- 17 декабря 2018, 19:43
Зачем мы поддерживаем Центр взросления в Самаре и что это такое
Некоторые осуждают нас за то, что мы собираем деньги на зарплаты сотрудников благотворительных организаций — дескать, лучше напрямую помочь сиротам и детям в детских домах. Нашу позицию на этот счет легко понять на примере «Домика детства» и его Центра взросления. Мы собираем деньги на зарплату руководителя центра, воспитателя-методиста, аренду помещения и еще несколько целей. Смета и подробное описание сбора – здесь.
Директор центра – это Станислав Дубинин. В центре его называют Стас или «папа». За плечами Стаса 15 лет работы в детском доме. Когда он понял, что в сиротских учреждениях не дают навыков взрослой жизни, то ушел и создал свой центр взросления для вчерашних воспитанников детдомов.
«Государство заваливает их деньгами, — говорит Стас. – Делает из них потенциальных преступников, инвалидов или мертвецов». На выходе из сиротского учреждения у человека может быть от нескольких сотен до миллионов рублей и полное отсутствие навыков в большой жизни. К чему это приводит, писал в недавней статье на «Таких делах» директор «Домика детства» Антон Рубин.
В Самаре эту проблему решают «Домик детства» и Центр взросления. В одном частном доме они создали комфортную среду, где вчерашние воспитанники детдомов учатся готовить себе, мастерить мебель, шить и не только. Еще они получают здесь заботу и чувство плеча, знакомое людям, у которых есть семья.
Сопровождением проекта со стороны «Нужна помощь» занимается координатор Алина Филатова. Алина на постоянной связи с «Домиком детства». Она утверждает героев для фандрайзинговых текстов «Таких дел», согласовывает с фондом статьи, контролирует отчеты о расходовании пожертвований. В конце ноября Алина поехала в Самару, чтобы познакомиться лично со Стасом, Антоном и увидеть центр взросления своими глазами.
Что мы узнали в поездке?
Во-первых, центр взросления «Домика детства» — это настоящий домик, который находится в частном секторе в окружении панельных многоэтажек. У центра есть свой участок. И, хотя холодным ноябрьским днем сложно оценить его прелесть, летом ребята проводят здесь большую часть времени – ухаживают за огородом и даже разводят кур.
Домик небольшой и старенький. Зайдя внутрь, мы сразу же оказались на кухне — она оборудована прямо в сенях. На плите шипит сковорода с овощной поджаркой, в огромной кастрюле варится бульон. К нашему приезду здесь готовились.
Нас встретила Лиля — методист и воспитатель. У нее на руках грудной малыш, ребенок молодой пары, выпускников детдома. Проходим через кухню, оказываемся в маленьком предбаннике. Слева детская игровая, там совсем малышня. Справа – гардероб, а прямо гостиная, где проводят время дети постарше, многие из которых уже сами родители.
«У нас разных возрастов ребята. Парень приходил 40-летний. Мой самый первый выпуск. Пришел — документов нет, прописки нет, работы нет. Я говорю, ты как живешь. Он: «Ну вот у сестры был какое-то время. Потом она меня выгнала». Я поехал в детский дом. В личных делах нашел его свидетельство о рождении, поехали с ним восстановили документы и с паспортом уже устроили работать охранником на автостоянке, — вспоминает Стас. — Ну вроде стало все налаживаться, потом бах и пропал. У сестры его спрашивал, говорит, позвали на работу в другой город. А я знаю эту «работу». Там и в рабство могли забрать, и вообще все, что угодно».
Центр работает каждый день. Двери его открыты с обеда и до позднего вечера. Ребята могут оставить здесь своих детей, если им нужно на работу. «В этом году мы получили грант и смогли нанять воспитателя для детей. Сейчас закупаем потихоньку все, что необходимо для развивающих игр. Лазалки всякие, чтобы было куда энергию девать», — рассказывает Стас.
Для взрослых здесь тоже занятий хватает. Во-первых, недавно в гараже оборудовали столярную мастерскую. Заправляет ей Саша, бывший воспитанник сызранского интерната. Он помогает другим ребятам делать стулья, табуреты и обустраивать собственное жилье, которым выпускников детдомов по закону обеспечивает государство.
Для девчонок в пристройке оборудовали швейную мастерскую. На острожный вопрос, могут ли девочки предпочесть столярную мастерскую швейной, в центре заверили, что да, могут.
https://www.facebook.com/anton.rubin.samara/videos/1968831763184941/
Зачем молодым совсем людям все эти половники, стамески и швейные машинки? Ответ прост – чтобы научиться жить самостоятельно и попробовать обрести профессию.
Никто из воспитанников детских домов никогда не готовил себе. Как же им прокормить себя? Вот, например, в центр взросления приходит Лена. Ей чуть за 20 лет. «Показываю ей вишню и спрашиваю, что это. Говорит: «Яблоня». А на грядки с помидорами говорит: «Картошка». Ну ладно, думаю, есть с чем работать», — вспоминает Стас. Как-то Лена порезала в суп ботву от моркови вместо укропа. «Зато теперь какие варит супы», — говорит Стас.
Казалось бы, вот уж достижение — суп сварить. Но для выпускницы интерната это жизненно важный навык и самый дешевый способ накормить семью. У многих девочек уже есть свои дети, у некоторых по двое-трое. «Я им всегда говорю – покупайте курицу. Супа из целой курицы хватит на три-четыре дня», — говорит директор центра.
Фонд «Нужна помощь» и«Такие дела» собирают деньги на зарплату сотрудников Центра, потому что они помогают не одному человеку, а сразу целой социально незащищенной группе — сиротам, решая проблему всего общества. Если вы хотите поддержать Центр взросления, пройдите по ссылке. Если хотите подробнее ознакомиться с масштабами проблем сиротства в России, то предлагаем вам ознакомиться с последним и единственным в своем роде исследованием на этот счет.
Фонд «Нужна помощь» поддерживает прозрачные организации, которые реализуют системные проекты для решения самых разных социальных проблем. Программу развития некоммерческих организаций мы реализуем с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.