18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • 20 декабря 2022, 01:18

Фандрайзинг в России в 2022 году: возврат к сборам на личные карты и уход крупных доноров с рынка. Результаты опроса НКО

В ноябре 2022 фонд «Нужна помощь» вместе с партнерами провел опрос начинающих и опытных фандрайзеров. Целью опроса было понять, где фандрайзеры учатся профессии, на кого равняются, какие проблемы видят в сообществе фандрайзеров и как для себя воспринимают 2022 год. В опросе приняло участие 244 фандрайзера, работающих в российских НКО. В этом материале мы коротко рассказываем про основные результаты исследования.

Сколько можно привлечь на 1 рубль, вложенный в фандрайзинг

Согласно результатам опроса, который проводил фонд «Нужна помощь» совместно с партнерами«Клуб фандрайзеров», «Digital Fundraising», «Фандрайзинг и печеньки», проект «Кухня НКО»/ЦРНО, Ассоциация фандрайзеров, чаще всего фандрайзеры ищут финансирование через гранты (56%), привлекая массовые пожертвования (50%), работая с корпоративными донорами (49%). Наименее популярное направление фандрайзинга — волонтерский фандрайзинг (17%).

Кого опрашивали: начинающих и опытных фандрайзеров

Даты проведения: 11 ноября – 30 ноября 2022 г.

Как рекрутировали: публикация ссылки на опрос в телеграм-каналах партнеров опроса: «Клуб фандрайзеров», «Digital Fundraising», «Фандрайзинг и печеньки», рассылка по базе ЦРНО, Ассоциации фандрайзеров, фонда «Нужна помощь», публикация ссылки на опрос в СМИ (АСИ, Филантроп), в группе «Благотворительная курилка», телеграм-канале «Причини добро», рассылка по базе «Planeta.ru», публикация ссылки на сайте ресурсных центров НКО.

Достигнутая выборка: 244 респондента

Метод: онлайн-опрос

Техническая поддержка: Tiburon Research

В среднем за 10 месяцев 2022 года (опрос проводился в ноябре) один фандрайзер привлек 2,5 миллиона рублей (лично или команда под его руководством). При этом «сверхзатраты», то есть, дополнительные затраты, помимо самих зарплат штатных сотрудников, на привлечение этих средств в среднем составили 300 тысяч рублей. То есть в среднем на 1 вложенный рубль фандрайзеры привлекали 8 рублей. Кроме того, чем больше фандрайзер вкладывает дополнительно (например, на рекламу, привлекая на аутсорс на проект и т.д.) в фандрайзинг, тем больше он привлекает денег.  Также больше всего привлекают фандрайзеры, работающие в команде (необязательно с другими фандрайзерами).

Как НКО собирают деньги в рамках массового фандрайзинга

Чаще всего деньги с доноров-физлиц НКО собирают через сайт или соцсети (87%). На втором месте — через массовые email-рассылки (62%), ещё 2 года назад email-рассылки пользовались значительно меньшим «спросом». На третьем месте по популярности — краудфандинговые платформы (54%).

При этом 11% фандрайзеров указали, что собирают средства на карты физических лиц.

Согласно существующему консенсусу среди некоммерческих организаций, практика перевода на карты физических лиц содержит большой риск мошенничества и не рекомендуется профессиональным организациям.

Сами фандрайзеры в этом же опросе оценивали сплоченность сообщества фандрайзеров в России. Согласно их ответам, нет уверенных позитивных или негативных оценок сообщества, больше половины не смогли оценить сплоченность (затруднились или поставили среднюю оценку). Средняя оценка сплоченности — 3 из 5. При этом в ответе на о причинах разобщенности на втором месте по популярности – как раз возвращение к сборам на карты и этика сборов (какие фотографии должны или не должны публиковаться и т.д.).

Возвращение к сборам на карты, в том числе, связывают с усложнением работы фандрайзеров на фоне «спецоперации» и последующих санкций — невозможность работать с иностранными донорами, отмена ApplePay  и так далее.

Что разочаровало, а что воодушевило фандрайзеров в 2022 году

У фандрайзеров спросили, какие события 2022 года, связанные с фандрайзингом, их разочаровали. Все события в фандрайзинге так или иначе связывались с последствиями проведения «спецоперации».  Так, наибольшее разочарование вызвало уход иностранных компаний, сервисов, невозможность принимать иностранные платежи:

  • «Уход иностранных корпоративных доноров с рынка»
  • «Вынужденный уход некоторых корпоративных доноров»
  • «Уход крупных западных жертвователей и спонсоров»
  • «Санкции на SWIFT код и падение сборов из международных источников»
  • «Невозможность работать с иностранными фондами».

Также разочаровывающим стало падение сборов от частных доноров и в целом смещение интереса от социальных проблем:

  • «Уехало/отписалось много доноров в нашей организации»
  • «Массовые отмены ежемесячных подписок»
  • «Отток доноров в конце февраля и в конце сентября»
  • «Снижение общей активности доноров»
  • «Доноры в подавляющем большинстве отошли от участия в социальных проектах на местах».

Также фандрайзеры указывали на сокращение числа благотворительных (в т.ч. нетворкинговых) мероприятий, ужесточение законодательства для НКО, блокировку социальных сетей, появление сборов на карту, а также результаты последнего конкурса Фонда президентских грантов.

Треть опрошенных фандрайзеров (33%) не смогли найти ничего воодушевляющего в фандрайзинговых событиях 2022 года. Из тех, кто все-таки нашел,  чаще указывали на посещение благотворительных/нетворкинговых мероприятий и конференций, оставшуюся поддержку от доноров (как частных, так и корпоративных), и собственное обучение.

Кого воспринимают экспертами в фандрайзинге

У фандрайзеров спросили, кого они считают экспертами в области фандрайзинга среди организаций и среди людей.

Экспертами скорее воспринимаются крупные организации с большими сборами, чем профильные фандрайзинговые организации. Чаще всего фандрайзеры называли фонд «Нужна помощь», фонд «Вера», «Подари жизнь», «Ночлежка».

Среди людей-экспертов чаще всего называли Анастасию Ложкину, Ирину Меньшенину и Дмитрия Даушева.

Полную версию читайте здесь

Читайте также
Итоги года от некоммерческого сектора. Адаптация и расширение горизонта планирования
25 декабря
Потери доноров, помощь беженцам и выгорание. Итоги года от некоммерческого сектора
29 декабря
Что мешает развиваться некоммерческому сектору: результаты опроса «Пульс НКО»
2 декабря