировать себя так.
Миф 3. Перевоспитать приемного ребенка невозможно.
Мы меняемся под влиянием условий жизни, отношения к нам. И это действительно может быть трудно для приемного ребенка из-за его травм, низкого уровня доверия к взрослым. Должно пройти время, и родителю необходимо быть терпеливым, что нелегко. Но надо понимать, что, попав в семью, дети точно поменяются, и перевоспитать их будет возможно. Единственное — старый негативный опыт может «застрять» в них в виде травмы, и тогда детям понадобится помощь психолога для преодоления ее.
Миф 4. Если я воспитал кровного ребенка, легко воспитаю и приемного.
Кто-то, напротив, считает, что ничего сложного в воспитании приемного сына или дочери нет — ребенок, он и есть ребенок. У таких родителей иллюзия, что они уже все знают и умеют: я своих вырастил, чему меня кто еще может научить? Но опыт кровного родительства не имеет практически ничего общего с опытом приемного родительства. При воспитании приемного ребенка нужно учитывать множество проблем, которые не возникают с кровным ребенком, и в чем-то совершенно по-другому подходить к нему. Для этого нужна помощь психологов и других специалистов.
Миф 5. Ребенку не надо говорить, что он усыновленный.
По закону приемный родитель имеет право хранить тайну усыновления. Но профильные психологи не поддерживают такое отношение к этому вопросу. Любая тайна разъедает отношения. Ребенок понимает, что от него что-то скрывают, и у него появляется концепция: скрывают то, что стыдно. И он приписывает этот стыд себе, что психологически опасно. К тому же бывают случаи, когда дети узнают о своем усыновлении случайно, от сторонних людей. Это может травмировать ребенка еще больше и поставить под угрозу целостность его отношений с родителями.
К чему на самом деле надо быть готовым
Прежде всего необходимо понимать, что ребенок с опытом сиротства — это почти всегда ребенок с травмой: от потери дома и родителей до пережитого стресса в детских домах. В детских домах у ребёнка не всегда появляется значимый взрослый, с которого можно брать пример и который всегда поддержит. Из-за такого опыта у ребёнка могут быть проблемы с построением функциональных отношений с семьей, друзьями, партнерами и сообществом.
Чаще всего у детей с опытом сиротства может развиться травма убежища. Она возникает, когда дети обращаются к людям, от которых ожидают получить помощь и почувствовать безопасность, но вместо этого получают еще более травмирующий опыт. Так часто бывает у детей родителей с алкогольной или наркотической зависимостью, которые не могут заботиться о своем ребенке. Она может усугубиться и после попадания в детские дома: там дети нередко сталкиваются с игнорированием или даже насилием со стороны персонала.
Следствием травм могут быть интенсивные физические и психологические стрессовые реакции. Они в свою очередь могут вести к задержкам развития, проблемам в обучении и сложностям в коммуникации с другими людьми. Детям сложно развивать когнитивные навыки, запоминать новую информацию, проявлять свои эмоции и различать чужие, формировать отношения с одноклассниками, учителями и родителями.
Например, у ребят, переживших травмирующие события, часто возникают трудности с доверием. У кровных детей оно формируется по отношению к родителям с первых дней жизни. У приемных же этого не происходит, а значит, их доверие нужно завоевывать и формировать в уже более взрослом возрасте (что сложнее). Дети, пострадавшие от травмы, также часто соревнуются с взрослыми за власть. Это происходит потому, что они верят, что контроль над окружающей средой является способом достижения безопасности.
Получается, в воспитании приемных детей есть свои особенности. И родителям нужно их учитывать и преодолевать проблемы, которые, как правило, не возникают с кровными детьми.
