- Опыт
- 21 марта 2022, 11:01
Как международные санкции усложнили работу российских некоммерческих организаций
Разбираем проблемы некоммерческого сектора в России сегодня и пути их решения.
24 февраля президент России Владимир Путин объявил о начале «специальной военной операции»* на Украине. После этого большинство стран мира ввели санкции против России. Они коснулись практически всех сфер: инвестиций, экспорта и импорта, авиасообщения, медиа, интернета и многих других. Из-за происходящего под ударом оказались некоммерческие организации: кто-то уже сейчас столкнулся с нехваткой жизненно важных препаратов из-за усложнившейся логистики, у кого-то резко сократилось количество пожертвований.
Фонд «Нужна помощь» провел опрос, в котором приняли участие около 300 российских НКО. С какими именно проблемами они столкнулись и как предлагают их решать — в материале фонда «Нужна помощь».
Оборудование
Из-за того, что все европейские, а вместе с ними и многие другие страны закрыли авиасообщение для России, а некоторые зарубежные компании прекратили свою деятельность на территории страны, усложнилась логистика средств реабилитации, расходных материалов и медицинского оборудования для подопечных некоммерческих организаций.
15 организаций, которые приняли участие в опросе, ответили, что у них есть или будут проблемы с поставками колясок, вертикализаторов, слуховых аппаратов для людей с инвалидностью. 10 НКО сообщили, что ожидают сложностей с расходными материалами к оборудованию, девять — с медицинскими аппаратами вроде респираторного оборудования и откашливателей, три — с оборудованием для животных.
Другая проблема — рост курса. Сильный скачок доллара и евро привел к тому, что оборудование и расходные материалы подорожали — от 25 до 100%. О проблемах с ростом цен сообщили 23 организации. Три НКО рассказали, что проводят экстренные закупки, чтобы успеть приобрести все необходимое до следующего скачка цен. При этом им приходится расходовать как заложенный на это бюджет, так и внеплановый.
Об экстренных закупках рассказывала в том числе учредитель фонда «Дом с маяком» Лида Мониава. По ее словам, стационарный кислородный концентратор для использования в домашних условиях подорожал на 50%, а аппарат для домашней вентиляции легких через маску — на 13%. Фильтры для кислородных концентраторов стали стоить на 40% больше, а датчики для пульсоксиметров — на 14%. Сейчас «Дом с маяком» пытается закупить годовой запас расходных материалов для медицинского оборудования, которое уже есть у пациентов.
Лекарства
40 некоммерческих организаций сообщили о проблемах с лекарствами и лечебным питанием. 10 из них назвали конкретные препараты, которые уже недоступны к закупке. Это, в том числе, препараты гормональной терапии, противосудорожные препараты, противоэпилептический препарат «Сабрил», препараты антиретровирусной терапии для ВИЧ-положительных людей и многие другие.
Согласно опросу, 26 организаций прогнозируют, что в будущем некоторые препараты также исчезнут из-за трудностей логистики, а на те, что все-таки доедут до России, будет огромный спрос и высокие цены. Поэтому четыре НКО заблаговременно закупили необходимые лекарства, чтобы обеспечить подопечных лекарствами на срок от 3 месяцев до 6 месяцев.
Со сложностями при закупке лекарств столкнулся фонд «Живой». По словам директора организации Виктории Агаджановой, это касается гормональных препаратов «Эутирокса», «Брилинты» и «Липримара».
«Четвертый день мы терроризируем наши партнерские аптеки и фармкомпании с просьбой предоставить нам какое-то количество препаратов. Но их нет в наличии», — сказала она.
Корма и лекарства для животных
Четыре зоозащитных НКО обозначили уже имеющиеся проблемы с лечебными кормами, лекарствами для животных, препаратами для проведения операций. В их числе антибиотики, противопаразитные средства, вакцины «Нобивак» и «Пуревакс», средства обработки от клещей, лечебные корма Hills и другое.
Руководитель благотворительных программ фонда «Рэй» Лидия Кондрашова рассказывала, что специалисты организации наблюдают рост цен на корма, ветеринарные препараты и другие зоотовары. По ее словам, многим питомцам необходимы зарубежные лечебные корма, чтобы поддерживать состояние здоровья. Сегодня их уже практически невозможно купить, отмечала Лидия. Если поставки возобновятся, то такое лечебное питание будет просто не по карману приютам и волонтерам. Это значит, что животных придется перевести на обычный корм, что может снизить качество их жизни.
Пожертвования
Почти все опрошенные организации сообщили о снижении пожертвований после введения санкций. 33 НКО рассказали об отписках рекуррентов, 11 — не смогли получить средства от зарубежных доноров. Еще четыре фонда рассказали, что от них отписались крупные частные жертвователи.
По данным платежных агрегаторов, большинство отказов в операции по картам связано с тем, что у их держателей оказывается на счету недостаточное количество средств, говорила директор по фандрайзингу фонда «Нужна помощь» Майя Соерова.
Тренд на отписки мы по-прежнему видим, и вряд ли ситуация улучшится. Определенно есть связь со снятием наличных с карт, в том числе из-за отключения Apple Pay и Google Pay. Кроме того, многие сейчас переводят свои финансы на карты «Мир». Рекуррентные платежи привязаны к картам, а не к счетам, поэтому и есть отписки. Мы готовим ряд предложений, в том числе для банков, чтобы как-то выправить ситуацию. Очень надеюсь, что наши идеи найдут отклик.
Меньше жертвовать стали и юридические лица. 25 НКО столкнулись с этим из-за закрытия или ухода с российского рынка зарубежные компаний. 36 опрошенных организаций сообщили, что оставшиеся компании заморозили или отменили пожертвования и социальные программы.
Еще 39 НКО рассказали, что столкнулись с проблемами, связанными с грантами. 26 организаций не могут получить перевод по иностранному гранту, а некоторые зарубежные организации отказали в грантовой поддержке. Один фонд отметил, что из-за скачка курса валют не понимает, какую сумму закладывать, а еще шесть НКО планируют пересогласовывать сметы по уже полученным грантам.
Подопечные
С начала специальной операции на Украине у 57 опрошенных НКО увеличилось количество подопечных по их программам, а у 11 организаций — число подопечных-беженцев.
11 участников опроса отметили, что подопечные стали чаще обращаться за психологической помощью. Подопечные еще шести НКО выразили обеспокоенность тем, что они не смогут получить помощь из-за нехватки денег или дефицита лекарств.
Самим же фондам не хватает в команде людей — об это сообщили девять организаций. Новые программы в связи с ростом обращений открыли четыре НКО, а две, наоборот, приостановили открытие новых проектов. Еще трем организациям не хватает средств, чтобы помогать всем подопечным.
К примеру, фонд борьбы с ОРБИ был вынужден приостановить набор персонала, чтобы сохранить имеющиеся проекты.
«Мы приостановили набор персонала и были вынуждены временно заморозить все планируемые активности, потому как решили сконцентрироваться на сохранении существующих проектов и поддержке команды», — сообщил руководитель отдела коммуникаций фонда Андрей Саитов.
Спасибо, что дочитали до конца!