- Опыт
- 18 мая 2023, 17:57
- 5 минут
Как собаки становятся терапевтами и помогают людям с разными заболеваниями
Как собаки-терапевты помогают людям восстанавливаться после травм, справляться с психосоматическими заболеваниями и ментальными диагнозами, улучшать двигательные функции при инвалидности, рассказали руководитель проекта «Солнечный пес»Проект центра «Собаки-помощники». Татьяна Любимова и директор омского центра канистерапии «Лапу, друг!» Наталья Чайка.
Канистерапия — это особый способ реабилитации и абилитации взрослых и детей с разными заболеваниями и особенностями здоровья с помощью специально обученных собак-терапевтов. Это направление имеет большую историю за рубежом, а в России только набирает обороты и пока представлено немногочисленными инициативами благотворительных фондов или заинтересованных специалистов из смежных областей.
Что такое канистерапия
Канистерапия — это реабилитация и абилитация взрослых и детей с разными особенностями здоровья, например церебральным параличом или аутизмом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, психосоматическими нарушениями или физической инвалидностью, с помощью специально обученных собак.
Канистерапия также используется в работе с пожилыми людьми, людьми с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), детьми с опытом сиротства. Занятия с собаками-терапевтами помогают пациентам социализироваться, развивать умственные и эмоциональные способности, улучшать двигательные функции и моторику. Однако важно понимать, что канистерапия должна применяться в комплексе с другими видами терапии и не может использоваться как единственный, самостоятельный метод лечения.
Метод терапии с участием животных впервые описал американский психиатр Борис Левинсон в 1960 году. Во время приемов у себя дома специалист заметил, что его собака, присутствовавшая на некоторых сеансах, вызывает у детей-пациентов положительные реакции. Кто-то играл с ней, кто-то танцевал, кто-то кормил ее — все это становилось частью терапии и приводило к улучшению состояния детей.
С тех пор терапия, включающая в себя общение с животными, в том числе с собаками, получила широкое распространение на Западе. К примеру, сегодня в некоторых западных больницах пускают собак к пациентам — такие визиты улучшают самочувствие людей, уменьшают тревогу, чувство одиночества и депрессию.
В России канистерапия тоже применяется как метод реабилитации и абилитации, но пока не так широко. Она не имеет официального статуса и законодательно закрепленных критериев отбора и подготовки собак-терапевтов и специалистов в этой области.
Из чего состоит процесс канистерапии
Диагностика
Получить помощь собаки-терапевта могут люди любого возраста. К примеру, в проекте «Солнечный пес» занимаютсяЗа один учебный год в занятиях проекта канистерапии «Солнечный пес» получают помощь 60–70 детей с нарушениями развития и их семьи. Также проект сотрудничает с фондом «Димина мечта» и проводит занятия с воспитанниками центра социальной поддержки и социальной реабилитации детей с инвалидностью «Формула роста». Каждый год помощь получают 25–30 детей, преимущественно с тяжелыми и множественными нарушениями. как дети от года, так и молодые взрослые до 27 лет с нарушениями развития различного генеза: это могут быть незрячие или слабослышащие люди, подопечные с соматическими заболеваниями, психотравмами, дети с аутизмом, церебральным параличом и синдромом Дауна.
Омский центр «Лапу, друг!» работаетЦентр принимает 50–60 детей в год. только с детьми с различными нарушениями. По словам Натальи Чайки, в их центре программа занятий составляется индивидуально — все зависит от заболевания ребенка, его состояния, возможностей и потребностей. Первый этап работы с семьей — диагностика. Специалист подчеркивает: чтобы помощь, в том числе на этапе диагностики, была действительно профессиональной и эффективной, в команде должны работать профильные педагоги, психологи и дефектологи.
Когда родители сталкиваются с тем, что их дети не такие, как им кажется, у них начинается паника и серия необдуманных действий. Запрос взрослых не всегда совпадает с функционалом и готовностью ребенка к этому запросу. Иногда ребенку нужна не канистерапия, а, например, обследования. Важно это выявить и объяснить родителям.
Занятия с собакой
После диагностики специалисты составляют индивидуальный план терапии и начинают непосредственную работу с подопечным. Как рассказывает руководитель проекте «Солнечный пес» Татьяна Любимова, их курс канистерапии включает в себя подготовительный, основной и заключительный этапы.
На подготовительном ребенок знакомится с собакой, педагогом, привыкает соблюдать правила и технику безопасности. Во время основного этапа участвует в специально разработанных играх и делает упражнения, чтобы решать основные задачи реабилитации и абилитации. На заключительном этапе закрепляются достижения ребенка или закладываются основы дальнейшей деятельности, если требуется продолжение терапии. Примерно так же устроены занятия в омском центре «Лапу, друг!».
Мы понимаем, что, например, для ребенка с аутизмом первое время собака не будет существовать как объект. Соответственно, наша краткосрочная цель — приучить ребенка к собаке, чтобы он начал ее видеть. Не в физиологическом плане, а чтобы он начал с ней взаимодействовать и воспринимать ее. Как только начинается взаимодействие, мы переходим на следующий этап.
Занятия с животными могут быть направлены на решение широкого круга задач. Например, как уточняет Татьяна Любимова, ребенок может просто лежать между собаками, чтобы расслабляться. Или двигаться с собакой, преодолевать препятствия, меняя темп и направление, чтобы формировать двигательные функции и учиться ориентироваться в пространстве. Запоминание и проговаривание маршрутов или схем танца помогают развивать психические функции. С маленькими детьми занятия проходят в форме игры, добавляет Любимова. При работе с ними педагоги также используют фольклорные пестушки и потешки.