Воспитывать приемного ребенка может быть тяжелее, чем кровного, это действительно требует больше ресурсов. Например, с кровным ребенком можно обойтись и без психолога, а с приемным, скорее всего, нет. Кровный родился с полным незнанием мира, и мы его сформировали, объяснили, какую роль он играет в этом мире и в нашей жизни. Приемный же ребенок несет в себе паттерн, который был в его мире до нашего появления, и его установки могут очень отличаться от ваших. И в этом случае надо предпринимать шаги, чтобы изменить эти установки. Часто для этого нужна помощь психолога и его профессиональный анализ.
В исследовании Tiburon Research, опубликованном на платформе «Если быть точным», 75% опрошенных приемных семей ответили, что сталкиваются с существенными проблемами в воспитании приемного ребенка. Среди часто встречающихся проблем — задержка в развитии, слабое здоровье ребенка, проблемы с концентрацией, то, что ребенок обманывает взрослых и манипулирует ими, невозможность найти контакт с ребенком.
Кто помогает приемным родителям
Необходимую информацию и психологическую поддержку будущие родители получают в ходе обучения в Школе приемных родителей (ШПР). Такие школы появились в России в 2010 году и сейчас есть во всех регионах страны. Чтобы усыновить ребенка, нужно в обязательном порядке обучиться в ШПР и получить сертификат о прохождении обязательного курса (от 56 до 80 часов). Программа школы регулируется государством: есть разработанная схема обучения, в ней обозначены обязательные для освещения темы.
Часто люди видят трогательные ролики с детьми, у них «екает», и они решают: вот, возьму завтра этого малыша! И доброе дело сделаю, и себе на радость. А потом оказывается, мало того что надо собрать целый пакет документов, еще и несколько месяцев учиться. Но это действительно необходимо. О кровном родительстве мы многое знаем от своих мам и пап, сестер и братьев, друзей, а о приемном чаще всего не знаем ничего. Такие знания действительно в обычной жизни не получить. Их по максимуму должны давать в ШПР.
На занятиях в школе будущие родители много говорят с психологами о травмах детей из детских домов и их особенностях. Все занятия проходят в форме тренинга, и учащиеся активно включаются в выполнений заданий и упражнений.
Например, все ученики ШПР делятся на группы, и каждой из них дается задание: одним необходимо вспомнить людей, к которым они привязаны, другим — вещи, третьим — места, четвертым — нематериальные ценности. А дальше всем им предлагают представить, что все это у них отобрали. Ведь именно так происходит с ребенком, которого отправляют в специальное учреждение. Выполнять такие задания психологически тяжело, но только они помогают лучше понять детей из детских домов, осознать, что они чувствуют, и начать по-другому смотреть на многие вещи касательно них.
По окончании обучения некоторые родители отказываются от идеи становиться приемными родителями рассказывает Анна Кондрашова. В анкетах обратной связи около 80% пишут, что по-прежнему планируют взять ребенка, но в итоге доходят до этого в течение ближайшего года или двух только 35%. Это тоже важный результат работы школы: она помогает избежать импульсивного и непродуманного решения, которое будет только во вред.
Мы не ставим себе цель изменить к лучшему жизнь ребенка ценой ухудшения качества жизни принявших его в свою семью взрослых. От принятия ребенка в семью, должны выиграть все. Для этого взрослыми должны быть принято взвешенное решение. Только в таком случае удастся избежать возврата ребенка обратно в детский дом. И какой бы мотивированный человек не пришел в ШПР, иногда в результате обучения он может понять, что это не его путь. И отлично, что он понял это вовремя! Отказ от усыновления на этом этапе — результат положительный и еще раз доказывающий необходимость обучения в ШПР.
Для консультирования и поддержки приемных семей работают разные организации и проекты. С сотрудниками этих НКО приемные родители и дети всегда могут быть на связи и получать от них необходимую помощь:
- «Волонтеры в помощь детям-сиротам»,
- «Здесь и сейчас»,
- Институт развития семейного устройства,
- «Арифметика добра»,
- Аистенок,
- День аиста.
Спасибо, что дочитали до конца!