Как отмечает Наталья Чайка, у многих детей пропущена фаза сюжетно-ролевой игрыОснову сюжетно-ролевой игры составляет воображаемая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя. . В таких случаях специалисты предлагают ребенку сходить погулять с собакой, выбрать вещи, которые они возьмут с собой на прогулку.
В проекте «Солнечный пес» минимальный курс канистерапии длится от шести до десяти занятий, в центре «Лапу, друг!» — год. Есть дети, которые занимаются и по несколько лет, но, как объясняет Наталья Чайка, это не потому, что у них нет прогресса, — все зависит от индивидуальных особенностей. У кого-то случаются откаты из-за перерыва в занятиях, кто-то начинает прием нейролептиков, что тоже влияет на динамику.
Как отбирают собак-терапевтов
В проекте «Солнечный пес» работают золотистые ретриверы и лабрадоры-ретриверы, сейчас их шесть: Рома, Луна, Лари, Руви и ее дочери Арта и Бусинка. По словам Татьяны Любимовой, собаки именно этих пород чаще всего помогают людям с инвалидностью из-за отсутствия агрессии, хорошей обучаемости, дружелюбной внешности и желания сотрудничать с человеком.
Все собаки, занятые в проекте, проходят отбор и тестирование — сначала в возрасте двух-трех месяцев, затем в шесть — восемь месяцев.
Специалисты-кинологи центра «Собаки-помощники» отбирают наиболее смелых, дружелюбных, обучаемых щенков с хорошим балансом возбуждения и торможения, способных выдерживать нагрузки, стоящие перед будущей собакой-терапевтом. Они должны быть абсолютно послушными в любой ситуации, но при этом сохранять инициативность, уметь подстраиваться под движения людей с различными нарушениями, сохранять полную неподвижность и расслабленность в упражнениях на релаксацию, при необходимости смело идти на препятствия.
Отбор и отсеивание собаки проходят и во время обучения, продолжает Любимова. Из десяти отобранных в возрасте двух-трех месяцев щенков в лучшем случае к работе после обучения приступают одна-две собаки.
В омском центре «Лапу, друг!» работают восемь — десять разных собак. По словам Натальи Чайки, порода не важна, главное — чтобы животные были разных размеров. Например, бывает так, что ребенок не воспринимает маленькую собаку — тогда ее меняют на собаку большего размера. Также можно заменить длинношерстную собаку на короткошерстную, если видно, что на тактильном и сенсорном уровне ребенок не может с ней взаимодействовать.
Как происходит обучение собак
С двух до шести месяцев щенки проходят общий курс дрессировки с учетом специфики дальнейшей работы, говорит о подготовке животных в проекте «Солнечный пес» Татьяна Любимова. С шести месяцев начинается специализированное обучение будущих собак-терапевтов.
Помимо базового курса, все животные обязательно проходят дополнительное обучение трюкам и танцам. Тренировки проходят каждый день с двумя выходными в неделю и строятся по принципу «от простого к сложному».
Чем больше умеет собака, тем шире спектр воздействия, который специалист может предложить ребенку. Кроме того, во время занятий совершенствуются контакт и взаимопонимание в паре канистерапевт — собака, что является залогом продуктивной и успешной работы с детьми и взрослыми.
После курса подготовки собаки-терапевты проекта «Солнечный пес» проходят двухмесячную стажировку. Сначала их привлекают к работе от трех до пяти минут с самыми сохранными и подготовленными детьми. А затем собаки участвуют в полноценных занятиях с детьми с диагнозами разной степени тяжести.
Наталья Чайка также объясняет, что команды для собак-терапевтов устроены немного иначе, чем в классическом курсе по послушанию. Например, если нужно, чтобы собака легла, то канистерапевт может дать ей команду пальцем или взглядом. Также есть команда «лежи тихо», чтобы собака просто лежала и не меняла положения, а команда «пожалуйста» работает как спусковой механизм, разрешающий собаке взять пищу либо игрушку.
До какого возраста работают собаки-терапевты
Собаки, работающие в проекте «Солнечный пес», — долгожители, говорит Татьяна Любимова. В 12–13 лет они сохраняют отличную физическую форму и работоспособность, участвуют в занятиях и танцуют с детьми почти наравне с молодыми «коллегами». Собаки старшего возраста задействованы в наиболее щадящих занятиях, а совсем старенькие живут в семьях канистерапевтов как домашние любимцы.
Наталья Чайка отмечает, что специалисты центра «Лапу, друг!» также внимательно следят за состоянием каждой собаки. Как только становится понятно, что животное устает, его переводят на более простые и спокойные упражнения, не связанные с активными прыжками или бегом.
Этично ли собак использовать как терапевтов
Собака, как никакое другое животное, способна считывать состояние человека и подстраиваться под его возможности и потребности, что испокон веков делает ее незаменимой помощницей. При правильном отборе, подготовке и обеспечении работы собаки-терапевты не испытывают дискомфорта и очень любят свою «профессию».
Собака, как любое живое существо, может показать, что сегодня она не хочет скакать и прыгать, а хочет только сидеть, лежать и ползать. Тогда специалист может скорректировать для нее упражнения. Или собаки и дети энергетически не срастаются, тогда мы подбираем ребенку другую собаку. Если специалист не увидел, что собаке некомфортно, и не вывел ее с курса, то это огромный минус специалисту.
Кроме того, в течение дня соблюдается режим — после занятия с одним ребенком собака 40 минут отдыхает, а летом животные уходят в полноценный отпуск.
Спасибо, что дочитали до конца!